СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Из опыта работы учителя начальных классов «Реализации современных технологий обучения и воспитания» с детьми младшего школьного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В моем классе обучаются дети с разной степенью нарушений опорно-двигательного аппарата (от невидимой степени до детей, которые не могут самостоятельно передвигаться и постоянно нуждаются в помощи). Класс особый, дети очень разные и было важно заинтересовать детей на уроках, подобрать материал с учетом индивидуальных особенностей, с учетом структуры их дефекта. Поэтому одной из основных проблем является проблема поиска наиболее эффективных условий организации обучения детей с ОВЗ. Чтобы заинтересовать учащихся, сделать обучения осознанным, я использую в своей работе современные технологии (технологии нестандартных уроков, здоровьесберегающие технологии, технологии альтернативной коммуникации), создаю индивидуальные программы развития.

Технологии нестандартных уроков. Чтобы повысить интерес детей с ограниченными здоровья к учебе и общественной жизни решила изучить и использовать на уроках форму интегрированного обучения, что способствует снятию перенапряжения, утомляемости учащихся за счет переключения их на разнообразные виды деятельности в ходе уроков. Интеграция способствует развитию воображения, внимания, памяти, мышления учащихся. Она помогает детям с ограниченными возможностями здоровья целостно воспринимать мир, познавать красоту окружающей действительности во всем ее разнообразии.

Цель интегрированных уроков: отработка новых методов, форм, приемов и средств обучения, что ведет к реализации основного закона педагогики- закона об активности обучения.

Задачи интегрированных уроков:

  1. Систематизация и закрепление знаний учащихся;
  2. Ликвидация пробелов в знаниях;
  3. Проверка уровня усвоения учащимися понятий и законов;
  4. Установление связей между понятиями с целью приведения их в систему;
  5. Развитие познавательной активности и интереса к предмету;
  6. Развитие коммуникативных навыков общения и положительных межличностных отношений;
  7. Снятие эмоциональной и физической замкнутости.

Можно использовать различные варианты интеграции предметов:

Математика + Рус. яз + Окружающий мир

Математика + Технология + Изо

Необязательно весь урок должен стать нетрадиционным, возможно внесение в него отдельных элементов, которые направлены на активизацию обучения. В ходе реализации учебной, коррекционной, воспитательной деятельностей я использую нетрадиционные приемы работы. Такие как элементы арттерапии:

Музыкотерапия. Дети со сниженным темпом работы нуждаются в стимулирующей музыке, которая бы повышала возбуждение в коре головного мозга и стимулировала бы общий жизненный тонус. Расторможенный дети (гиперактивные) успокаиваются спокойной музыкой умеренного темпа, снижающей возбуждение состояния коры головного мозга. Дистоническим детям, у которых в течение дня происходит резкая смена эмоционального состояния, требуется стабилизирующая музыка: спокойного характера с акцентами, повторяющимися через ровные интервалы, и с одинаковым уровнем звучания. Слушание классической музыки (Моцарт, звуки природы).

Изотерапия используется при создании положительной мотивации, помогает преодолеть страхи детей перед трудностями, помогает создать ситуацию успеха, а также воспитывает чувство взаимопомощи, взаимовыручки, помогает детям развивать фантазию, использую различные цветовые гаммы, различные материалы для работы. Имеет огромное коррекционное значение при развитии мелкой моторики пальцев рук. Использование нестандартных техник: рисование пальчиками, рисование ватной палочкой, печать поролоном, отпечатки листьев, рисунки из ладошки, волшебные веревочки. Использование изотерапии на любых уроках.

Сказкотерапия. Использование драматизаций, кукольного театра, музыкального театра на уроках чтения, проведение бинарных уроков чтения и музыки с использованием сказкотерапии. Благодаря куклотерапии создается особая «терапевтическая» среда, стимулирующая развитие личности ребенка, а также укрепляется союз с педагогом, способствует развитию коммуникативной деятельности, развитию положительного настроя.

Песочная терапия. Использование воды как снятие агрессии, напряженности. Перебирание фасоли, гороха – развитие мелкой моторики. Изготовление аппликаций из круп на уроках технологии и изо. Оживотворение абстрактных символов: букв, цифр, геометрических фигур на уроках математики, рус. яз, окружающего мира.

Здоровьесберегающих технологий для детей с ДЦП:

Особый двигательный режим. (ОДР) рекомендован врачом-ортопедом, обязателен для всех детей ежедневно в течение 15 минут (Дети лежат в определенных позах на ортопедических ковриках).

Смена динамических поз, реализация специальных упражнений и таблиц, снимающих зрительное утомление, смена динамических пауз. В ходе уроков важно подобрать «удобную позу» ребенка (подставка для ног, удобное кресло. стул, модуль, подушки, ремни, регулирующие и фиксирующие позу ребенка). Выбор «удобной позы» напрямую связан с успешностью овладения ребенком учебным материалом ( в какой позе ему удобней выполнять письменные работы, отвечать: сидя или может выйти к доске),настроя на урок. Важно определить место ребенка с ДЦП в классе так, чтобы он мог стоять или выходить из-за парты, расставить парты с учетом особенностей передвижения детей ( дети на колясках, триножках). Использование на уроках «утяжелителей» (одеваются специальные мешочки с каким-либо наполнением для создания дополнительного веса и нажима на руку) для детей с тремором рек, гипотонусом. Необходимо варьировать обьем и формы выполнения письменных работ, чтобы ребенок успевал за темпом класса, не переутомлялся и была возможность для формирования учебных навыков. Пространство на столе должно быть достаточным для свободной манипуляции учебниками, учебными принадлежностями. Школьные принадлежности должны быть подобраны с учетом индивидуальных особенностей учеников (толстые карандаши, ручки, специальные фиксаторы для ручек (чтобы рука ученика во время письма была зафиксирована и принимала правильную позу),ручки для леворуких детей.

26.01.2024 19:49


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!