СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад: "Создание дружного классного коллектива, атмосферы сотрудничества толерантности и поддержки"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эпиграфом выступления я взяла слова Бернарда Шоу:

«Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди».

Что означают эти слова в аспекте нашего разговора? Я не буду забегать вперёд, предлагаю вам послушать сейчас историю….

«В далекие времена был на Земле один язык и одно наречие, все люди жили одной большой семьёй. Но вскоре обнаружилось, что зло и гордыня овладели сердцами многих. Однажды собрались они вместе и сказали: «Построим себе город и башню высокую до небес и сделаем себе имя, прежде чем рассеемся по лицу земли». Они наделали кирпичей из глины и ревностно занялись постройкой. Но богу не угодна была гордыня людей, желающих прославить только себя. И смешал он языки и наречия. Строившие башню стали ссориться и браниться, дошло дело и до драки. Увидели они, что уже никакого дела не будет, что им не окончить работы, и бросили свою постройку, разбрелись в разные стороны».

Возникает вопрос?

Отчего же людям так трудно договориться? Почему они забывают порой о связи между чувствами и рассудком, о терпении друг к другу, об умении и необходимости достойно переживать не только радость, счастье, но и боль, горе, страдание, о том, что чужой боли не бывает…

С каждым днем все увереннее набирает обороты третье тысячелетие, прогресс неумолимо движется вперед. Казалось бы, жизнь должна быть размереннее, спокойнее. Но агрессия не уменьшается, а как бы дробится на злые дела и поступки отдельных людей. Мир невозможен без диалога, взаимопонимания, содружества, согласия, компромисса. Моделью для взаимоотношений людей, народов и стран в современном мире призвана стать толерантность. Сегодня задача воспитания толерантности должна пронизывать деятельность всех социальных институтов и в первую очередь тех, кто оказывает непосредственное воздействие на формирование личности ребенка, а это, в первую очередь семья, и, конечно же, школа.

Какой возраст наиболее удобен для воспитания толерантного отношения к другому?

На сегодняшний день возникает необходимость воспитания культуры толерантности с самых первых дней обучения. Именно в начальной школе важно научить ребенка, с одной стороны, принимать другого как значимого и ценного, а с другой стороны — критически относиться к своим собственным взглядам. Во многих случаях важно обеспечить четкий, доступный показ образца поведения (например, демонстрация того, как себя вести в столовой, при встрече с взрослыми и т. п.). Учитель подсказывает детям «добрые», «хорошие» поступки.

Основные направления работы по сплочению детского коллектива

  • Организация совместной деятельности учащихся
  • Постановка общественно значимой и привлекательной для учащихся цели.
  • Создание органа внутри коллективного самоуправления.
  • Поддержание, стимулирование и незаметная корректировка отношений в классе.
  • Планомерная смена поручений учащихся в самоуправлении.
  • Установка традиций класса.
  • Поощрение сотрудничества учащихся при выполнении общих дел, стимулирование добровольной взаимопомощи в учении.
  • Предупреждение и пресечение конфликтных ситуаций, сплетен.

Рекомендации:

1. Создать в классе единую систему традиций и ценностей.

Для этого можно предложить детям ответить на вопросы анкеты:

Каким, по твоему мнению должен быть дружный класс?

Как сделать так, чтобы класс стал дружным?

Какие традиции есть в нашем классе?

Назови твои "можно" и "нельзя" в классе.

Какие мероприятия в классе, по твоему мнению, должны стать традиционными?

2. Ввести традицию обратной связи.

В конце каждой четверти и в конце года дети пишут записки (говорят учителю), где могут задать вопрос, написать что-то наболевшее, о чем не могут сказать вслух. На основе этого учитель планирует воспитательную работу.

3. Создать "ящик пожеланий".

4. Проводить как можно больше традиционных внеклассных мероприятий (праздники)

Традиция учащихся класса под названием "Я пришел в этот день в этот мир". Традиция быть всем классом всегда рядом с тем, у кого в жизни наступили трудные дни. Традиция походов и экскурсий, в музеи и др.

5. Особую работу следует вести с " отвергнутыми" детьми.

Попытаться привлечь их к совместной деятельности класса.

Найти для них поручения, где они раскрывали бы свои лучшие способности.

Чаще хвалить и поощрять их в присутствии класса, но делать это за конкретно выполненное ими действие или поступок.

6. Работа в группах.

На уроках можно организовать работу по подгруппам, причем в каждой должны быть как "сильные", так и "слабые" ученики. Группа должна придерживаться принципа взаимопомощи и поддержки, должна быть мотивация на достижение, а между группами необходим момент соперничества.

7. Распределение между учащимися поручений.

От педагога требуется лишь умелое руководство деятельностью учащихся, предоставление им свободы и самостоятельности. Классный руководитель должен уметь поддерживать инициативу детей. Самое главное - педагог должен видеть маленький и большой успех каждого ученика в порученном ему деле и умело поощрять его.

8. Использование на классных часах психологических игр на сплочение коллектива для детей.

9. Сказкотерапия.

10. Обсуждение ситуаций, анализ, разыгрывание

Используя различные пути и средства для сплочения коллектива, очень важно, чтобы толерантным был сам педагог. В нашем коллективе много хороших педагогов… А может ли нетолерантный педагог воспитать толерантную личность? Хороший педагог должен относиться к школьникам как к своим детям. Дети в первую очередь должны доверять своему учителю, классному руководителю.

Итак, если мы действительно хотим, чтобы наши дети не только знали и понимали, в чем ценность терпимого, равноправного, уважительного отношения людей друг к другу, но и сами освоили такое отношение в качестве первичной модели поведения, в школе необходимо создать специальную программу «Основы дружного взаимодействия, толерантности и поддержки», рассчитанную на учащихся всех возрастов – с 1-го по 11-й класс.

Она должна объединять в неразрывном единстве три взаимосвязанных блока: знание сущности дружеских отношений, практические навыки подобного поведения, переживание положительных эмоций по поводу достижения уважительного взаимодействия с окружающими людьми.

В заключение я хотела бы привести слова Мудрого Сенеки. Он сказал: «Мы рождены, чтобы жить совместно, наше общество – свод из камней, который обрушился бы, если бы один не поддерживал другого».

Нужно помнить, что мы строим культуру мира. Мы больше получим, чем отдадим, если будем чаще вспоминать про то, что нас соединяет, про то, что человек становится Человеком только благодаря другому человеку.

10.12.2022 23:05


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!