СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование виртуальной экскурсии в образовательном процессе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Экскурсия – одна из обязательных форм реализации практической части учебной программы по биологии. Данная форма способствует установлению связи теории с практикой, решению задач экологического образования [1]. Но в связи с тем, что планирование учебной деятельности профессионально-технического образования отличается от планирования школьной программы, экскурсии по программе проводятся раньше, чем в школе. В зимнее и ранневесеннее время видовой состав живых организмов менее разнообразен, чем весной, поэтому проведение экскурсии нецелесообразно. Выход из подобной ситуации – использование виртуальной экскурсии. Виртуальная экскурсия идеально подходит для изучения и сравнения видового разнообразия живых организмов на разных биоценозах.

Виртуальные экскурсии – один из самых эффективных способов представления информации. В отличие от видео и презентации, виртуальные экскурсии обладают интерактивностью. Преимуществами являются доступность, возможность повторного просмотра, наглядность, в ходе экскурсии учащиеся не только видят объекты, они слышат запись, получая об этих объектах необходимую информацию, овладевают практическими навыками самостоятельного наблюдения и анализа [1].

Разработка и проведение виртуальных экскурсий способствует закреплению знаний с помощью современных компьютерных технологий, помогает ознакомиться с методами поиска, систематизации и наглядного представления информации. Такая форма работы способствует активной деятельности всех участников образовательного процесса.

При разработке виртуальной экскурсии реализуются следующие принципы:

• Научности – предполагает соответствие содержания экскурсии современной науки;

• Доступности – обеспечение логико‐педагогической последовательности учебного материала;

• Наглядности – средства обучения достаточно наглядны для формирования соответствующих ассоциаций;

• Связь теории с практикой – при выполнении этого принципа экскурсия побуждает учащихся к активной жизнедеятельности, стимулируют у них заинтересованное, добросовестное, ответственное и уважительное отношение к учению и знаниям.

Для создания виртуальной экскурсии была использована платформа бесплатных мобильных аудиогидов izi.TRAVEL. Данная платформа удобна тем, что каждый может ее использовать в образовательных целях и не только.

Мы используем izi.TRAVEL для создания экскурсий в рамках главы «Экосистема – основная единица биосферы», в данной главе предусматривается выполнение двух экскурсий с изучением различных экосистем. Экскурсия № 1 «Описание экосистем своей местности (видовая и пространственная структура, сезонные изменения, наличие антропогенных изменений)» предполагает изучение местности ненарушенных экосистем, что является сравнением для изучения экскурсии №2. Экскурсия №2 «Описание агроэкосистемы и ее видового состава» является заключительным уроком в данной главе [2].

Подготавливая виртуальную экскурсию, нужно помнить, что для проведения урока необходимо техническое оснащение – интерактивная доска, компьютер, мобильные телефоны учащихся с подключением к сети Интернет и наушники.

Выбор материала для виртуальной экскурсии соответствует предметному содержанию учебной программы за курс средней школы по учебному предмету «Биология». Межпредметные связи с такими предметами как: география, информатика и история.

Подготовка виртуальной экскурсии состоит из четырех этапов.

1. Предварительная работа – разработка темы, определение целей и задач экскурсии, создание виртуальной экскурсии.

2. Отбор объектов, на которых будет построена экскурсия.

Объектами виртуальной экскурсии являются живые организмы, обитающие на территории урбанизированной экосистемы.

Зрительный ряд экскурсии имеет большое значение. Он построен так, чтобы без подробного рассказа экскурсовода могла быть раскрыта тема, а также обогатить экскурсию зрительными и звуковыми впечатлениями.

3. Сбор материала об объектах экскурсии. На данном этапе осуществляется поиск необходимой информации для подготовки текста экскурсоводов, визуального и звукового сопровождения.

4. Создание голосового сопровождения к объектам экскурсии. В поиске материалов для озвучивания текста и сопровождения на протяжении всей экскурсии принимают участие преподаватели, так как учащиеся знают голос своего преподавателя и им будет проще воспринимать информацию.

При проведении занятия создаются комфортные психологические условия: занимательные тексты, голоса птиц, иллюстрации растений и животных. Все это было направлено на создание положительного эмоционального фона.

Во время проведения экскурсии каждый учащийся работает индивидуально в своем темпе, так как использует для этого персональный мобильный телефон с наушниками

Таким образом, виртуальная экскурсия является инновационной формой учебной деятельности, направленной на получение предметных знаний и на формирование коммуникативных, познавательных, регулятивных учебных действий, способствует повышению интереса к изучаемому предмету.

Категория: Биология
16.02.2023 13:24


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!