СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование УУД на уроках истории и обществознания.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование УУД на уроках истории и обществознания.

В современном обществе с каждым днем возрастают требования к уровню развития личности.

Сегодня Российское общество делает социальный заказ на грамотную и социально мобильную личность, осознающую свою историческую, культурную, духовную принадлежность к Родине, понимающую свои гражданские права и обязанности, ясно представляющую себе свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути, готовой к служению Отечеству.

Новые задачи, стоящие перед страной выдвигают новаые требования для школы - воспитание человека-творца, созидателя и новатора, который способен разрешать возникающие проблемы нестандартно, инициативно и грамотно. Поэтому сегодня главный акцент в образовании делается на формирование у учащихся способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, принимать решения, планировать действия, эффективно сотрудничать, быть открытыми для новых контактов, то есть уметь учиться. Именно на это сегодня нацелены ФГОС нового поколения. Главной концепцией, которых является формирование универсальных учебных действий. Именно УУД обеспечивают умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. И, если учителя начальной школы работают над формирование УУД уже семь лет, то для нас, педагогов основной школы, работа над формированием УУД еще нова. Поэтому главной задачей учителя основной школы является поиск средств и методов развития универсальных учебных действий учащихся.

Первый вопрос, который возникает: «Что же такое УУД?»

В узком ( психологическом) значении термин «универсальные учебные действия» - это совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Среди основных видов УУД выделяют четыре блока:

  1. Личностные.
  2. Регулятивные.
  3. Познавательные.
  4. Коммуникативные.

Функции универсальных учебных действий включают:

  • обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
  • создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, необходимость которого обусловлена поликультурностью общества и высокой профессиональной мобильностью;
  • обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области.

Второй вопрос: « Как и какие универсальные учебные действия можно формировать на уроках истории и обществознания?»

УУД должны быть положены в основу выбора и структурирования содержания образования, приемов, методов, форм обучения, а также построения целостного образовательно-воспитательного процесса.

Таким образом, предполагается, что результатом изучения истории является развитие у учащихся широкого круга компетентностей — социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной. Предусматривается как овладение ключевыми знаниями, умениями, способами деятельности, так и готовность применять их для решения практических, в том числе новых задач. История может научить жизни лишь в том случае, если достаточное количество полученных знаний перейдет в качество, позволяющее делать обобщения и выводы, анализировать, строить прогнозы.

Изучение истории как науки, а не просто учебного предмета, в принципе не может быть осуществлено в рамках только одного подхода, концепции или технологии. изучение истории настоятельно требует сочетания компетентностного подхода с системным освоением "знаниевой составляющей".

Для выявления сформированности универсальных учебных действий по истории у учащихся была проведена диагностика, где исследовались:

  • сформированность личностных учебных действий ;
  • сформированность регулятивных учебных действий;
  • сформированность коммуникативных учебных действий;
  • сформированность познавательных учебных действий.

Результаты исследования показали, что сформированность УУД по истории и обществознанию в 5 классе составила:

Результаты исследования показали, что сформированность УУД по истории и обществознанию в 6 классе составила:

Безусловно, учитель играет ведущую роль в формировании УУД. Все выше перечисленное вынуждает учителя уходить от привычной структуры урока, традиционных педагогических технологий. Стандарты второго поколения требуют перехода от репродуктивных способов и методов передачи знаний к конструкторским и исследовательским. Следовательно, и построение урока должно быть соответствующим.

В своей работе я использую уроки – практические занятия, уроки исследования, уроки-обобщения и контроля.

Рассмотрим на примере урока «Крестовые походы» - история Средних веков 6 класс.

Этап урока

Деятельность учителя

УУД

Организационный момент

Организация направленного внимания на начало урока.

2. Актуализация необходимых знаний

Проверка домашнего задания

Активизация имеющихся знаний, необходимых для изучения нового материала.

Проверка качества выполнения д.з.

РУД: Демонстрируют знания по пройденному материалу

КУД: Диалог учителя и ученика

ПУД: Демонстрируют знания по пройденному материалу

Обмениваются полученной информацией

ЛУД: Рассуждение учеников

3. Определение темы урока и учебных задач

Вопрос: Внимательно посмотрите на карты Европы 9-10 веков и 11-12 веков. Определите какие изменения произошли?

В конце 11 века Византия обратилась к Западу с просьбой помочь в борьбе с турками-сельджуками, отнявшим у нее Малую Азию

Вопрос: Каким образом Европейские государства будут оказывать помощь Византии?

Как будут называть эти походы?

2. Лестница «знания-незнания» - объясняет критерии оценки собственных знаний по данной теме

Вопрос: Что мы на уроке должны будем узнать?

3. Ставит проблемный вопрос:

Какая из двух предложенных характеристик больше всего подходит к определению крестовых походов?

ЛУД: Рассуждение учеников

ПУД: Обмениваются полученной информацией

РУД: Демонстрируют знания. Формулируют название темы урока

Изучение нового материала

Работа по группам с розданным текстом из речи Папы Римского Урбана II на церковной Соборе в Клермоне (слайд 3) и ответы на вопросы:

«Вопросы к обсуждению в группах:

1.К кому обращался Папа Римский?

2.Почему он называет Иерусалим центром Земли?

3. Что он обещает людям, которые его слушают?

4.Есть ли противоречие в данном высказывании?

1 и 2 крестовые походы.

1. Атлас с. 5 – рассказ учителя о походе бедноты:

а) добрались ли бедняки до Иерусалима?

б) причины неудачи этого похода ?

2. Учебник с. 138-139,, – организует самостоятельную работу с картой и учебником. Задание – заполнить пропуски в таблице.

4. Рассказ учителя о строительстве крепостей и организации духовно-рыцарских орденов на захваченных территориях. Задает вопрос: предположите с какой целью?

3. 3 и 4 крестовые походы.

1. Рассказ учителя о приходе к власти Саладина и образованию мусульманского государства

3. Учебник с. 145-147 пункт 7,

– организует самостоятельную работу по рядам: Задание – составить рассказ от имени героя.

4. Последствия крестовых походов.

1. Организует работу 2-х малых групп (по 4 человека), (приложение№2).

Задание: выбрать из предложенных последствий, вырезать и приклеить: 1 группа – положительные; 2 группа – отрицательные, проверить свою работу, использую учебник с. 145, 9 пункт.

2. Организует беседу класса по предоставленной информации от групп.

РУД: Формулируют вывод;

Обобщают и формулирую понятия

КУД: совместная деятельность

ПУД: Работают с текстом учебника

Узнают интересные факты о том как Древний человек

Обмениваются полученной информацией

Переработка и структурирование информации (работа с текстом, смысловое чтение);

Исследовательские действия (поиск информации)

ЛУД: Рассуждение учеников

КУД - совместные действия

Первичное

осмысление и закрепление

1. Беседа с учащимися.

— Что же мы выяснили на этом уроке?

Направляет учащихся на формулировку вывода

а) Какая характеристика крестовых походов является наиболее верной?

б) Дайте определение крестовых походам на основе ключевых слов.

ЛУД: Рассуждение учеников

РУД: Выявление причинно-следственных связей;

Формулируют ответ, применяя полученные знания.

Итоги урока.

Рефлексия

Подводит итоги урока.

Комментирует и выставляет оценки за урок.

ЛУД: Оценивают работу на уроке всего класса

Как видно из технологической карты второй этап урока включает в себя самостоятельную работу – исследование документов. Что позволяет учащимся формировать. Именно на данном этапе формируются умения и навыки самостоятельного поиска научных знаний, работы с историческим материалом, его систематизации и анализа. На таком уроке (уроках) ребята составляют план текста, формулируют определения, составляют схемы, заполняют таблицы, учатся извлекать информацию из текста. Развиваются творческие способности обучающихся: они пишут рассказы, сочинения, выступают в роли экскурсовода, рисуют, совершают воображаемые путешествия, инсценируют исторические события и т.д. Развиваются и коммуникативные способности, поскольку применяю работу в парах, группах.

Некоторые задания на этом этапе могут быть сложными, трудоемкими, требующими волевых проявлений ученика. С целью повышения познавательной активности учащихся, стимулирования интереса, развития самооценки, волевых усилий, применяется рейтинговая система оценивания. Составляю рейтинговую карту по теме, знакомлю с нею учащихся на вводном занятии. Ведется учет рейтинга ученика в сравнении с одноклассниками и относительно самого себя в предыдущей теме (темах).

Предложенные формы работы в основном используются на уроках истории в старших классах. Но работу над УУД надо начинать на уроках истории уже с 5 класса.

Категория: История
27.11.2019 15:12


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!