СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

История создания Русского народного оркестра

Нажмите, чтобы узнать подробности

История русского народного оркестра

Современный оркестр русских народных инструментов сложился не сразу. История его возникновения и развития рассказывает о том, как изменялся его состав, возникали оркестровые группы, совершенствовалась партитура.

Рождение оркестра русских народных инструментов связано с популярным народным инструментом, способным красочно воплощать все многообразие и богатство музыкальных образов народного творчества. Этот инструмент — балалайка.

Начнём с самых истоков.История создания оркестра русских народных инструментов неразрывно связана с жизнью и творчеством Василия Васильевича Андреева.

Василий Васильевич Андреев был одержим любовью к народному искусству — песням, танцам и игре на музыкальных инструментах. И хотя родители дали мальчику вполне светское образование, обучали языкам, игре на фортепиано и скрипке.Несмотря на это, интерес его к народной музыке возрастал. Огромную роль в возникновении русского оркестра сыграла встреча народным музыкантом, крестьянином Антипом, а затем Александром Степановичем Паскиным(общественный деятель, играл на б-ке)Увлечение балалайкой захватило Андреева полностью. Он сделал чертежиулучшенного варианта инструмента. Создание концертной балалайки нового образца было лишь началом смелых творческих планов Андреева. По его чертежам мастер Ф. С. Пасербский изготовил целое семейство балалаек(дискант, пикколо, альт, тенор и бас, а немного позднее он сделал секунду и контрабас). Так родился первый балалаечный ансамбль, названный «Кружок любителей игры на балалайках» Выступления ансамбля балалаек, возглавляемого Андреевым, были с радостью и энтузиазмом встречены прогрессивными музыкантами того времени, которые справедливо видели в его деятельности перспективу дальнейшего развития русского национального музыкального искусства. А. Г. Рубинштейн, прослушав выступление этого коллектива, сказал: «Я невероятно удивлен. Ничего подобного я не мог ожидать от балалаек. Эффекты, которые вы извлекаете из них, поразительны. Трудно создать что-нибудь новое вообще, а в сфере музыки — в особенности. Честь и хвала вам, Василий Васильевич». Первое публичное выступление ансамбля балалаек Андреева состоялось 20 марта 1888 года. Так же услышав в исполнении «Кружка» обработки нескольких русских песен, П. И. Чайковский воскликнул: «Какая прелесть эти балалайки! Какой поразительный эффект могут они дать в оркестре; по тембру это незаменимый инструмент». Несмотря на сопутствующий успех, Андреев считал, что останавливаться на достигнутом нельзя: нужно постоянно двигаться вперёд, то есть вводить в ансамбль новые инструменты и усердно работать над репертуаром. Он привлёк к сотрудничеству таких музыкантов – профессионалов, как Н.П. Фомин, B.Т. Насонов, Н.И. Привалов, Ф.А. Ниман и приступил к осуществлению своих новых замыслов. В результате была установлена единая форма партитур, а для инструментов введён общий квартовый строй. Данные преобразования явились настолько целесообразными, что сохранились неизменными до настоящего времени. 1895 год стал в истории * Кружка» знаменательным. Один из его участников, А. Мартынов, находясь в Вятской губернии, случайно нашёл в крестьянском доме старую домру. Она и послужила прототипом для создания целого семейства усовершенствованных домр различных звуковых регистров. Введение этого исключительно красивого по тембру инструмента превратило «Кружок» в новый коллектив, которому Андреев дал название «Великорусский оркестр». Оркестр получил такое название потому, пишет В. В. Андреев, что все инструменты, входящие в его состав, принадлежат к средней и северной полосам России, т. е. к древнему Государству Московскому или Великороссии.» Так первыми народными инструментами, обогатившими звучание андреевского ансамбля, были домры различных размеров и щипковые гусли. Это был оркестр, состоящий из музыкальных инструментов, издавна бытовавших в русском народе.Первый открытый концерт Великорусского оркестра состоялся 11 января 1897 года. Обогащение оркестрового звучания новыми красками и успех первого публичного выступления убедили Андреева, что его поиски идут по верному пути.Размышляя над возможностями обогащения оркестровых красок, изучая научную литературу, советуясь со специалистами, Андреев постепенно вводил в состав оркестра новые русские народные инструменты — духовые (жалейка, свирель) и ударные (накры, ложки, бубен), а несколько позже — столообразные гусли. Часть инструментов усовершенствовались, а некоторые остались в первозданном виде.

Постепенно народными инструментами заинтересовались и композиторы. В опере «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Н. А. Римский-Корсаков обратился к колоритной звучности домр и балалаек. Специально для андреевского оркестра А. К. Глазунов написал свою «Русскую фантазию».

Шли годы, расширялся и репертуар кружка, и география его выступлений. Но буквально на каждом шагу жизнь приносила Андрееву печальные доказательства того, что авторитетное признание передовых музыкантов и большой успех у публики не делают избранный им путь лёгким. Замечательному энтузиасту суждено было познать не только равнодушие властей, но и оскорбительные насмешки заурядных фельетонистов.(журналисты, которые писали высмеивающие статьи). Андреев ищет моральной поддержки. Он обращается с письмом к Л. Н, Толстому. «Стоило ли отдавать этому труду все способности, время и средства? Нужна ли народу его песня?». На что тот ответил: «Я думаю, что вы делаете очень хорошее дело, стараясь удержать в народе его старинные прелестные песни. Думаю, что и путь, избранный вами, приведёт вас к цели, и потому желаю успеха вашему делу. Газеты писали: «… Там, где место настоящей музыке — не место балалайке». Но вскоре, выступив на Всемирной выставке в Париже в 1900 году оркестр имел успех и руководитель был награжден орденом Почетного легиона и Большой Золотой медалью Парижской выставки.

Желая пополнить репертуар «Великорусского оркестра», Андреев успешно пробует свои силы в композиции. Созданные им сочинения написаны в основном в танцевальных ритмах. Многие из них, особенно вальсы, завоевали широкую популярность и сегодня входят в репертуар многих русских оркестров. В процессе становления андреевского оркестра определялся и его репертуар, непосредственно связанный со своеобразным характером звучания оркестра, его выразительными и техническими возможностями. Основа репертуара, собственно, была определена сразу: русский народный оркестр призван был пропагандировать русскую народную музыку. Программы первых выступлений состояли из обработок народных песен и популярных мелодий, старинных вальсов и романсов. Со временем репертуар расширился за счет классической русской музыки. Весьма популярными у многочисленных слушателей и почитателей оркестра были отрывки, попурри из опер, национальный характер которых подчеркивался звучанием оркестра. О том, насколько хорошо удавалось оркестру исполнение русской классики, свидетельствуют высказывания многих современников. И наконец, появились партитуры для народного оркестра. В этом была заслуга Н. П. Фомина, создавшего обработки русских народных песен, которые являются образцами и в наши дни.

Оркестр активно гастролирует по разным странам и становится известен не только в пределах нашей страны. В 1900 году андреевцы вновь едут во Францию. В концертах вместе е ними выступает Ф. И. Шаляпин, ставший горячим приверженцем Андреева. В 1908— 1911 годах «Великорусский оркестр» дважды приглашается в Германию и США, трижды — в Англию, в четвёртый раз выступает с концертами в Париже. Повторные поездки имели своим результатом не только восторженный приём публики и хвалебные рецензии. «Когда я приехал в Лондон, — вспоминал Андреев, — я нашёл там шесть оркестров английских балалаечников». Англия не была исключением. Биограф Андреева Ф. Соколов пишет: «Всюду, где побывал оркестр Андреева, широкие круги любителей музыки забрасывали свои гитары, мандолины, цитры и банджо и переходили на балалайки и домры. В одном только городе Сан-Луи (Америка) образовалось шесть любительских балалаечных оркестров», 1917 год. Андреев восторженно приветствует падение монархии, Великую Октябрьскую социалистическую революцию. Сразу и без колебаний решает он поставить своё искусство на служение народу. Андреевцы часто выступают перед рабочими и солдатами. Осенью 1918 года по предложению Советского правительства оркестр выезжает из Петрограда для выступления в красноармейских частях на фронтах гражданской войны. Один из участников оркестра вспоминал: «Во время последней поезд на фронт Андреев имел такой успех, что однажды после концерта красноармейцы под гром аплодисментов несли его на руках из депо до вагона, в котором он жил. Не меньшим доказательством успеха андреевского оркестра является также целая книга благодарностей за концерт. от всех воинских частей, где играл оркестр». Но условия гастролей были нелёгкими. Во время одной из таких поездок В. В. Андреев простудился, болезнь осложнилась и в конце 1918 года замечательного музыканта не стало.Советское правительство высоко оценило патриотическую деятельность Андреева и его коллектива. После Великой Октябрьской революции оркестру было присвоено звание Первого русского народного оркестра. Его традиции, опыт, репертуар послужили основой, явились примером для народных оркестров, созданных во многих городах и селах Советской страны. «Не скрою, что достиг я своей цели путём тяжёлого непрерывного труда, даже страданий. Но как бы ни были велики страдания, перенесённые ради блага и процветания Родины, все они искупаются счастьем ей служить. И я испытал это счастье». Эти слова Андреева вобрали в себя весь смысл его нелёгкой, не очень долгой, но исключительно творчески насыщенной жизни.

В 1920 году оркестру было присвоено имя его создателя. Он стал именоваться Государственным Великорусским народным оркестром имени В. В. Андреева, а с 1936 года — Оркестром русских народных инструментов имени В. В. Андреева Ленинградской филармонии. На протяжении почти 15 лет оркестром руководил сподвижник Андреева Ф. А. Ниман. Андреевцы стали регулярно выступать перед широкой аудиторией. Так было до июня 1941 года. В первые же дни войны многие оркестранты ушли на фронт. В условиях ленинградской блокады " деятельность оркестра приостановилась. Но уже через несколько месяцев восемь музыкантов, из которых шестеро были андреевцами, организовали ансамбль при Ленинградском радио. В те дни звуки родной музыки были для защитников города голосом жизни и надежды. Услышав выступления ансамбля в эфире, андреевцы, служившие в воинских частях, оборонявших Ленинград, стали с разрешения своих командиров приходить в город для участия в этих концертах. А с 1943 года ансамбль стал пополняться бывшими оркестрантами, возвращавшимися с фронтов. Таким образом, деятельность оркестра возобновилась уже в новых условиях — он стал одним из ведущих художественных коллективов радио.

С каждым годом возрастали требования к репертуару, совершенствовалось исполнительское мастерство, обогащался инструментальный состав народных оркестров. Прочное место заняла в них группа гармоник. Ее состав в разных оркестрах был различным — от одного готового баяна до всех видов оркестровых гармоник. С введением гармоник партитура оркестра пополнилась новыми голосами, значительно обогатилась его тембровая палитра, возросли динамические возможности.

В настоящее время в народных оркестрах встречаются и инструменты симфонического оркестра. Чаще всего — флейта и гобой, которые по характеру звучания напоминают некоторые духовые народные инструменты и хорошо сочетаются со струнными инструментами и гармониками. Группа ударных инструментов симфонического оркестра представлена в русских народных оркестрах полностью.

Деятельность Андреева вызывала подражание во многих городах нашей страны: по образцу его коллектива стали создаваться кружки, ансамбли, оркестры. Большое влияние оказали выступления андреевского оркестра и на музыкальную жизнь за рубежом — там тоже начали возникать оркестры русских народных инструментов, которые пользовались успехом. Все это говорит о том, что оркестр Андреева представлял собой самобытное, оригинальное художественное явление и его деятельность способствовала упрочению влияния русской национальной музыкальной культуры во всем мире. Инструменты народного оркестра. Оркестр русских народных инструментов обычно включает в себя следующие инструменты

В состав современных оркестров русских народных инструментов входят следующие народные инструменты:

I. Домры Домры трехструнные: Домра пикколо Малая домра Меццо-сопрановая домра + Альтовая домра Теноровая домра + Басовая домра Контрабасовая домра +

II. Балалайки Балалайка прима Балалайка секунда Балалайка альт Балалайка бас Балалайка контрабас

III. Гусли Гусли клавишные Гусли щипковые Гусли звончатые +

IV. Гармоники Готовые баяны Готово-выборные баяны + Оркестровые гармоники (сопрано, альт, тенор, бас, контрабас) Тембровые гармоники (флейта пикколо, флейта, гобой, кларнет, фагот, валторна, труба, туба) + Областные русские гармоники (ливенка, двухрядка, саратовская, бологовская, череповецкая)

V. Духовые инструменты Рожки + Свирели + Жалейки + Брёлки + Кугиклы (кувычки) +

VI. Ударные инструменты Народные: Ложки + Трещотки Бубенцы и др.

Инструменты симфонического оркестра: Литавры Ксилофон Треугольник Бубен Малый барабан и др.

Примечание. Крестиками отмечены инструменты, редко включаемые в состав современных оркестров.

16.06.2021 09:08


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!