СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Из опыта работы «Особенности подготовки обучающихся 9-го класса к устному итоговому собеседованию»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Из опыта работы «Особенности подготовки обучающихся 9-го класса к устному итоговому собеседованию»

Подготовила: Богдан М.Д. учитель русского языка и литературы МОУ «Вольновская школа».

«Первоначальная функция речи – коммуникация.

Речь есть, прежде всего, средство социального

общения, средство высказывания и понимания».

Л.С. Выготский

Итоговое собеседование по русскому языку вводится в рамках реализации Концепции преподавания русского языка и литературы для проверки навыков устной речи у школьников. Прохождение итогового собеседования является для выпускников 9-х классов допуском к ГИА.

В мире современных технических достижений (мобильных телефонов, интернета и т.п.) умение общаться становится одним из самых необходимых и ценных навыков. Коммуникативные навыки очень важны для личностного развития, профессионального роста и самовыражения, так как определяют успешность взаимодействия с миром, окружающими людьми, самим собой.

Устная коммуникабельность включает в себя способность четко и адекватно излагать свои мысли, умение расположить к себе собеседника с первых минут разговора, а также в способности слушать своего оппонента.

В формировании коммуникативных навыков, помимо семьи и социума, важную роль играет школа. Процесс общения, говорения происходит как на уроках, так и во внеурочной деятельности. С учетом нормативно-возрастного развития ребёнка развитие коммуникативных навыков задаёт содержание и характеристики учебной деятельности на уроках гуманитарного цикла, в частности на уроках русского языка.

В развитии системы универсальных учебных действий в рамках реализации ФГОС в составе личностных, регулятивных и познавательных действий особую значимость приобретают коммуникативные действия:

  • правильно оформлять свои мысли в устной и письменной речи;
  • правильно строить цепь логических рассуждений, выдвигать гипотезы и уметь их обосновывать;
  • свободно выражать мысли и чувства в процессе речевого общения;
  • воспринимать информацию с учетом поставленной учебной задачи;
  • знать особенности диалогической и монологической речи;
  • строить речевое монологическое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Общие сведения

  1. Технология проведения итогового устного собеседования (далее – итоговое собеседование) предполагает устное выполнение участниками заданий контрольного измерительного материала (далее – КИМ) в образовательной организации (далее – ОО).
  2. КИМ состоит из четырех заданий, включающих в себя чтение текста вслух, пересказ текста с привлечением дополнительной информации, монологическое высказывание по одной из выбранных тем и диалог с экзаменатором-собеседником.
  3. На выполнение работы каждому участнику отводится в среднем 15 минут.
  4. Итоговое собеседование обучающихся проводится в ОО.
  5. Итоговое собеседование проходит в аудитории проведения с оборудованным рабочим местом для осуществления аудиозаписи ответов участников итогового собеседования.
  6. Оценка выполнения заданий итогового собеседования осуществляется в соответствии с одним из следующих вариантов[1]:

А) Первый вариант: экспертом непосредственно в процессе ответа по специально разработанным критериям по системе «зачет/незачет». При этом повторно прослушиваются и оцениваются записи ответов отдельных участников (при необходимости);

Б) Второй вариант: экспертом после окончания проведения экзамена по специально разработанным критериям по системе «зачет/незачет».

  1. КИМ итогового собеседования размещаются на общедоступном федеральном Интернет-ресурсе за 30 минут до начала итогового собеседования.
  2. Критерии и дополнительные схемы оценивания для экспертов являются общими для всех вариантов и размещаются в открытом доступе на сайте ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений».
  3. Зачёт выставляется участникам, набравшим не менее 10 баллов.

Процедура проведения устного собеседования

  1. Экзаменатор-собеседник и эксперт знакомятся с заданиями, темами беседы и примерным кругом вопросов для обсуждения с участниками. Также эксперт изучает протоколы эксперта для оценивания ответов участников итогового собеседования.
  2. Участники итогового собеседования приглашаются в аудиторию проведения в порядке, устанавливаемом ответственным организатором ОО.
  3. Организатор вне аудитории сопровождает участников итогового собеседования в аудитории проведения и по окончании итогового собеседования – в класс.
  4. Технический специалист перед началом проведения итогового собеседования включает одну общую аудиозапись на весь день проведения итогового собеседования (один общий поток).
  5. Экзаменатор-собеседник в аудитории проведения вносит данные участника итогового собеседования в ведомость учета проведения итогового собеседования в аудитории, выдает участнику итогового собеседования КИМ, фиксирует время начала ответа и время окончания ответа каждого участника итогового собеседования, проводит собеседование.
  6. Экзаменатор-собеседник следит за соблюдением временного регламента:
  7. Прежде чем приступить к ответу участник итогового собеседования проговаривает в средство аудиозаписи свою фамилию, имя, отчество, номер варианта.
  8. Перед ответом на каждое задание участник итогового собеседования произносит номер задания.
  9. После того, как участник итогового собеседования в аудитории проведения закончил выполнение работы, организатор вне аудитории провожает его в класс. Затем приглашается новый участник итогового собеседования.
  10. По завершении участниками сдачи итогового собеседования технический специалист выключает аудиозапись ответов участников и сохраняет ее в аудитории проведения. Наименование файла должно содержать дату проведения итогового собеседования, номер аудитории.

В рамках экзамена проверяется спонтанная (неподготовленная) речь. Будущим выпускникам будет предложен выбор формата экзамена: беседа с учителем, беседа с одноклассником, диалог с виртуальным собеседником с использованием компьютера. Демоверсия состоит из 4 заданий:

1 задание: необходимо выразительно прочитать художественный текст (3 мин.). В этом задании будут предложены только прозаические тексты. Время на подготовку выразительного чтения – 1,5 мин.

Учащимся необходимо за это время прочитать, осмыслить, определить паузы, интонацию, правильно поставить ударение в словах.

Это задание оценивается 3 баллами.

2 задание – пересказ прочитанного текста с привлечением цитат.

3 задание состоит из двух частей: 1) необходимо описать фотографию определенной тематики. В помощь ученику будет предложен небольшой план для высказывания. Кроме этого экзаменуемому необходимо будет ответить на ряд вопросов по данной теме.

В этом задании проверяется монологическая речь с элементами диалога.

2) диалог с учителем. Ученикам предлагают обсудить или с учителем определенную тему для беседы, ответить на вопросы, высказать свою точку зрения. Здесь необходимо учащимся правильно реагировать на реплики собеседника.

Время на подготовку – 2 мин. Оцениваются данные задания 10 баллами.

4 задание: монологическая речь, описание фотографии и размышление на конкретную тематику. Задание этой части похоже на второе задание.

На первый взгляд, кажется, что задания несложные, и большинство выпускников должны с ними справиться. Но опыт показал, что ученики не готовы к устному экзамену. Не каждый к 9 классу научился бегло читать, далеко не каждый может непрерывно говорить на одну тему хотя бы минуту. Не говоря уже об отсутствии ораторского искусства и опыта публичных выступлений. С трудом выстраивают девятиклассники и диалоги.

Выполняя 3 и 4 задания, в процессе говорения учащийся должен показать степень владения всеми видами речи (описание, повествование, рассуждение), строить монологическое высказывание в соответствии с поставленной задачей, умение вести диалог. Следовательно, на уроках русского языка нужно уделять особое внимание основным видам деятельности: говорению, слушанию, письму и чтению. Именно эти виды деятельности лежат в основе процесса речевой коммуникации.

Тематические направления для 2 и 3 частей определены следующие: музыка, музеи, театры, кинофильмы, путешествия, города, увлечения и хобби.

Итак, для успешной сдачи экзамен по разговорному русскому потребуется: умение выразительно читать тексты различных стилей; хорошее владение литературной речью; использование базовых понятий ораторского искусства; умение обходиться без слов-паразитов; способность быстро и четко формулировать свои мысли; аргументируя свое мнение, оперировать фактами из разных предметных областей. Например, если устная часть будет посвящена географическим открытиям 18 века, то Вы должны будете хорошо (если не прекрасно) знать географию, исторические моменты открытий и так далее. И главное все это красиво изложить. Это что-то типа устного сочинения, где нужно проявить все свое мастерство, чтобы выразить именно ту мысль, которую хотят услышать.

Итоговое собеседование выпускники 9 классов будут проходить в своих школах. Оцениваться оно будет по системе «зачет»/«незачет».

Общее количество баллов за всю работу – 19 баллов. Экзаменуемый получает зачет в случае, если за выполнение работы он набрал 10 и более баллов.

Критерий

Краткое название

Балл

Критерии оценивания чтения вслух

Интонация

ИЧ

Темп чтения

ТЧ

Критерии оценивания пересказа текста с включением приведённого высказывания

Сохранение при пересказе микротем текста

П1

Соблюдение фактологической точности при пересказе

П2

Работа с высказыванием

П3

Способы цитирования

П4

Критерии оценивания правильности речи за выполнение заданий 1 и 2

Соблюдение грамматических норм

Г

Соблюдение орфоэпических норм

О

Соблюдение речевых норм

Р

Искажения слов

Иск

Критерии оценивания монологического высказывания

Выполнение коммуникативной задачи

М1

Учёт условий речевой ситуации

М2

Речевое оформление монологического высказывания

М3

Критерии оценивания диалога

Оценивание диалога

Д1

Учёт условий речевой ситуации

Д2

Критерии оценивания правильности речи за выполнение заданий 3 и 4

Соблюдение грамматических норм

Г

Соблюдение орфоэпических норм

О

Соблюдение речевых норм

Р

Речевое оформление

РО

Итог:

Как же организовать подготовку учащихся к Устной части?

1. Вспомнить теорию.

2. Подкрепить каждый блок практикой. И мало просто знать правило, необходимо уметь объяснить и аргументировать выбор.

3. Читать вслух тексты разных стилей и тренировать не только скорость чтения, но и выразительность.

4. Пересказывать тексты. Лучше готовиться в паре, так можно потренировать диалог и указать друг-другу на ошибки, которые очевидны только со стороны.

Категория: Русский язык
10.03.2019 19:09


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!