СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Самый драгоценный дар, который человек получает от природы – здоровье. Состояние здоровья подрастающего поколения - важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее.

В наши дни сбережение здоровья ребенка является одним из основных запросов, которые предъявляются современному обществу.

Изменения во всех областях жизни происходят с невиданной скоростью.

Объем информации удваивается с каждым годом, увеличивается количество учебных дисциплин в школе.

Дети стали вести малоподвижный образ жизни, их больше интересует компьютер, телевизор, игры в телефонах и т.п.

Мы - учителя начальной школы давно замечаем, что с каждым годом уровень здоровья поступающих в первый класс детей становятся все ниже, а это значит, что снижаются и потенциальные возможности их успешного обучения.

Причиной резкого снижения уровня здоровья детей школьного возраста являются следующие факторы:

·падение уровня жизни, социальные потрясения;

·неблагоприятная экологическая обстановка;

·ухудшение состояния здоровья матерей;

·стрессы;

·малоподвижный образ жизни;

·перегрузка учебного процесса большим количеством дисциплин;

·неполноценное питание;

·отсутствие культуры здорового образа жизни во многих семьях;

·массовая безграмотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей.

Значительное ухудшение здоровья детей стало общегосударственной проблемой. Как никогда остро встает проблема разработки и проведения действенных мероприятий по здоровьесбережению и профилактике заболеваний на уроках и во внеурочное время, а также просветительской работы с обучающимися и их родителями.

Здоровьесберегающие технологии — что это?

Первым кто использовал понятие «здоровьесберегающие образовательные технологии» считается профессор, член-корреспондент Международной педагогической академии охраны и укрепления здоровья АПК и ПРО МО РФ Никита Константинович Смирнов -здоровьесберегающие технологии – система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействующие на здоровье ребенка. Система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленная на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. «Учитель может сделать для здоровья школьников гораздо больше, чем врач».

Н.К.Смирнов

Основные принципы здоровьясбережения

Принципы сформулированы Н.К. Смирновым.

  • "Не навреди"
  • Забота о здоровье учителя и ребенка в приоритете.
  • Непрерывность. То есть работа по сохранению и защите здоровья должна вестись не от случая к случаю, а постоянно, комплексно.
  • Соответствие содержания обучения возрасту.
  • Успех порождает успех. То есть, нейтрализация всего негативного и акцентирование положительных факторов.
  • Ответственность. Учитель должен стремиться воспитать у ребенка ответственность за свое здоровье. И мы - учителя начальных классов продолжаем поиски педагогических технологий, позволяющих решить задачу совмещения высокой продуктивности учебного процесса с такими педагогическими технологиями, которые позволяют сохранить, а в некоторых случаях и укрепить уровень имеющегося здоровья учащихся.

В структуре урока, учителями начальной школы применяются следующие элементы здоровьесберегающих технологий:

·положительный эмоциональный настрой на уроке;

·оптимальный темп ведения урока;

·подача материала доступным рациональным способом;

·наглядность;

·смена видов деятельности (читаю, слушаю, говорю, думаю, рассуждаю, пишу и т. д.);

·физкультминутки, динамические паузы;

· дифференцированный подход в обучении;

·групповая работа, работа в парах;

·игра, игровые моменты;

·воспитательные моменты на уроке (беседы);

·санитарно – гигиенические условия;

Давайте рассмотрим влияние выше перечисленных элементов здоровьесберегающих технологий на состояние школьников, исходя из опыта моей работы.

Большое значение имеет микроклимат в классе, ведь ребенок только тогда будет с удовольствием ходить в школу, если в чистом, уютном классе его встречает добрый взгляд учителя и его друзья-одноклассники. В наших руках возможность создать в школе такую атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя «как дома».

Обучение должно проходить на фоне хорошего настроения учащихся, давать ощущение радости.

Девиз моей работы: «Пусть день будет радостным, интересным с утра и до вечера».

Утро радостных встреч.

1. Утренняя зарядка.

Чтобы создать благоприятный психологический настрой на урок - с утра пораньше для бодрости (чтобы проснуться) с первым звонком делаем под музыку утреннюю зарядку.

Все мы учителя знаем: как начнёшь урок, так он и продолжится. В самом начале задаются темп, динамика, увлеченность детей. Включить ребят в работу — важная задача педагога. В этом помогает правильно подобранный и проведенный психологический настрой. Этот игровой метод формирует у учащихся сплоченность, уравновешенность, собранность.

Организационный этап, очень кратковременный, определяет весь психологический настрой урока. Психологический настрой проводится для создания благоприятной рабочей обстановки в классе, чтобы дети поняли, что им рады, их ждали.

Приветливые, доброжелательные слова учителя, спокойная, уверенная манера являются условием выполнения задач данного этапа.

Утро хорошего настроения продолжается и я использую игровое упражнение «Копилка хорошего настроения» (занимательный момент ). Например, это может быть бумажный торт, разделённый на порционные куски. И мы - представляем, что испекли большой торт, загадываем желание, затем проводим дыхательное упражнение «Задуй свечу» — глубокий вдох, задержка, медленный выдох через губы трубочкой, произнося звук [у]. И в каждом из порционных кусков есть добрые пожелания на сегодняшний учебный день. Один из учеников выбирает и зачитывает пожелание, это может быть в форме: конфеты, сундучка, мешочка, ларчика.

Урок можно начать со слов:

1. - Здравствуйте, Слово какое чудесное, Красивое, доброе, чуточку нежное. -Здравствуйте! Скажем мы новому дню! Здоровья желаем всем и всему!

Здравствуйте, ребята!

2. В начале урока предлагаю вам подарить друг другу хорошее настроение:

Подарите улыбку друг другу. Давайте улыбнёмся друг другу и постараемся сохранить хорошее настроение на весь день

3.«Прикоснитесь друг другу ладошками (локтями) и подарите своему соседу чувство уверенности в том, что сегодня у нас всё получится, поддержите друг друга перед нашей предстоящей работой, улыбнитесь друг другу от всей души!

Психологический настрой

Игровое упражнение «Я хороший!» можно использовать как в начале урока, для психологического настроя, так и входе урока во время физкультминуток.

а) Игровое упражнение «Я хороший!» Ребёнок гладит себя по голове

( сверху-вниз), при этом произносит : «Я хороший, я хороший!».

б) Можно усложнить задание. Левой рукой гладит себя по голове (сверху-вниз), а правой рукой по животу ( круговые движения). Хлопните в ладоши. Поменяйте положение рук.

в) Скрестите руки на груди, нежно и бережно обнимите себя за плечики и скажите себе: «Я хороший!».

Положительный эмоциональный настрой на уроке снимает страх, напряжение, создаёт ситуацию успеха.

Позы учащихся. Если в начальной школе учителя еще следят за осанкой и правильным положение ребенка за партой во время письма или чтения, то в старших классах этим зачастую пренебрегают. Вместе с тем, осанка формируется у человека только к 15-17-летнему возрасту. А неправильные позы, которые принимает ребенок во время уроков, могут привести не только к нарушению осанки, но и быстрой утомляемости, нерациональному расходованию энергии и даже заболевания

Физкультминутки

Среди всех других возможностей оздоровительной работы в школе

большое значение имеют физические упражнения. Еще в древности великий философ Аристотель утверждал, что: «Ничто так не истощает и не разрушает человека, как продолжительное физическое бездействие». Физкультминутки – естественный элемент урока в начальных классах, который обусловлен физиологическими потребностями в двигательной активности детей. Они помогают снять утомление различных мышц, ослабить умственное напряжение, снять зрительное утомление.

Физкультурная минутка проводится по мере утомляемости детей. Это может быть дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, легкие физические упражнения. Физиологически обоснованное проведение физкультминуток – 15-20-я минута урока. В 1-м классе проводим 2-3 физкультминутки, во 2-4-м классах – 1-2 физкультминутки. Длительность их приведения 2-3 минуты.

Мимические игры («Зеркальное отражение» - повторить эмоцию партнера, «Смайлики» - необходимо изобразить ту или иную эмоцию, упражнение )

Развитие пантомимики способствует быстрой переключаемости с одной артикуляционной позы (движение) на другую. Развитие умения передавать мимикой разные чувства. Развивает творческие способности ребёнка

«Расцвели, как цветы».

«Завяли, как травка».

«Полетим, как птицы».

«Идет медведь по лесу».

«Крадется волк за зайцем».

«Плывут уточки».

«Идут пингвины».

Профессии. Показать в движениях и действиях людей разных профессий:

маляр, скрипач, сапожник, боксер, клоун, балерина, водитель, учитель, повар, космонавт, лесоруб, разведчик

Теперь покажем вместе, как:

- маршируют солдаты;

- ходят пожилые люди;

- идёт человек, у которого ботинки не его размера;

- ходят балерины;

- кто-то спешит;

- кто-то несёт тяжёлую сумку;

- ходят модели по подиуму;

- ведёт себя тот, кого обидели;

Зимние развлечения :

«Играю в снежки»;

- «Снег попал за воротник, шею»;

- «Снежок больно ударил по ноге»;

- «Катаю большой снежный ком»;

- «Иду на лыжах»;

- «Катаюсь на коньках».

- «Расчищает дорожку от снега»;

«Везу санки с малышом.

Дыхательная гимнастика

Дыхательная гимнастика — это комплекс упражнений, направленных на развитие и укрепление дыхательной системы организма. Упражнения на дыхание способствуют профилактике простудных заболеваний и бронхитов, восстановлению после воспаления легких и укреплению иммунитета ребенка. Развитие дыхательной системы повышает выносливость организма во время физической активности и улучшает работу мозга. Упражнения на дыхание насыщают клетки мозга ребенка кислородом — это помогает ему лучше запоминать информацию и активнее участвовать в учебном процессе

Дыхательная гимнастика «Задуй свечу» — глубокий вдох, задержка, медленный выдох через губы трубочкой, произнося звук [у].

«Озорные щёчки» — набирать воздух, надув щёки. Задержать дыхание, медленно выдохнуть как в 1 упражнении. Затем через сжатые трубочкой губы, вдохнуть воздух, втягивая его. Расслабить щёки и губы.

«Ленивая кошечка» — подтянуть руки вверх, потянуться, как кошечка. Затем резко опустить руки вниз, произнося звук [a]. «Каша кипит» — вдыхаем через нос, на выдохе произносится слово «пых». Повторить 8 раз.

«Ветерок» — поднять голову вверх, вдох. Опустить голову на грудь, выдох (подул тихий ветерок). Можно взять полоску бумаги и дуть на неё легонько.

Вот в такой форме мы выполняем дыхательные упражнения на уроках физкультуры и на занятиях по внеурочной деятельности.

Звук [а]– снимает напряжение, стимулирует верхнюю часть легких и сенсорные центры, повышает тонус, воздействует на систему «трех обогревателей»: сердце, печень, толстый кишечник. Он снимает физическую и умственную усталость.

Звук [о] — глубокой гармонии, состояния равновесия.

Звук [у]– чувственный звук, он помогает стабилизировать эмоциональное равновесие, положительно воздействует на психику.

Звук [и]– звук разума. Долгое и протяжное пение звука [и] стимулирует головной мозг, глаза, нос. Когда человек достаточно долго поёт этот звук, он начинает ощущать радостное возбуждение.

Гимнастика для глаз проводится в ходе интеллектуальных занятий. Время - 2-3 минуты, полезна в целях профилактики нарушения зрения, снятия напряжения с глаз.

Сидя за столом, расслабиться и медленно подвигать глазами слева направо. Затем справа налево. Повторить по 3 раза в каждую сторону.

Медленно переводить взгляд вверх-вниз, затем наоборот. Повторить 3 раза. Смотреть на кончик носа до тех пор, пока не возникнет чувство усталости. Затем расслабиться на 5–6 секунд. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до пяти.

В среднем темпе проделать 3–4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону.

Расслабить глазные мышцы, посмотреть вдаль, считая до пяти

Учащиеся стоят возле парт. Вначале они выполняют наклон в правую сторону и при этом подмигивают правым глазом, затем они выполняют наклон в левую сторону и подмигивают левым глазом.

Упражнения на релаксацию. Релаксация — проводится во время интеллектуальных занятий для снятия напряжения или подготовки детей к восприятию большого блока новой информации. Это может быть прослушивание спокойной музыки, звуков природы, мини-аутотренинг. В целом такие упражнения служат для профилактики хронического утомления школьников, нервно-психических срывов, предотвращают развитие некоторых болезней. Релаксация (под музыку звуков природы).Закройте глаза, положите руки на колени, расслабьтесь и давайте мысленно перенесёмся в волшебный осенний лес. Полюбуемся красками золотой осени, поздороваемся с хозяевами и пожелаем им тепла и красоты. Остановимся. А так ли тихо в осеннем лесу? Послушайте, как шуршат падающие листья, шумит в ветвях ветерок, весело посвистывают синички. Мы спокойны, добры, приветливы, ласковы. А как пахнет в осеннем лесу? Вдохните глубоко этот горьковатый аромат! Лесной воздух отличается свежестью и чистотой.

- Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злость, беспокойство, забудьте о них. Вдохните в себя свежесть осеннего утра, тепло солнечных лучей, чистоту рек. Я желаю вам крепкого здоровья, хорошего настроения, успехов, доброго отношения к себе и друг другу. Я посчитаю до 5. На счёт «5» – вы откроете глаза. Окружающий вас мир – большое волшебное зеркало. И мы сумеем с вами увидеть и почувствовать всю красоту окружающей природы.

Упражнения на релаксацию дают хороший результат.

Пальчиковая гимнастика снимает нервно-психическое напряжение, напряжение в руке, развивает мелкую моторику, что способствует развитию речи, применяется на уроках, где ученик много пишет. Это недолгая разминка пальцев и кистей рук. На данном слайде ребята выполняют упражнение «Замок»

На двери висит замок —

Кто его открыть бы смог?

(Быстрое соединение пальцев в замок.)

Потянули…

(Тянем кисти в стороны.)

Покрутили…

(Волнообразные движения.)

Постучали…

(Пальцы сцеплены в замок, дети стучат ладонями.)

И открыли!

(Пальцы расцепились.)

Дружная семья провожу пальчиковую гимнастику с элементами театрализации

Этот пальчик дедушка,

Этот пальчик бабушка,

Этот пальчик папочка,

Этот пальчик мамочка,

Этот пальчик Я

Вот и вся моя семья.

(гладим (растираем) каждый пальчик, начиная с большого, на последнюю строчку делаем из ручек «замок»)

Самомассаж, точечный массаж

Самомассаж - это массаж, выполняемый самим ребёнком. Он улучшает кровообращение, помогает нормализовать работу внутренних органов. Для детей самомассаж - это и профилактика простудных заболеваний. Он благоприятствует психоэмоциональной устойчивости к физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.Игровой самомассаж – это уникальная тактильная гимнастика, благодаря которой в мозг поступает мощный поток импульсов от рецепторов, расположенных в коже.

Точечный массаж помогает проводить профилактику простудных заболеваний, помогает закаливанию детей, помогает научить детей расслабляться, освобождаться от стрессов и перенапряжения. Обучение навыкам точечного массажа ведётся совместно со специлистами- медиками.

Для сохранения правильной осанки и профилактики плоскостопия выполняем комплексы упражнений.

Игровой стретчинг - это специально подобранные упражнения на растяжку мышц, проводимые с детьми в игровой форме.

Упражнения стретчинга носят имитационный характер и выполняются в ходе физкультурного занятия, индивидуальной работы с детьми. Упражнения выполняются в медленном, а значит, безопасном ритме. Каждое упражнение повторяется 4-6 раз.

Стретчинг — это методика, занятия по которой включают комплекс поз, обеспечивающих наилучшие условия для растягивания определённых групп мышц. Само слово стретчинг (stretching) про-исходит от английского stretch, что в переводе означает «тянуть», «вытягивать». «Самолёт», «Кошечка»

Воспитанию внимательного отношения к своему здоровью я посвящаю воспитательные беседы. Стараюсь, чтобы на уроках в той или иной форме затрагивались вопросы, касающиеся здоровья и привлекающие к здоровому образу жизни. Удобнее всего делать это в практической части уроков, намеренно моделируя ситуации, связанные со здоровьем, безопасностью.

Говорим о том, как заботиться о своем здоровье, о необходимости выполнения режима дня, правильном питании, двиг. активн.,видах спорта

Учащиеся класса работают над проектами, целью которых являются пропаганда и формирование у учащихся необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни и сознательной заботы о своём здоровье и правилах безопасности.

Уроки здоровья

Стомотологическая клиника «Прайм-стоматология» активно продвигает свою социальную программу для детей - на базе клиник в собственном лекционном зале проходят бесплатные интерактивные «Уроки здоровья» для школьников Рязанской области. И мы с классом посетили один из таких уроков. Где ребята получили знания о правилах ухода за зубами.

«В страну забытых игр, забав и развлечений», где мы знакомимся с правилами игры, готовимся к проведению игры.

Игры. Через игру ребенок познает мир, учится анализировать, обобщать, сравнивать. В начальной школе широко используются нестандартные уроки: уроки-игры, уроки-соревнования, уроки-конкурсы, уроки-путешествия. Одно из них путешествие «В страну забытых игр, забав и развлечений». Принимаем участие в конкурсах различного уровня

«Гуси-лебеди»

Участвуем в городских конкурсах. Стали победителями конкурса «Удаль молодецкая»

Масляничные гуляния

Macлeничныe гуляния - этo любимaя тpaдиция мнoгиx ceмeй, дoшeдшaя дo нac c дpeвниx вpeмeн. Beceлый пpaздник oчeнь нpaвитcя дeтям и взpocлым. Этo вpeмя oбщeй paдocти и paзвлeчeния, ceмeйнoгo oтдыxa и вcтpeчи c дpузьями.

Много проходит праздников, мероприятий, организуются дни здоровья. На данных мероприятиях решаются задачи формирования у детей нравственного отношения к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым, вести здоровый образ жизни.

В Дни здоровья продумывается спортивно-развлекательная программа, обязательно зарядка для учащихся начальной школы в игровой занимательной форме, под музыку.

Здоровье в порядке – спасибо зарядке.

Выступление на школьном концерте к Международному женскому Дню 8 марта

Эстафеты, веселые старты

Направлены на укрепление физического здоровья и профилактику заболеваний. В таких играх большую роль играет эмоциональная окраска игры. Дети отдыхают не только физически, а получают ещё и заряд положительных эмоций.

Среди этих игр мы можем увидеть сплоченные команды, с боевым настроем на победу, болельщиков активно поддерживающих свои команды

Подвижные игры на свежем воздухе

Систематический отдых на открытом воздухе оказывает закаливающее, оздоровительное влияние на организм школьников.

Работа с родителями.

Залогом успешной здоровьесберегающей деятельности учащихся является сотрудничество школы с родителями. Ведь именно в семье закладываются основы многообразных отношений к себе и своему здоровью, к здоровью близких, к людям, к труду, к природе.

На протяжении многих лет родители с огромным удовольствием участвуют в спортивных праздниках, театральных постановках, новогодних утренниках, тематических утренниках,

целью которых является формирование у детей и взрослых мотивации на здоровый образ жизни, удовлетворение потребностей в движении, развитие пространственной ориентации, воспитание чувств взаимопонимания, создание эмоционального комфорта.

Особой популярностью пользуется у детей и родителей спортивные игры «Весёлые старты», «Папа, мама, я – спортивная семья». Они проходят в форме праздников и соревнований с участием родителей: Сотрудничество школы и семьи становится всё более актуальным и востребованным.

Вместе с родителями планируем мероприятия: праздники, походы, экскурсии, совместные поездки на природу.

Это перечень лишь самых популярных и общедоступных здоровьесберегающих технологий, которые может использовать любой учитель-предметник во время организации учебного процесса.

30.11.2021 22:58


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!