СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская деятельность на уроках литературы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Отправной точкой для каждого педагога в осуществлении учебного процесса в современных условиях становятся принципы: учебное занятие – это открытие, исследование, осмысление, оценка результативности деятельности (особенно самооценка), определение стратегии обобщения и углубление полученных знаний. Ключевым результатом является интеллектуальное и духовное обогащение обучающегося, а не обычная передача знаний. Эти принципы лежат в основе образовательной технологии развития критического мышления. Технологию считают сравнительно молодой, однако несложно заметить, что принципы её восходят к идее творческого сотрудничества ученика и учителя, развития у обучающихся аналитического и творческого подхода к изучаемому материалу, высказанной русским психологом Л.С.Выготским.

Целью технологии развития критического мышления является обеспечение развития  обучающихся умения анализировать посредством их активного включения в познавательный процесс. Приобщение к выработке собственного мнения в контексте учебной программы, осуществление этого процесса в современных условиях невозможно без активного внедрения в учебный процесс информационно-коммуникационных технологий. Применение информационных технологий позволяет более эффективно использовать учебное время, доступнее объяснять новый материал, обобщать, повторять, осуществлять контроль, делать урок насыщенным, живым и интересным, то есть осуществлять современный подход к обучению. Рядом преимуществ обладает презентация, так она позволяет преподнести учебный материал чётко, выразительно, системно, сочетая знаки, схемы, цвета, шрифты, звуки и так далее. Интернет-сайты предлагают достаточное количество разработанных учащимися или преподавателями презентаций на литературные темы. Я предлагаю следующие варианты применения такого типа ресурсов, используя исследовательские задания:

- найти ошибки в представленной презентации и доработать её, изменив (тему исследования, аспект рассмотрения проблемы, точку зрения с позиций восприятия на позицию литературоведческого прочтения);

- на основе анализируемой презентации сформулировать предмет и объект исследования; выявить логику расположения слайдов;

-сопоставить две презентации на одну тему и оценить полноту исследования, представленного каждой.

Логика построения уроков русского языка и литературы с использованием технологии исследования может быть построена по следующей схеме:

- 1 этап – актуализация и систематизация имеющихся знаний по теме;

-2 этап – постановка ряда проблем;

- 3 этап – уточнение направления исследования: выбор проблемы, объекта и предмета изучения, определение круга источников информации, на основе которых будет проходить исследование. Необходимо обратить внимание учащихся на достоверность используемых источников, их грамотного цитирования;

-4 этап – собственно исследование: объединение и систематизация собранного материала;

- 5 этап – оформление работы в виде доклада, схемы, тезиса, цитат и их анализа, презентаций и др.;

- 6 этап – представление результата работы;

- 7 этап – подведение итогов. Рефлексия. На заключительном этапе каждого урока  обязательна работа «Основные критерии оценки результата». Исследовательская деятельность, на мой взгляд, может быть раскрыта через следующие показатели: оценка (где ошибка?); диагноз (в чём причина?); самоконтроль (каковы недостатки?); критика (вы согласны с…, вы опровергаете…); прогноз (а что потом?). При таком подходе оценка будет подтверждать не только объём знаний и умений, но и самостоятельность мышления обучающихся

Обучающиеся не всегда могут верно сориентироваться  в многообразии имеющегося учебно-научного материала, довольствуются только фактами, не раскрывая их причин, не видя следствий. Зачастую ученические презентации содержат довольно громоздкие тексты, не имеют стилистического единства. В связи с этим особое внимание в процессе обучения на уроках литературы необходимо придавать формированию медиаобразовательных умений как неотъемлемой составляющей развития критического мышления. Обучающиеся должны иметь представление о сочетании научности, краткости, чёткости размещения информации на слайде, о подходе к цветовому и звуковому сопровождению. Важно не только дать необходимое количество информации, но и научить управлять ею, таким образом, развивая критическое мышление.

В «Стандартах второго поколения» сказано, что развитие личности в системе образования обеспечивает прежде всего через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые выступают инвариативной основой образовательного и воспитательного процессов. Овладение учащимися универсальными учебными действиями выступает как способность к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия – это обобщённые способы действий, открывающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях. Исследовательская деятельность в полной мере способствует формированию у учащихся указанных выше универсальных учебных действий. А использование информационно-коммуникативных технологий привлекает внимание учащихся к исследованию на уроках русского языка и литературы, делает уровень преподавания данных предметов соответствующим современным требованиям образования, формирует метапредметные учебные действия, тем самым способствуя развитию умственных действий учащихся, направленных на анализ и управление своей познавательной деятельностью.

 

Категория: Литература
01.01.2015 18:51


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!