СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Бисероплетение – увлекательное и кропотливое занятие, результатом которого становится красивое и неповторимое изделие. Мастер, создающий определенную вещь, вкладывает в нее своё миропонимание и согревает теплотой человеческих рук. Изделия, выполненные своими руками, отображают многообразие и внутреннюю красоту мастера.
Природные материалы использовались для отделки одежды и изготовления украшений еще на заре истории человечества. Выбор того или иного материала зависел от имеющихся природных ресурсов, национальных художественных традиций, а также от уровня культурного развития конкретной нации. Так, уже в Древней Индии широко применялись природные минералы, а на островах Полинезии до сих пор весьма распространен такой материал, как перышки тропических птиц. Но во все времена особенно ценились украшения из обработанных натуральных камней. Завораживающее сияние отраженного и преломленного на гранях камня света всегда вызывало в душе человека восторженный отклик.
Однако поделочные камни встречаются в природе довольно редко, их обработка очень трудоемка, а стоимость, как правило, высока. Все это заставило людей вести поиски имитирующего материала, каким и стало стекло. За счет введения в его сплав усиливающих блеск окислов свинца, калия, бора, а также окрашивающих веществ — золота, окислов меди, селена, кобальта, урана, марганца и других удавалось получить стекло, прекрасно имитирующее драгоценные, полудрагоценные и поделочные камни — рубины и изумруды, бирюзу и агат, кораллы и лазурит и многие другие.
История стеклоделия уходит корнями в далекое прошлое. По одной из легенд, стекло изобрели древние финикийцы, однако в Египте археологи нашли стеклянные украшения, свидетельствующие об интенсивном развитии этого производства в период царствования XVIII династии фараонов (более 1500 лет до н. э.). Не вызывает сомнений, что открытие способов изготовления стекла носило случайный характер и было связано с повседневной деятельностью человека.
Несмотря на высокое качество изготавливаемых в Древнем Египте изделий из стекла, в том числе и бус, вряд ли правомерно приписывать заслугу изобретения бисера древним египтянам. Дело в том, что высокопрочные сплавы железа, необходимые в процессе изготовления бисера, до II-III веков до н. э. были мало знакомы египтянам. Скорее всего, бисер появился значительно позже, а его родиной можно считать страны арабского Востока. Косвенно это подтверждает и закрепившееся за мелкими бусами из стекла название «бисер» (от арабского бусер— «фальшивый жемчуг»). Развитию бисерного производства на Востоке могло способствовать и соседство с Индией — главным центром добычи жемчуга и изготовления мелких бус, выточенных из перламутровых раковин.
Впоследствии значительного развития бисерное производство достигает в Римской империи, а после ее распада его центром становится Византия. Принято считать, что «варварские» народы, населявшие в то время Европу, были не способны оценить тонкое бисерное искусство и перенять технологии изготовления изделий из бисера. Однако археологические находки, датируемые V-VI веками, свидетельствуют об использовании европейцами естественных природных материалов, из которых вырабатывались искусные украшения. Так, янтарь широко применялся в декоративных целях западными славянами, а речной жемчуг — восточными. В процессе меновой торговли мелкие фарфоровые и выточенные из тропических раковин бусы проникали из Китая и Индии за Полярный круг и широко использовались народами Крайнего Севера для отделки ритуальной и повседневной одежды, а также для изготовления украшений. Так что высокий уровень бисерного производства в Византии свидетельствует скорее о более глубоких корнях этого ремесла в Передней Азии, чем о варварстве народов Центральной и Восточной Европы.
Своего расцвета бисерное производство достигает в X веке в Венецианской Республике. Видимо, этому способствовало изобретение вязких сортов стекла, а также усовершенствование технологии его резки, позволившее получать приблизительно равные по размеру заготовки для изготовления бисера. Хотя во многих европейских странах в той или иной мере было налажено стеклоделие, тщательность, с которой охранялись секреты бисерного производства, позволила Венеции до начала XIX века оставаться основным поставщиком бисера на мировой рынок.
Процесс изготовления бисера был длительным и трудоемким, поэтому его стоимость была относительно высокой. Расцветки венецианского бисера напоминали драгоценные и полудрагоценные камни. Для получения нужной окраски применялись натуральные дорогостоящие добавки, например, препараты золота придавали стеклу красные, рубиновые оттенки. Поэтому долгое время бисер был доступен только состоятельным людям.
До конца XIX века бисер изготавливался вручную. Сначала вытягивались толстостенные трубки небольшого диаметра из цветного прозрачного или эмалевого стекла. Затем специальными стальными ножницами, «действующими, как щипцы для колки сахара, но устроенными наподобие гильотины», от пучка таких трубок откалывались маленькие кольцеобразные кусочки. Кусочки отсеивались от осколков, засыпались вместе с толченым углем, известью и глиной в металлический барабан, который вращался вокруг наклонной оси до тех пор, пока отверстия в зернах заготовок не забивались формовочным порошком. Затем вращающийся барабан помещался в печь, где при высокой температуре края заготовок оплавлялись, округляясь. Непрерывное вращение барабана, которое продолжалось и после выемки из печи до полного остывания, препятствовало сплющиванию заготовок. Пересыпав содержимое барабана в мешок из грубой ткани с прореженной основой, его встряхивали, чтобы очистить от формовочного порошка. Затем, чтобы вернуть бисеру блеск, утраченный в процессе накаливания, его встряхивали в плотном холщовом мешке с отрубями и полировочным порошком, состоящим из угля, мела и толченого стекла. Очищенный от полировочного порошка бисер готовился к продаже — низался на нити.
В процессе изготовления бисера вырабатывался и стеклярус — разноцветные короткие трубочки, которые не подвергались такой тщательной обработке. Так как он получался уже на этапе колки стеклянных трубок, то его стоимость была значительно ниже. Это делало стеклярус доступным для бедных людей.
Развитие промышленности отразилось и на производстве бисера. С конца XVI века его начинают осваивать во Франции и Германии. Однако получить бисер, равноценный венецианскому, никому не удается. Так, исследование вышитых венецианским бисером работ мастеров начала XIX века показало, что диаметр некоторых сортов бисера был даже меньше, чем нити основы, на которую он пришивался. В ХVII-ХVIII веках во Франции было налажено производство из тонкостенных стеклянных трубок фальшивого жемчуга, составлявшего конкуренцию венецианским изделиям. Тогда мастера Венеции тоже сосредоточили свои усилия на освоении этого модного материала, сократив производство бисера.
Однако всплеск моды на изделия из бисера в середине XVIII века заставил венецианских стеклоделов возродить угасающее ремесло и способствовал развитию бисерного производства в европейских центрах стеклоделия — Тюрингии и Чехии. Внедрение в 1890 году в Чехии машинного производства бисера вызвало революцию в этой отрасли и позволило Чехии стать одним из ведущих центров производства бисера.
Развитию бисерного рукоделия в России способствовало традиционное использование природных материалов для отделки праздничной одежды. Излюбленным материалом был речной жемчуг, добываемый в северных областях. До нашего времени сохранились царские одежды XVI века, расшитые речным жемчугом, а в русских толковых словарях словом «бисер» обозначался именно жемчуг. Однако, как свидетельствуют результаты археологических исследований, народы, населявшие территорию нашей страны, с древнейших времен были знакомы с изделиями из стекла. Так, еще в скифо-сарматский период стеклянные бусы как элемент украшения использовались племенами Причерноморья.
Укрепление в Х-XII веках связей Киевской Руси с Византией способствовало распространению бисера на территории нашей страны. В появившихся на Руси в Х-XIII веках центрах стеклоделия изготавливались качественные стеклянные бусы, но бисерное производство налажено не было, хотя среди археологических находок, датируемых IХ-XIII веками, встречаются мелкие бусы, напоминающие по форме бисер XVIII столетия.
Бисер в России всегда был привозным материалом. О его относительной ценности свидетельствует то, что в XV веке он использовался наравне с драгоценными камнями и жемчугом. Однако преувеличивать ценность бисера не стоит, так как исторические документы свидетельствуют, например, и об использовании бисера для украшения одежды шутов. Видимо, бисер был доступен широкому кругу людей — зажиточным горожанам и крестьянам, представителям духовенства.
Попытки наладить бисерное производство в России в середине XVIII века не увенчались успехом. Созданная М. В. Ломоносовым под Петербургом стеклодельная фабрика не смогла удовлетворить нарастающий спрос на бисер, вызванный привнесенной с Запада модой на бисерные и стеклярусные панно. Со смертью великого ученого зарождающийся промысел угас, так как поступающий из-за границы материал был более качественным и дешевым.
До последнего времени роль бисера в декоре русского национального костюма традиционно переоценивалась. Хотя имеющиеся в отечественных музеях образцы, как правило, датируются серединой — концом прошлого века, несомненно, что стеклярус, а затем и бисер начинают проникать в народный костюм с конца XVIII столетия. Об этом свидетельствуют бисерные дополнения, сделанные на вещах, украшенных первоначально одним жемчугом. Во второй половине прошлого века на рынках России наряду с венецианским бисером появляется менее качественный, но относительно дешевый бисер из Богемии и Германии. Снижение стоимости бисера сделало его доступным для всех слоев населения. Шитье бисером заменило в крестьянском рукоделии традиционное шитье речным жемчугом, а к концу XIX века уже сложились определенные правила, технологии и основные приемы этого вида искусства — бисерное рукоделие стало подлинно народным творчеством.
С конца XVIII века в отделке женской одежды состоятельных людей широко использовался и стеклярус. Сравнительно низкая стоимость, связанная с меньшей трудоемкостью его производства, делала стеклярус незаменимым при отделке траурной одежды и изготовлении украшений. (По обычаю в первый год траура нельзя было носить украшения из драгоценных камней и золота — допускались только изделия из серебра, темных непрозрачных поделочных камней и стекляруса.)
Если в крестьянской среде бисерные украшения, ставшие традиционными, сохранялись почти в неизменном виде до 30-х годов XX века, то городская мода была гораздо капризнее. Широкое распространение декоративных панно для оформления интерьера жилых помещений вызвало всплеск моды на бисер в конце XVIII—начале XIX века, но к середине столетия интерес к нему снова затухает. С начала XX века вплоть до Первой мировой войны бисер опять становится популярным при отделке вечерних туалетов.
В последующие годы отмечаются лишь разрозненные попытки энтузиастов возродить незаслуженно забытое искусство. Однако появление в 90-х годах на российском рынке высококачественной чешской продукции способствовало формированию нового взгляда на традиционные художественные промыслы. Интенсивно развивается техника бисероплетения, современные технологии отличает сочетание традиционных, веками сложившихся приемов и новых, оригинальных форм, мастера осваивают новые виды изделий, постепенно перестраивая сложившиеся каноны.
© 2015, Жура Ирина Игоревна 692