СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ИСТОРИЯ: ВЗГЛЯД С ПРОШЛОГО В БУДУЩЕЕ …

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работать учителем истории я стала с 2000 года, когда пришла на работу в профессиональный лицей. Кто учится в бывших ПТУ – понятно: в основном дети, которые не смогли ладить со школой. Ребята, мягко говоря, недисциплинированные, с громадными пробелами в знаниях, а иногда и вообще отсутствием таковых, словом с целым комплексом проблем: нежелание учить и учиться, неспособность связывать факты воедино, неспособность представлять себе целостную картину исторических событий. И по видимым и невидимым причинам приходят к нам такие юноши и девушки получить полное среднее образование и заодно овладеть профессией. Часто дети задают вопросы типа: « Зачем нам эта история, всё равно в моей профессии она не нужна будет» Пытаюсь объяснить, что знание истории своей страны жизненно необходимо каждому человеку, история страны состоит из отдельно взятых историй семей, и история вашей семьи является хоть и маленькой, но частичкой большой истории. И так каждые 3-4 года.

Историю наши ребята изучают на 1-2 курсах (10-11 класс школы). Но учебников для НПО специальных по истории нет, как впрочем, и по другим общеобразовательным предметам. Поэтому стараюсь разнообразить свои уроки различными методами, чтобы заинтересовать ребят. Самые первые уроки начинаю с рассказов о красоте и богатстве своей Родины, о героизме и храбрости народа называвшихся славянами, и исторических личностях.

Изначально, в подготовке к урокам мне очень помогли следующие методические издания: «История России в таблицах и схемах» Казиева С.Ш. и Бурдиной Е.Н. – данное пособие содержит материал в сжатой доступной форме основной материал курса истории России. Оформлено в виде таблиц и схем, что способствует оптимальному усвоению материала; «История России: учебный словарь – справочник» под общей редакцией Блохина В.Ф. – содержит свыше тысячи наиболее употребляемых в учебной литературе терминов и понятий, что опять же, способствует углублённому изучению отечественной истории, позволяет ликвидировать пробелы в учебных пособиях по предмету; «Постигая историю Отечества» И.С. Кузнецова – пособие содержит комплекс учебно – вспомогательных материалов, призванных способствовать более эффективному изучению истории. Включает хронику событий и фактов, словарь общественно – исторических терминов, краткие биографические данные об исторических деятелях. И это, конечно не весь список.Сейчас большой выбор новых издательств и учебников, которые, к сожалению, не всегда отвечают требованиям педагогов. Использую на уроках и художественную литературу, и наглядные пособия, DVD и видео материалы. Но стараюсь не перегружать урок, как говорил П.Ф.Каптерев «Не тот умён, кто знает много, но тот, кто знает необходимое, главное». Часто ребята говорят: «Лучше расскажите нам, так интересней, а записывать – неинтересно». И в силу того, что время на изучение истории катастрофически не хватает, и нет возможности его увеличить, приходится мне отказываться от детального изучения некоторых тем программы. Вот и стараюсь, учу ребят писать конспекты схемами, а также затем читать их при опросе. Это самое сложное. Ребята не все готовятся дома. Поэтому пришлось поступить так: давать индивидуальное задание исходя из потенциальных возможностей и подготовленности учащихся. Например, задание выглядит так:

  1. Начало татаро – монгольского ига на Руси.
  2. Причины завоевательных походов татаро – монгол.
  3. Значение Куликовской битвы в освобождении Руси от татаро – монгольского ига.
  4. Краткая характеристика командующего русским войском.
  5. Последствия для Руси татаро – монгольского ига.
  6. Что больше всего понравилось из изученного материала.

Кому просто отпечатанные на карточках задания, тем, кто занимается хорошо – исследовательскую работу, проблемное задание. Обязательное требование – при выполнении задания пользоваться любым источником информации, но не учебником. С учебником ребята тоже работают на уроках при выполнении самостоятельной работы, например, составить опорный конспект, схему битвы и т.д.

Ребята должны учиться анализировать материал, а не просто переписывать и пересказывать. Поэтому на каждом уроке применяю технологию проблемного обучения для развития самостоятельной и творческой деятельности уч-ся. При объяснении материала подвожу уч-ся к противоречиям и побуждаю их самих найти ответ. При изложении различных точек зрения и позиций возникает дискуссия без подготовки, что, по моему мнению, более эффективно, чем подготовленная дискуссия. Подталкиваю ребят делать сравнения, обобщения, выводы, сопоставление фактов. Можно по вариантам, по группам, или каждому поставить проблемный вопрос, которые часто возникают у самих уч-ся на уроке, во время знакомства с новым материалом.

Технология проблемного обучения на уроках истории является объективной необходимостью в современном обучении, т.к. в 90-е гг. очень многие авторы переписывали и переписывают до сих пор историю Отечества, возникло много взглядов на то либо иное историческое событие, или персону. Например, спор «западников» и «славянофилов» о деятельности Петра Великого, революция или переворот (октябрь 1917г.), образование Древнерусского государства (норманнская теория) и т.д. Но прежде, чем познакомить уч-ся с различными точками зрения, я даю возможность уч-ся самим ответить на многие вопросы, например, д/з: написать «+» и «-« петровских реформ.

Чтобы не дублировать школьный материал, большое значение отвожу исследовательской работе уч-ся по изучению событий, фактов, взглядов на основе исторических документов, литературы, мемуаров, интервью и т.д.

В результате применения технологии проблемного обучения на уроке осуществляю дифференцированный и индивидуальный подход, т.к. создавая или озвучивая проблемный вопрос или ситуацию, я направляю уч-ся на её решение, организую поиск решения, а уч-ся из объекта превращается в субъекта своего обучения получающего новые знания и овладевает новыми способами действия.

Используемая литература

Каптерев П.Ф. Дидактические очерки. – Петроград, 1915. С. 228

Работать учителем истории я стала с 2000 года, когда пришла на работу в профессиональный лицей. Кто учится в бывших ПТУ – понятно: в основном дети, которые не смогли ладить со школой. Ребята, мягко говоря, недисциплинированные, с громадными пробелами в знаниях, а иногда и вообще отсутствием таковых, словом с целым комплексом проблем: нежелание учить и учиться, неспособность связывать факты воедино, неспособность представлять себе целостную картину исторических событий. И по видимым и невидимым причинам приходят к нам такие юноши и девушки получить полное среднее образование и заодно овладеть профессией. Часто дети задают вопросы типа: « Зачем нам эта история, всё равно в моей профессии она не нужна будет» Пытаюсь объяснить, что знание истории своей страны жизненно необходимо каждому человеку, история страны состоит из отдельно взятых историй семей, и история вашей семьи является хоть и маленькой, но частичкой большой истории. И так каждые 3-4 года.

Историю наши ребята изучают на 1-2 курсах (10-11 класс школы). Но учебников для НПО специальных по истории нет, как впрочем, и по другим общеобразовательным предметам. Поэтому стараюсь разнообразить свои уроки различными методами, чтобы заинтересовать ребят. Самые первые уроки начинаю с рассказов о красоте и богатстве своей Родины, о героизме и храбрости народа называвшихся славянами, и исторических личностях.

Изначально, в подготовке к урокам мне очень помогли следующие методические издания: «История России в таблицах и схемах» Казиева С.Ш. и Бурдиной Е.Н. – данное пособие содержит материал в сжатой доступной форме основной материал курса истории России. Оформлено в виде таблиц и схем, что способствует оптимальному усвоению материала; «История России: учебный словарь – справочник» под общей редакцией Блохина В.Ф. – содержит свыше тысячи наиболее употребляемых в учебной литературе терминов и понятий, что опять же, способствует углублённому изучению отечественной истории, позволяет ликвидировать пробелы в учебных пособиях по предмету; «Постигая историю Отечества» И.С. Кузнецова – пособие содержит комплекс учебно – вспомогательных материалов, призванных способствовать более эффективному изучению истории. Включает хронику событий и фактов, словарь общественно – исторических терминов, краткие биографические данные об исторических деятелях. И это, конечно не весь список.Сейчас большой выбор новых издательств и учебников, которые, к сожалению, не всегда отвечают требованиям педагогов. Использую на уроках и художественную литературу, и наглядные пособия, DVD и видео материалы. Но стараюсь не перегружать урок, как говорил П.Ф.Каптерев «Не тот умён, кто знает много, но тот, кто знает необходимое, главное». Часто ребята говорят: «Лучше расскажите нам, так интересней, а записывать – неинтересно». И в силу того, что время на изучение истории катастрофически не хватает, и нет возможности его увеличить, приходится мне отказываться от детального изучения некоторых тем программы. Вот и стараюсь, учу ребят писать конспекты схемами, а также затем читать их при опросе. Это самое сложное. Ребята не все готовятся дома. Поэтому пришлось поступить так: давать индивидуальное задание исходя из потенциальных возможностей и подготовленности учащихся. Например, задание выглядит так:

  1. Начало татаро – монгольского ига на Руси.
  2. Причины завоевательных походов татаро – монгол.
  3. Значение Куликовской битвы в освобождении Руси от татаро – монгольского ига.
  4. Краткая характеристика командующего русским войском.
  5. Последствия для Руси татаро – монгольского ига.
  6. Что больше всего понравилось из изученного материала.

Кому просто отпечатанные на карточках задания, тем, кто занимается хорошо – исследовательскую работу, проблемное задание. Обязательное требование – при выполнении задания пользоваться любым источником информации, но не учебником. С учебником ребята тоже работают на уроках при выполнении самостоятельной работы, например, составить опорный конспект, схему битвы и т.д.

Ребята должны учиться анализировать материал, а не просто переписывать и пересказывать. Поэтому на каждом уроке применяю технологию проблемного обучения для развития самостоятельной и творческой деятельности уч-ся. При объяснении материала подвожу уч-ся к противоречиям и побуждаю их самих найти ответ. При изложении различных точек зрения и позиций возникает дискуссия без подготовки, что, по моему мнению, более эффективно, чем подготовленная дискуссия. Подталкиваю ребят делать сравнения, обобщения, выводы, сопоставление фактов. Можно по вариантам, по группам, или каждому поставить проблемный вопрос, которые часто возникают у самих уч-ся на уроке, во время знакомства с новым материалом.

Технология проблемного обучения на уроках истории является объективной необходимостью в современном обучении, т.к. в 90-е гг. очень многие авторы переписывали и переписывают до сих пор историю Отечества, возникло много взглядов на то либо иное историческое событие, или персону. Например, спор «западников» и «славянофилов» о деятельности Петра Великого, революция или переворот (октябрь 1917г.), образование Древнерусского государства (норманнская теория) и т.д. Но прежде, чем познакомить уч-ся с различными точками зрения, я даю возможность уч-ся самим ответить на многие вопросы, например, д/з: написать «+» и «-« петровских реформ.

Чтобы не дублировать школьный материал, большое значение отвожу исследовательской работе уч-ся по изучению событий, фактов, взглядов на основе исторических документов, литературы, мемуаров, интервью и т.д.

В результате применения технологии проблемного обучения на уроке осуществляю дифференцированный и индивидуальный подход, т.к. создавая или озвучивая проблемный вопрос или ситуацию, я направляю уч-ся на её решение, организую поиск решения, а уч-ся из объекта превращается в субъекта своего обучения получающего новые знания и овладевает новыми способами действия.

Используемая литература

Каптерев П.Ф. Дидактические очерки. – Петроград, 1915. С. 228

Категория: История
09.04.2016 09:44


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!