СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа по теме "Золотое сечение в дизайне интерьера"

Нажмите, чтобы узнать подробности

ВВЕДЕНИЕ

Нам предстоит ремонт в ванной комнате. На семейном совете мы решили на стены положить кафель двух цветов. Отправились в магазин «Мега», там  большой выбор кафельной плитки для стен в ванную комнату.

Встал вопрос: - сколько кафельной плитки каждого цвета необходимо купить?

Это зависит от того,  на каком уровне от пола сделать линию перехода от одного цвета к другому.

Известно одно из основных правил дизайна – правило золотого сечения гласит:

Никаких ровных или кратных делений. Только асимметрия и иррациональность. Надо сочетать два цвета покрытия на стенах - дели стену в золотом отношении, что способствует наилучшему зрительному восприятию и появлению ощущения красоты и гармонии.

Гипотеза: если в дизайне интерьера использовать правило золотого сечения, то человек будет себя чувствовать комфортно в данной обстановке.

Цель  работы: определение роли золотого сечения в дизайне интерьера.

Для достижения данной цели, поставил перед собой следующие задачи:

1). Изучить литературу и теоретические вопросы по данной теме.

2). Найти примеры золотого сечения в живой природе.

3). Показать применение золотого сечения в работах архитекторов, художников, фотографов, дизайнеров.

4) Провести опрос учащихся, с целью выявления зрительного восприятия золотого сечения.

5) Рассчитать количество плитки разного цвета для ремонта ванной комнаты.

Объект исследования: золотое сечение в дизайне интерьера.

Предмет исследования: восприятие человеком окружающих предметов, соответствующих правилу золотого сечения.

Была изучена следующая литература:

1.Волошинов А.В. Пифагор.- М: Просвещение, 1993 г.

2.Шарыгин И.Ф., Ерганжиева Л.Н. Наглядная геометрия 5-6 классы М.:Дрофа.2007.

3.Глейзер. И.  История математики в школе - кл. Пособие для учителей.- М: Просвещение, 1982 г.

4.      http://n-t.ru/tp/iz/zs.htm

5.http://3dmax.1bs.ru/node/847

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

«Золотой прямоугольник»

Впервые мы услышали о «золотом сечении» на уроке наглядной геометрии. Мы выполняли следующую практическую работу:

Вырежьте из бумаги прямоугольник со сторонами 10 см и 16 см. Отрежьте от него квадрат со стороной 10 см. Останется прямоугольник, стороны которого 6 см и 10 см, т. е. одна больше другой тоже примерно в 1,6 раза. Затем от этого прямоугольника отрежьте квадрат со стороной (6см. Останется прямоугольник, одна сторона которого тоже примерно в1,6 раза больше другой.[2 стр.99 ]

Этот процесс можно продолжать и дальше. На прямоугольники, в которых стороны соотносятся приблизительно как 1,6  обратили внимание очень дав­но. Посмотрим на изображение храма Парфенон в Афинах (Приложение 1). Даже сейчас это одно из самых красивых сооружений мира. Этот храм построен в эпоху расцвета древнегреческой математики. И его красота основана на строгих математических законах. Если мы опишем около фасада Парфенона прямоугольник, то окажется, что длина его больше ширины примерно в 1.6 раза.

Такой прямоуголь­ник назвали ЗОЛОТЫМ ПРЯМОУГОЛЬНИКОМ. Говорят, что его стороны образуют ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ.

Вот как пишет о «золотом сечении» Анхель де Куатье [ ]:

"Есть вещи, которые нельзя объяснить. Вот Вы подходите к пустой скамейке и садитесь на нее. Где Вы сядете – посередине? Или, может быть, с самого края? Нет, скорее всего, не то и не другое. Вы сядете так, что отношение одной части скамейки к другой, относительно Вашего тела, будет равно 1,6. Простая вещь, абсолютно инстинктивная… Садясь на скамейку, Вы произвели «золотое сечение».

Из истории золотого сечения

- Принято считать, что понятие о золотом делении ввел в научный обиход Пифагор, древнегреческий философ и математик (VI в. до н.э.). Есть предположение, что Пифагор свое знание золотого деления позаимствовал у египтян и вавилонян. И действительно, пропорции пирамиды Хеопса, храмов, барельефов, предметов быта и украшений из гробницы Тутанхамона свидетельствуют, что египетские мастера пользовались соотношениями золотого деления при их создании.

- Французский архитектор Ле Корбюзье нашел, что в рельефе из храма фараона Сети I в Абидосе и в рельефе, изображающем фараона Рамзеса, пропорции фигур соответствуют величинам золотого деления. Зодчий Хесира, изображенный на рельефе деревянной доски из гробницы его имени, держит в руках измерительные инструменты, в которых зафиксированы пропорции золотого деления.

- О «золотом сечении» знали еще в древнем Египте и Вавилоне, в Индии и Китае. Великий Пифагор создал тайную школу, где изучалась мистическая суть «золотого сечения». Евклид применил его, создавая свою геометрию, а Фидий – свои бессмертные скульптуры. Платон рассказывал, что Вселенная устроена согласно «золотому сечению», А Аристотель нашел соответствие «золотого сечения» этическому закону.

После знакомства с золотым прямоугольником на уроке наглядной геометрии нам было предложено найти дополнительный материал по теме: «Золотое сечение». Очень много интересного я нашел в глобальной сети.

Оказывается все живое и все красивое – все подчиняется божественному закону, имя которому – «золотое сечение».

Как математики дают точное определение золотому сечению:

Золотое сечение – гармоническая пропорция.

В математике пропорцией называют равенство двух отношений: a : b = c : d.

Отрезок прямой АВ можно разделить на две части следующими способами:

- на две равные части – АВ : АС = АВ : ВС;

-  на две неравные части в любом отношении (такие части пропорции не образуют);

- таким образом, когда АВ : АС = АС : ВС.

Последнее и есть золотое деление или деление отрезка в крайнем и среднем отношении.

Золотое сечение это такое деление целого на две неравные части, при котором большая часть относится к целому, как меньшая к большей. Число 1,6 лишь приближенно (с точностью до 0,1) представляет величину золотого сечения Если длину большего отрезка принять за 100%, то длины меньшего и среднего отрезков составляют 38% и 62%.

a : b = b : c или с : b = b : а.

 Геометрическое изображение золотой пропорции

Практическое знакомство с золотым сечением начинают с деления отрезка прямой в золотой пропорции с помощью циркуля и линейки.

Деление отрезка прямой по золотому сечению. BC = 1/2 AB; CD = BC

Из точки В восставляется перпендикуляр, равный половине АВ. Полученная точка С соединяется линией с точкой А. На полученной линии откладывается отрезок ВС, заканчивающийся точкой D. Отрезок AD переносится на прямую АВ. Полученная при этом точка Е делит отрезок АВ в соотношении золотой пропорции.

Золотые пропорции в частях тела человека.

Цейзинг проделал колоссальную работу. Он измерил около двух тысяч человеческих тел и пришел к выводу, что золотое сечение выражает средний статистический закон. Деление тела точкой пупа – важнейший показатель золотого сечения (в пределах  1,6). Пропорции золотого сечения проявляются и в отношении других частей тела – длина плеча, предплечья и кисти, кисти и пальцев, т.д.. (Приложение 2)   

Золотые пропорции в частях растения.

Среди придорожных трав растет ничем не примечательное растение – цикорий. Приглядимся к нему внимательно. От основного стебля образовался отросток. Тут же расположился первый листок.

Отросток делает сильный выброс в пространство, останавливается, выпускает листок, но уже короче первого, снова делает выброс в пространство, но уже меньшей силы, выпускает листок еще меньшего размера и снова выброс. Если первый выброс принять за 100 единиц, то второй равен 62 единицам, третий – 38.. Длина лепестков тоже подчинена золотой пропорции. В росте, завоевании пространства растение сохраняло определенные пропорции. Импульсы его роста постепенно уменьшались в пропорции золотого сечения.

Золотые пропорции в частях тела ящерицы.

В ящерице с первого взгляда улавливаются приятные для нашего глаза пропорции – длина ее хвоста так относится к длине остального тела, как 62 к 38.

И наконец, наиболее лаконичный пример золотой пропорции это яйцо птицы.

 а:в =1,6

Принцип золотого сечения лежит в основе построения многих форм материи, в том числе животных и человека. Не случайно этот принцип нашёл применение, как в построении дизайна интерьера, так и в архитектуре в целом.

Если Вы оформляете картины, подбираете мебель для комнаты, хотите скомбинировать разные виды обоев на стене в гостиной или плитку в ванной – во всех этих случаях знание принципа Золотого Сечения сильно облегчает жизнь дизайнеру.

Когда мы видим стену комнаты или картину, первым обрабатывает информацию, которую мы получили «техническое» левое полушарие. Оно отмечает четкие и кратные пропорции, а также повторяются ли элементы. Если вы увидите самую красивую картину, талантливо написанную, но на ней линия горизонта будет ровно посредине, то вы не оцените красоту этой картины, потому что ваше правое – гуманитарное полушарие даже не включится. На пейзажах (Приложение 3) мы видим деление в золотом отношении плоскости картины линией горизонта, и линией расположения дерева.

Практическая часть исследования.

1) Измерение пропорций книг и тетрадей.

Для данного исследования были произведены замеры учебников и тетрадей для 6 класса, и художественная литература.

Таблица 1

Название

Длинна (см)

Ширина (см)

Отношение

1 Книга Н.Носов «Собрание сочинений»

20см

14см

1,4

2 Учебник «Наглядная геометрия».

24см

17см

1,4

3 Учебник «Математика» 6класс.

22см

17см

1,3

4 Тетрадь

20см

12см

1,6

5 Книга В Каверин  «Два капитана»

20см

13см

1,5

Ученическая тетрадь имеет форму близкую к золотому прямоугольнику.

2) Опрос учащихся с целью выявления зрительного восприятия золотого сечения.

Опрос проводился на учащихся 6А, Б классов МОУ «Средняя общеобразовательная школа №10», было опрошено 36 человек.

Учащимся шестых классов было предложено два задания:

Задание №1

Посмотрите на рисунки. Какой из представленных прямоугольников вам кажется наиболее гармоничным?

                 1                               2                       3               4          5

Результаты: 8 %                    20 %              30 %            5 %      2 %

По результатам  опроса,  самый гармоничный прямоугольник под номером 3. Именно он построен в соответствии с правилом «золотого сечения». Его стороны относятся друг к другу как  5:3 или 1,6

Задание №2

Композиция состоит из цветка и вазы. Какая из композиций гармоничнее:

     1       2         3

Результаты         38%            52%             8%

Если букет состоит из двух элементов: цветка и вазы – то общая высота вазы в композиции должна составлять 3 части, высота цветка легко вычисляется относительно данной конкретной вазы и составляет 5 частей, а общая высота композиции, таким образом, составляет 8 частей.

Обратите внимание, цветок привязывается к размерам конкретной вазы. Забудьте про ситуацию, когда жалко обрезать подаренную длинную розу, и она ставится в любую подвернувшуюся под руку вазу. Роза ровно во столько раз длиннее вазы, как 5 больше 3.

3) Расчет количества плитки разного цвета для ремонта ванной комнаты.

Произведены следующие замеры в ванной комнате:

 длина:      1,41 м                           двери:                       0,7*2,1

ширина:   1,31 м                           размеры плитки:     0,25*0,35

 высота:     2,46 м                           размеры бордюра:  0,25*0,7

1. 2,46/8*3 = 0,92 (м) – высота линии перехода от одного цвета к другому.

2. 0,92/0,33= 2,8 (р) – три слоя плитки темного цвета, 5 слоев светлых тонов.

3. (1,31+1,41)*2 = 5,44 (м) – периметр ванной комнаты.

4. (5,44-0,7)/0,25=18,9 (п) – 19 плиток в каждом слое.

5. 19*3= 57 (п) – плиток тёмного цвета.

6. 19*5=95 (п) – плиток светлых тонов + 3 плитки над дверью.

7. 19 плиток бордюр.

Итого: бордюр – 19 (п), темных тонов – 57 (п), светлых тонов – 98 (п).

Правило золотого сечения гласит: никаких ровных или кратных делений. Только ассиметрия и иррациональность. Надо сочетать два цвета обоев на стенах на треть по высоте. Отмерьте треть и еще чуть, и смело приступайте к работе (Приложение 4, 5).

 

Заключение:

В ходе изучения данной темы была изучена литература, собраны иллюстрации, проанализирована теория по данной теме.

Мы нашли интересные примеры золотого сечения в живой природе.

Рассмотрели применение золотого сечения в работах архитекторов, художников, фотографов, дизайнеров.

Провели опрос учащихся, с целью выявления зрительного восприятия золотого сечения.

Рассчитали количество плитки разного цвета для ремонта ванной комнаты.

Как сказал Виктор ЛАВРУС -  «Человек различает окружающие его предметы по форме. Интерес к форме какого-либо предмета может быть продиктован жизненной необходимостью, а может быть вызван красотой формы. Форма, в основе построения которой лежат сочетание симметрии и золотого сечения, способствует наилучшему зрительному восприятию и появлению ощущения красоты и гармонии. Целое всегда состоит из частей, части разной величины находятся в определенном отношении друг к другу и к целому. Принцип золотого сечения – высшее проявление структурного и функционального совершенства целого и его частей в искусстве, науке, технике и природе».

 

Литература:

1.Волошинов А.В. Пифагор.- М: Просвещение, 1993 г.

2.Шарыгин И.Ф., Ерганжиева Л.Н. Наглядная геометрия 5-6 классы М.:Дрофа.2007.

3.Глейзер. И.  История математики в школе - кл. Пособие для учителей.- М: Просвещение, 1982 г.

4.      http://n-t.ru/tp/iz/zs.htm

5.http://3dmax.1bs.ru/node/847

Категория: Математика
01.02.2015 22:03


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!