СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

История бисероплетения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Бисероплетение – увлекательное и кропотливое занятие, результатом которого становится красивое и неповторимое изделие. Мастер, создающий определенную вещь, вкладывает в нее своё миропонимание и согревает теплотой человеческих рук. Изделия, выполненные своими руками, отображают многообразие и внутреннюю красоту мастера.

Природные материалы использовались для отделки одежды и из­готовления украшений еще на заре истории человечества. Выбор того или иного материала зависел от имеющихся природных ресурсов, национальных художественных традиций, а также от уровня культур­ного развития конкретной нации. Так, уже в Древней Индии широко применялись природные минералы, а на островах Полинезии до сих пор весьма распространен такой материал, как перышки тропических птиц. Но во все времена особенно ценились украшения из обработан­ных натуральных камней. Завораживающее сияние отраженного и преломленного на гранях камня света всегда вызывало в душе человека восторженный отклик.

Однако поделочные камни встречаются в природе довольно редко, их обработка очень трудоемка, а стоимость, как правило, высока. Все это заставило людей вести поиски имитирующего материала, каким и стало стекло. За счет введения в его сплав усиливающих блеск окис­лов свинца, калия, бора, а также окрашивающих веществ — золота, окислов меди, селена, кобальта, урана, марганца и других удавалось получить стекло, прекрасно имитирующее драгоценные, полудраго­ценные и поделочные камни — рубины и изумруды, бирюзу и агат, кораллы и лазурит и многие другие.

История стеклоделия уходит корнями в далекое прошлое. По од­ной из легенд, стекло изобрели древние финикийцы, однако в Египте археологи нашли стеклянные украшения, свидетельствующие об интен­сивном развитии этого производства в период царствования XVIII ди­настии фараонов (более 1500 лет до н. э.). Не вызывает сомнений, что открытие способов изготовления стекла носило случайный характер и было связано с повседневной деятельностью человека.

Несмотря на высокое качество изготавливаемых в Древнем Египте изделий из стекла, в том числе и бус, вряд ли правомерно приписы­вать заслугу изобретения бисера древним египтянам. Дело в том, что высокопрочные сплавы железа, необходимые в процессе изготовления бисера, до II-III веков до н. э. были мало знакомы египтянам. Скорее всего, бисер появился значительно позже, а его родиной можно счи­тать страны арабского Востока. Косвенно это подтверждает и закрепившееся за мелкими бусами из стекла название «бисер» (от арабского бусер— «фальшивый жемчуг»). Развитию бисерного про­изводства на Востоке могло способствовать и соседство с Индией — главным центром добычи жемчуга и изготовления мелких бус, выто­ченных из перламутровых раковин.

Впоследствии значительного развития бисерное производство до­стигает в Римской империи, а после ее распада его центром становится Византия. Принято считать, что «варварские» народы, населявшие в то время Европу, были не способны оценить тонкое бисерное искус­ство и перенять технологии изготовления изделий из бисера. Однако археологические находки, датируемые V-VI веками, свидетельству­ют об использовании европейцами естественных природных матери­алов, из которых вырабатывались искусные украшения. Так, янтарь широко применялся в декоративных целях западными славянами, а речной жемчуг — восточными. В процессе меновой торговли мелкие фарфоровые и выточенные из тропических раковин бусы проникали из Китая и Индии за Полярный круг и широко использовались народами Крайнего Севера для отделки ритуальной и повседневной одеж­ды, а также для изготовления украшений. Так что высокий уровень бисерного производства в Византии свидетельствует скорее о более глу­боких корнях этого ремесла в Передней Азии, чем о варварстве наро­дов Центральной и Восточной Европы.

Своего расцвета бисерное производство достигает в X веке в Вене­цианской Республике. Видимо, этому способствовало изобретение вязких сортов стекла, а также усовершенствование технологии его рез­ки, позволившее получать приблизительно равные по размеру заго­товки для изготовления бисера. Хотя во многих европейских странах в той или иной мере было налажено стеклоделие, тщательность, с которой охранялись секреты бисерного производства, позволила Венеции до начала XIX века оставаться основным поставщиком би­сера на мировой рынок.

Процесс изготовления бисера был длительным и трудоемким, по­этому его стоимость была относительно высокой. Расцветки венеци­анского бисера напоминали драгоценные и полудрагоценные камни. Для получения нужной окраски применялись натуральные дорого­стоящие добавки, например, препараты золота придавали стеклу крас­ные, рубиновые оттенки. Поэтому долгое время бисер был доступен только состоятельным людям.

До конца XIX века бисер изготавливался вручную. Сначала вытя­гивались толстостенные трубки небольшого диаметра из цветного прозрачного или эмалевого стекла. Затем специальными стальными ножницами, «действующими, как щипцы для колки сахара, но уст­роенными наподобие гильотины», от пучка таких трубок откалыва­лись маленькие кольцеобразные кусочки. Кусочки отсеивались от осколков, засыпались вместе с толченым углем, известью и глиной в металлический барабан, который вращался вокруг наклонной оси до тех пор, пока отверстия в зернах заготовок не забивались формо­вочным порошком. Затем вращающийся барабан помещался в печь, где при высокой температуре края заготовок оплавлялись, округля­ясь. Непрерывное вращение барабана, которое продолжалось и после выемки из печи до полного остывания, препятствовало сплющиванию заготовок. Пересыпав содержимое барабана в мешок из грубой ткани с прореженной основой, его встряхивали, чтобы очистить от формо­вочного порошка. Затем, чтобы вернуть бисеру блеск, утраченный в процессе накаливания, его встряхивали в плотном холщовом меш­ке с отрубями и полировочным порошком, состоящим из угля, мела и толченого стекла. Очищенный от полировочного порошка бисер го­товился к продаже — низался на нити.

В процессе изготовления бисера вырабатывался и стеклярус — раз­ноцветные короткие трубочки, которые не подвергались такой тща­тельной обработке. Так как он получался уже на этапе колки стек­лянных трубок, то его стоимость была значительно ниже. Это делало стеклярус доступным для бедных людей.

Развитие промышленности отразилось и на производстве бисера. С конца XVI века его начинают осваивать во Франции и Германии. Однако получить бисер, равноценный венецианскому, никому не уда­ется. Так, исследование вышитых венецианским бисером работ мас­теров начала XIX века показало, что диаметр некоторых сортов бисе­ра был даже меньше, чем нити основы, на которую он пришивался. В ХVII-ХVIII веках во Франции было налажено производство из тон­костенных стеклянных трубок фальшивого жемчуга, составлявшего конкуренцию венецианским изделиям. Тогда мастера Венеции тоже сосредоточили свои усилия на освоении этого модного материала, со­кратив производство бисера.

Однако всплеск моды на изделия из бисера в середине XVIII века заставил венецианских стеклоделов возродить угасающее ремесло и способствовал развитию бисерного производства в европейских цен­трах стеклоделия — Тюрингии и Чехии. Внедрение в 1890 году в Че­хии машинного производства бисера вызвало революцию в этой отрас­ли и позволило Чехии стать одним из ведущих центров производства бисера.

Развитию бисерного рукоделия в России способствовало традицион­ное использование природных материалов для отделки праздничной одежды. Излюбленным материалом был речной жемчуг, добываемый в северных областях. До нашего времени сохранились царские одеж­ды XVI века, расшитые речным жемчугом, а в русских толковых словарях словом «бисер» обозначался именно жемчуг. Однако, как сви­детельствуют результаты археологических исследований, народы, на­селявшие территорию нашей страны, с древнейших времен были зна­комы с изделиями из стекла. Так, еще в скифо-сарматский период стеклянные бусы как элемент украшения использовались племенами Причерноморья.

Укрепление в Х-XII веках связей Киевской Руси с Византией спо­собствовало распространению бисера на территории нашей страны. В появившихся на Руси в Х-XIII веках центрах стеклоделия изготав­ливались качественные стеклянные бусы, но бисерное производство налажено не было, хотя среди археологических находок, датируемых IХ-XIII веками, встречаются мелкие бусы, напоминающие по форме бисер XVIII столетия.

Бисер в России всегда был привозным материалом. О его относи­тельной ценности свидетельствует то, что в XV веке он использовал­ся наравне с драгоценными камнями и жемчугом. Однако преувели­чивать ценность бисера не стоит, так как исторические документы свидетельствуют, например, и об использовании бисера для украше­ния одежды шутов. Видимо, бисер был доступен широкому кругу людей — зажиточным горожанам и крестьянам, представителям духовенства.

Попытки наладить бисерное производство в России в середине XVIII века не увенчались успехом. Созданная М. В. Ломоносовым под Петербургом стеклодельная фабрика не смогла удовлетворить нарас­тающий спрос на бисер, вызванный привнесенной с Запада модой на бисерные и стеклярусные панно. Со смертью великого ученого зарож­дающийся промысел угас, так как поступающий из-за границы мате­риал был более качественным и дешевым.

До последнего времени роль бисера в декоре русского националь­ного костюма традиционно переоценивалась. Хотя имеющиеся в оте­чественных музеях образцы, как правило, датируются серединой — концом прошлого века, несомненно, что стеклярус, а затем и бисер начинают проникать в народный костюм с конца XVIII столетия. Об этом свидетельствуют бисерные дополнения, сделанные на вещах, украшенных первоначально одним жемчугом. Во второй половине про­шлого века на рынках России наряду с венецианским бисером появ­ляется менее качественный, но относительно дешевый бисер из Боге­мии и Германии. Снижение стоимости бисера сделало его доступным для всех слоев населения. Шитье бисером заменило в крестьянском рукоделии традиционное шитье речным жемчугом, а к концу XIX века уже сложились определенные правила, технологии и основные приемы этого вида искусства — бисерное рукоделие стало подлинно народным творчеством.

С конца XVIII века в отделке женской одежды состоятельных лю­дей широко использовался и стеклярус. Сравнительно низкая сто­имость, связанная с меньшей трудоемкостью его производства, дела­ла стеклярус незаменимым при отделке траурной одежды и изготовлении украшений. (По обычаю в первый год траура нельзя было носить украшения из драгоценных камней и золота — допускались только изделия из серебра, темных непрозрачных поделочных кам­ней и стекляруса.)

Если в крестьянской среде бисерные украшения, ставшие тради­ционными, сохранялись почти в неизменном виде до 30-х годов XX века, то городская мода была гораздо капризнее. Широкое рас­пространение декоративных панно для оформления интерьера жилых помещений вызвало всплеск моды на бисер в конце XVIII—начале XIX века, но к середине столетия интерес к нему снова затухает. С начала XX века вплоть до Первой мировой войны бисер опять ста­новится популярным при отделке вечерних туалетов.

В последующие годы отмечаются лишь разрозненные попытки эн­тузиастов возродить незаслуженно забытое искусство. Однако появ­ление в 90-х годах на российском рынке высококачественной чешской продукции способствовало формированию нового взгляда на традиционные художественные промыслы. Интенсивно развивается техника бисероплетения, современные технологии отличает сочетание традиционных, веками сложившихся приемов и новых, оригинальных форм, мастера осваивают новые виды изделий, постепенно перестраивая сложившиеся каноны.

02.11.2015 20:21


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!