СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование синестетических образов в психокоррекционной работе с детьми и подростками

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одним из актуальных направлений проведения психокоррекционной работы с детьми и подростками является обращение к метафорам, имеющим синестетический характер [2; 4; 8; 10]. Как отмечают О.В. Токарь и коллеги [9, 119], наиболее непонятные, трудные, малодоступные и сложные ситуации и проблемы могут быть осмыслены сначала только на уровне метафор. Метафора – феномен синестезии, отражающий метакогнитивный характер этого явления. Наиболее общее определение синестезии представляет ее как явление восприятия, вторичное представление, когда при раздражении какого-либо органа чувств наряду со специфическими для него ощущениями возникают и ощущения, соответствующие другому органу чувств [цит. по: 5, 4]. Л.П. Прокофьева подчеркивает, что добавочное ощущение «возникает помимо воли субъекта» [там же, с. 5], что синестезия представляет собой способ целостного восприятия мира, при котором информационный сигнал интерпретируется в единстве различных видов сенсорики [там же с. 7].Синестезия является системным механизмом, в основе которого лежит процесс эмоционального обобщения. Б.М. Галеев рассматривает синестезию как межчувственную ассоциацию [1, 89] или межчувственную метафору, в которой происходит перенос ощущений 21 на пересечении различных чувственных модальностей. С точки зрения Б.М. Галеева, синестезия является формой невербального мышления. Проявлением метафорического мышления человека является синестемия (термин принадлежит С.В. Воронину) – взаимодействие между ощущениями разных модальностей, а также ощущениями и эмоциями, результатом которых является перенос качества ощущения и перенос значения в звукосимволическом слове [5, 7]. В.Г. Шевченко [10, 238] характеризует синестезию как глубинный механизм сознания, оперирующий на допредметном уровне репрезентации обьекта и осуществляющий трансформацию содержания одной перцептивной модальности в форму любой другой модальности. О.В. Токарь и сотрудники [9, 118] предлагают следующее определение синестезии: «феномен интеграции в одном образе и/или одном понятии разных модальностей или способов понимания себя и мира, чаще всего выражающийся в возникновении у человека образов и метафор, сочетающих два и более способа отражения/постижения мира». Синестетические образы часто используются в художественной литературе (прохладная тишина, немая лазурь, овальный звук, красный смех [3, 4]) и обыденной речи (теплый голос, сладкозвучная мелодия, жесткий взгляд, кричащий цвет). А.В. Сидоров [6, 14–15] считает, что синестезия не может быть отнесена к определенному психическому процессу (ощущение, восприятие), поскольку она представляет собой системное свойство психики с познавательным, творческим и личностным значением. Исследователь предполагает действие механизма «инвертированной субординации» [8, 7] – от когнитивных к сенсорным системам, а не наоборот. Синестетические образы широко используются в психотерапии [4; 9]. Перевод личностных проблем в визуальные, аудиальные, кинестетические и другие образы, апеллирующие к бессознательным переживаниям человека, позволяет снимать эмоциональное напряжение и осуществлять «терапевтическое ведение» – конструктивное изменение болезненного эмоционального очага без его осознания и обсуждения. Последнее обстоятельство особенно важно, поскольку часто клиенты психолога используют защитные механизмы вытеснения и отрицания, не желая рефлектировать психотравмирующую ситуацию. Рассмотрим некоторые приемы обращения к синестезии в практике СОЭВУС (словесно-образное эмоционально-волевое управление состоянием) Г.Н. Сытина. Его исцеляющие настрои – психотерапевтические тексты, содержащие яркие, повторяющиеся образы, в том числе – синестетические. Один из исцеляющих настроев Г.Н. Сытина ориентирован на актуализацию смелого речевого поведения [8, 178–187] и может быть использован в работе с застенчивыми детьми и подростками. В тексте используются, например, следующие синестетические образы: «При физическом напряжении я абсолютно спокоен, как зеркальная гладь озера» (кинестетико-эмоционально-зрительно-тактильный образ); «Мои речевые возможности абсолютно безграничны (аудиально-визуальный образ); 22 «Могу легко-легко сказать на одном выдохе целую длинную фразу (кинестетико-аудиально-визуальный образ)». В настрое против заикания [8, 187–194] используются, в частности, такие синестетические образы: «Я беспредельно убежден в том, что я всегда могу сказать хорошо, могу сказать легко-легко, абсолютно свободно» (визуально-аудиально-кинестетический образ); «Я человек беспредельно твердо уверенный в себе» (визуально-тактильноэмоциональный образ); «Я начинаю говорить так же легко, как начинаю ходьбу» (аудиальнокинестетический образ). В работе с застенчивыми, неуверенными девушками-подростками могут быть использованы настрои Г.Н. Сытина на женскую красоту [8, 194–198]. Приведем примеры синестетических метафор из этих настроев: «В моих глазах всегда горит неугасимый веселый огонек» (зрительноэмоциональный образ); «Солнечная радость жизни наполняет и душу, и тело» (зрительноэмоционально-кинестетический образ); «Во мне всегда цветет-цветет весна» (зрительно-эмоциональный образ); «В меня вливается безмятежная-безоблачная юность» (зрительноэмоционально-кинестетический образ); «Я вся наполняюсь безмятежным блаженством и счастьем» (зрительно- кинестетико- эмоциональный образ). «Во всем теле огромная энергия бьет ключом» (зрительно-эмоциональнокинестетический образ); «Все внутренние органы работают энергично-весело», «Моя походка веселаявеселая, быстрая» (эмоционально-кинестетическе образы); «Иду – птицей на крыльях лечу, ярко чувствую свои молодые силы (зрительно-эмоционально-кинестетический образ); «Среди всех житейских ураганов и бурь непоколебимо стою, как скала, о которую все сокрушается» (зрительно-кинестетический образ). «Неприступный замок женского превосходства светится в моих глазах, царственная гордость светится в моих глазах, торжествующая сила молодости светится в моих глазах, торжество несокрушимо крепкого здоровья светится в моих глазах, восторг счастливой молодости светится в моих глазах (эмоциональнозрительно-кинестетические метафоры). Психотерапевтическая практика Н.Д. Линде [4], разработавшего метод эмоционально-образной психотерапии, предполагает использование многих коррекционных упражнений, в основе которых лежат синестетические метафоры. Таковы, например, следующие упражнения: «Звучание тела» (проработка аудиально-эмоционально-кинестетического образа), когда участникам коррекционной группы предлагается представить, как звучат те или иные органы тела; 23 «Свет тела» (проработка зрительно-эмоционально-кинестетического образа) – просматривание органов в аспекте их «светимости» и «прозрачности»; «Тело – цветок» (проработка зрительно-эмоционально-кинестетко-одорического образа) – представление тела, расцветшего цветами, с анализом ароматов, красок, эмоций; «Внутреннее пространство» (проработка зрительно-эмоционально-кинестетическо-аудиального образа) – представление, как по телу путешествует «настройщик органов», исправляя напряжения и поломки и приводя к расслаблению и приятному звучанию. Упражнения, включающие описанные примеры синестетических образов, были проведены со студентами-первокурсниками, которые отметили яркость возникающих ассоциаций, эффективность приемов психокоррекционной работы, предполагающих использование синестетических метафор. Будущие педагогипсихологи проявили желание использовать эти упражнения в психокоррекционной работе с детьми и подростками.

04.09.2023 16:48


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!