СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская деятельность обучающихся на уроках истории и обществознания как средство саморазвития и самореализации личности.

Нажмите, чтобы узнать подробности

  1. «Высокие результаты учебных достижений обучающихся при их позитивной динамике за последние три года»

    1.1 Реализация качественно новых целей общего образования, определяемые педагогическим сообществом Росси как наиболее прогрессивные.

    Информационная карта об инновационном опыте учителя.

    Цуканова Наталья Ивановна - учитель истории и обществознания муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №52» г. Курска.

    1.Тема инновационного педагогического опыта.

    Основой педагогической системы работы учителя истории Цукановой Н.И. является личностно ориентированное развивающее обучение, которое позволяет ей максимально раскрыть потенциал личности школьника. С целью разностороннего развития личности обучающегося учителем для системной работы избрана проблема «Исследовательская деятельность обучающихся на уроках истории и обществознания как средство саморазвития и самореализаци личности».

2.Источник изменений.

Основные перспективы развития России связаны с использованием новейших технологий и людьми, способными не только их применять, но и продуцировать. Все наши мысли устремлены в будущее, но любое дерево, растущее вверх, получает силу от корней. Так и мы, чтобы достичь намеченных глобальных целей, должны знать своё прошлое, потому что «без прошлого нет будущего». Обращение к вековому опыту народа, к его духовному наследию приобретает в наше время не меньшее значение, чем острейшие экологические проблемы сохранения природных богатств, экологического равновесия - вложить в детские сердца эти идеи, и есть педагогическое кредо Цукановой Н.И.

Русская история складывалась веками, и она обладает глубокой преемственностью. Шагнуть вперед можно лишь тогда, когда нога отталкивается от чего-то, движение же от ничего невозможно. Многие беды в прошлом и настоящем случаются из-за безоглядного разрушения традиционной культуры, неприятия давнего. На него нужно взглянуть, познать его и взять лучшее. Иначе мы будем разрушителями, отшатнувшимися от своих традиций, сотворившими многочисленные беды и творящие новые. Если мы хотим познать прошлое таким, какое оно было на самом деле, то надо выработать стремление изучить народную жизнь изнутри, представить ее как бы с позиции носителя русской народной культуры. А для этого мы должны знать историю нашей страны-эти утверждения являются приоритетными в деятельности учителя.

9 января 2012 года Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев, в целях привлечения внимания общества к российской истории и роли России в мировом историческом процессе подписал Указ "О проведении в Российской Федерации Года российской истории». Изучение истории России - приоритетный фактор формирования национального самосознания и гражданской ответственности. Поэтому на уроках истории Цуканова Н.И. организовывает познавательную, творческую, исследовательскую деятельность обучающихся таким образом, чтобы дать им почувствовать духовное напряжение бытия, тем самым показать человека как носителя социальных качеств и субъекта диалога разных поколений людей.

3.Идея изменений.

Задачей современного образования является развитие творческого потенциала личности обучающегося с использованием современных образовательных технологий - это и является предметом исследования Цукановой Н.И.

Проблемой исследования Цукановой Натальи Ивановны, как учителя истории является поиск новых форм, методов, технологий обучения, развития и воспитания, позволяющих решать главную задачу образовательной политики России - обеспечение качества образования в соответствии с потребностями личности, общества, государства.

Гипотезой исследования учителя является утверждение-знание возрастных особенностей учащихся, фактических основ современного урока, владение методиками их организации позволяют создавать атмосферу психологического комфорта, целенаправленно конструировать различные по своей структуре и назначению уроки, для которых характерны быстрый темп, разнообразие используемых приемов и методов, содержательность, активность учащихся. Для этого она поддерживает эмоционально-психологический настрой, основанный на уважении и терпимости всех участников образовательного процесса.

4.Концепция изменений.

Цуканова Наталья Ивановна – опытный педагог. В педагогической деятельности она реализует принципы уровневой и профильной дифференциации, на практике утверждает гуманистическую направленность в обучении истории. Реализация этих принципов в практике школы позволяет учителю Цукановой Н.И. правильно ориентировать обучающихся в системе ценностей, способствует развитию у ребенка чувства ответственности за окружающий мир и содействует включению молодежи в диалог разных культур.

Система работы учителя истории Цукановой Н.И.позволяет обеспечить духовно-нравственное становление подрастающего поколения, подготовку обучающихся к самостоятельному выбору в пользу гуманистических идеалов.

Изучение истории на уроках Цукановой Н.И. в основной и старшей школе направлено на достижение следующих целей:

- воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений обучающихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;

- развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;

- освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;

- овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;

- формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.

5.Условия реализации изменений.

Цуканова Н.И. создает на уроках атмосферу интеллектуального напряжения, психологического комфорта, взаимоуважения. А для этого необходимо, уважительное отношение к личности ребенка, вера в его способности: не упускать возможности отметить даже самую незначительную удачу "слабого ученика". В этом заключается педагогическое кредо учителя: не подавлять личность, а способствовать ее раскрытию. Воспитывать в своих учениках потребность в глубоких и прочных знаниях, осознанном овладении ими. Учитель в совершенстве владеет приемами мотивации учебной деятельности. И как результат обучающиеся понимают значимость истории, любят этот предмет, на уроке царит атмосфера радости и взаимопонимания, способствующая развитию творчества.

Учитель истории Цуканова Наталья Ивановна выявляет и развивает у школьников склонности и способности к работе в различных направлениях творческой деятельности, предоставляет обучающимся возможность выбора работать на разном уровне глубины освоения предмета.

6.Результат изменений.

Образовательный процесс, организуемый Натальей Ивановной, направлен на реализацию государственной политики в области обучения и воспитания детей и молодежи. Ученики Цукановой Н.И. используют приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, при критическом восприятии получаемой извне социальной информации, соотнесении своих поступков с поступками окружающих, осознании себя как представителя этнокультурного сообщества, гражданина России.

Результаты педагогической деятельности Натальи Ивановны неоднократно были представлены на уровне школы, города, области (результативность деятельности прилагается).

7.Описание инновационного опыта учителя.

Педагогическую деятельность учитель истории Цуканова Н.И. направляет на решение приоритетных задач системы образования. В условиях вариативного образовательного процесса первостепенное условие для развития ребенка, органичная среда для детства - образование во всех его формах и видах, и особенно школьное, связанное с самым продолжительным и ответственным этапом в жизни каждого ребенка.

Выход из системы подчинения и осуществление субъект - субъект отношений в педагогическом направлении.

Проводя в жизнь системно-деятельностный подход к обеспечению планируемых результатов освоения обучающихся учебной программы по истории и обществознанию в условиях реализации ФГОС ООО Цуканова Наталья Ивановна как учитель истории,:

- стимулирует жизненные силы учащихся, обеспечивает здоровьесберегающие условия их учебы во время урока истории и обществознания; (Например, постоянная смена видов деятельности на уроке, использование компьютера на учебном занятии не более 15 минут, даже в школе 3 ступени.)

- предоставляет учащимся право выбирать способ восприятия, переработки учебной информации:

- устно, письменно, вербально;

- практически, творчески;

- в звуковой, предметной, художественной форме;

- индивидуально или во взаимодействии с товарищами;

- активизирует поисковую исследовательскую деятельность учащихся как самостоятельно, так и методами социального партнерства. (Например, экспедиция в Суджанский район село Черкасское -Поречное обучающихся с целью изучения предметов быта и одежды жителей уезда конца 18-нач.19 века, значительно всколыхнул интерес к изучению истории).

- использует диалог как ведущий метод воспитания, обучения и развития. (Например, выдвинув, проблемную ситуацию можно в значительной степени активизировать познавательную активность школьников).

На уроках истории в старшей школе Цуканова Н.И. использует многофакторный поход, и с его помощью воспитывает у обучающихся гражданственность, национальную идентичность, развивает мировоззренческие убеждения с помощью осмысления ими исторически сложившихся культурных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных, идеологических доктрин. Поэтому система работы характеризуется соответствием методов и приемов образовательно-воспитательным, развивающим целям урока, их оптимальностью.

Категория: История
03.06.2015 18:20


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!