СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование учебного лабораторного оборудования для реализации ФГОС НОО

Нажмите, чтобы узнать подробности

В современном мире, в условиях изменения требований к образованию и учебному процессу, меняются требования к лабораторному оборудованию начальной школы. Используемые ранее счетные материалы, приборы для проведения экспериментов в рамках предмета «Естествознание» и многое другое, что использовалось в начальной школе до 2009 года, обновляется за счет реализации государством различных федеральных образовательных проектов. В рекомендациях по оснащению общеобразовательных учреждений, разработанных Министерством образования и науки Российской Федерации, указывается то, что должна иметь начальная школа для реализации ФГОС НОО.

Современная школа сейчас отличается тем, что в ней появляется учебное лабораторное оборудование, в том числе цифровое лабораторное оборудование, к которому относятся: конструктор для изучения основ робототехники – Lego WEDO, цифровые микроскопы, цифровые датчики.

Также в рамках предметной области «Экология и естествознание» предлагается использовать специально лабораторное оборудование, поставляемое комплектами. Выделяется несколько комплектов, они на предназначены для проведения опытов и демонстраций в соответствии с содержанием обучения: для измерения веса (весы рычажные. весы пружинные, наборы разновесов и т.д.), изучения свойств звука (камертоны, наушники и т.д.), проведения наблюдений за погодой (флюгер, компас и т.д.), по экологии (фильтры, красители пищевые и т.д.), и т.п.

Использование в школах учебного лабораторного оборудования в условиях реализации ФГОС НОО позволят:

  • перевести школьный практикум естествознания на качественно новый уровень;
  • подготовить учащихся к самостоятельной творческой работе в любой области знаний;
  • осуществить приоритет деятельностного подхода к процессу обучения;
  • развить у учащихся широкий комплекс предметных и универсальных учебных действий;
  • овладеть способами деятельности, формирующими познавательную, информационную, коммуникативную компетенции.

Овладение базовым понятийным аппаратом лабораторного оборудования, доступным для осознания младшим школьником, создает необходимую среду для его дальнейшего образования в области естественнонаучных и социальных дисциплин. Эксперименты, выполняемые на базе используемого лабораторного оборудования, позволяют ученикам начальной школы строить гипотезы, собирать данные и проводить анализ полученных результатов.

Лабораторное оборудование может использоваться не только в рамках предмета «Естествознание», но и для организации внеурочной образовательной деятельности в начальной школе. Такие формы как проектная и исследовательская работа, которые используются как в урочной так и во внеурочной деятельности, позволяют в полной мере использовать учебное лабораторное оборудование для достижения не только предметных, но и метапредметных результатов.

Если с комплектами обычного лабораторного оборудования учителя знают и понимают как работать, то по использованию цифрового лабораторного оборудования в образовательном процессе у учителей возникает много вопросов.

Мы выделяем проблемы в обеспечении эффективности использования учебного лабораторного оборудования в начальной школе:

  • в школах появляется цифровое лабораторное оборудование, которое учителя не знают где и как использовать, соответственно не могут оценить дидактических возможностей данных средств обучения,
  • учителя не имеют необходимых знаний для работы с цифровым лабораторным оборудованием, не владеют методикой их использования,
  • при использовании современного лабораторного оборудования в урочной и во внеурочной деятельности активно с ним работают не ученики, а только учителя.

Для решения выделенных проблем необходимо

  • изучить особенности имеющегося в школе современного лабораторного оборудования,
  • изучить принципы и методику работы с данным лабораторным оборудованием,
  • выделить метапредметные и предметные результаты, на достижение которых его можно использовать,
  • использовать потенциал современного школьника при изучении нового лабораторного оборудования, появившегося в начальной школе,
  • организовывать проектные и исследовательские работы младших школьников с использованием цифрового лабораторного оборудования, в рамках которых ученики и учителя могут выделить новые его возможности, возможно не описанные в прилагаемых к оборудованию пособиях.

Кроме того, учителя могут изучить особенности работы с цифровым лабораторным оборудованием на курсах повышения квалификации, также существуют различные сообщества, которые дают возможность учителям обмениваться имеющимися у них знаниями, получать ответы на различные вопросы. К таким сообществам можно отнести сообщества портала «Сеть творческих учителей».

Наша школа организует для детей младших классов занятия, в рамках внеурочной деятельности, на которых они учатся конструировать, используя конструктор Lego WEDO. Также учителя начальных классов, не смотря на проблемы, связанные с нехваткой лабораторного оборудования, на своих уроках используют цифровое лабораторное оборудование, которое дает возможность наглядно представить различные явления и процессы, изучаемые в рамках предмета «Естествознание».

25.06.2018 18:31


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!