СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование парной и групповой работы на уроках в начальной школе для повышения качества обучения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В основу ФГОС нового поколения возложена новая идея: «Перед образовательными учреждениями поставлена задача, которая предполагает воспитание гражданина современного общества, человека, который будет учиться всю жизнь». Особенностью ФГОС нового поколения является системно-деятельностный подход, ставится главная задача - творческое развитие личности учащихся нацелено на реальные виды деятельности и конкретные результаты. С этих позиций, нами предполагается, что одной из основных форм учебно-воспитательной работы по реализации ФГОС нового поколения является групповая работа учащихся. Групповая работа - это полноценная самостоятельная форма организации обучения и воспитания. Уникальность групповой работы поддерживается такими ее признаками, как непосредственное взаимодействие между учащимися и опосредованное руководство деятельностью ученика со стороны учителя. Учитель руководит процессом работы всей группы: предъявляет задания, инструкцию по его выполнению, оценивает результаты работы группы. Деятельность и руководство каждого ученика осуществляется членами внутри группы Групповые формы учебной работы существуют в нескольких видах, которые можно классифицировать по различным основаниям: - по численности групп: парная и групповая; - по характеру заданий: единые (одно и то же задание для всех групп), дифференцированные по степени сложности, дифференцированные по содержанию, равноценному с точки зрения сложности. При сочетании этих сторон возникают те или иные виды групповой работы: - парная единая; - парная дифференцированная; - парная кооперированная; - звеньевая; - дифференцированно-групповая; - кооперированно-групповая. На первом этапе организации групповой работы используется работа в парах постоянного состава. Парная работа сохраняет все признаки групповой: сотрудничество учащихся в парах, роль учителя - опосредованное руководство через инструктажи, памятки Такая работа очень полезна: она повышает внимание учащихся, побуждает их вдумчиво относиться к заданию, выполняя его самостоятельно и проверяя работу товарища, А это способствует прочности усвоения знаний, развитию навыков самоконтроля, самооценки. Но область применения парной работы на уроке в начальных классах гораздо шире: при закреплении, повторении материала, на этапе актуализации знаний, необходимых для изучения нового, и даже на этапе непосредственного изучения новых знаний. Парная работа, как простейший вид групповой, может быть использована уже в первые дни обучения в первом классе. Чтобы учащиеся стремились к взаимодействию, задания для парной работы должны быть достаточно сложными, требующими напряжения мысли: с недостаточными или избыточными данными, без вопроса, с ошибкой в условии, или типичные, но требующие умений, которые ещё не отработаны. При организации парной работы следует: - чётко сформулировать задание; - дать инструктаж (письменный или устный); - при непосредственной работе в парах наблюдать и оказывать помощь по просьбам учащихся; - организовать фронтальное обсуждение результатов (дискуссию). Парная кооперированная форма работы (по другому - динамические пары или пары сменного состава) предполагает, что ученик на уроке работает не в одной паре, а в нескольких. Закончив работу с одним одноклассником, он находит другого, который также закончил работу, и организует новую пару для дальнейшей работы. Важнейшие особенности этой формы следующие: - каждый момент работы половина учащихся говорит, половина - слушает (минимальное - количество участников 4 человека); - каждый участник является попеременно то учеником, то учителем; - ближайшая цель каждого ученика - учить других всему, что он знает сам; - каждый отвечает не только за свои знания и учебные успехи, но также за знания и учебные успехи товарищей; - совпадение коллективных и личных интересов: чем больше и лучше я обучаю других, тем больше и лучше я знаю сам и др. Существует ряд методик организации занятий в парах сменного состава. Наиболее известны методика по абзацной проработки текста и методика взаимообмена заданиями. Работа в динамических парах применяется с целью выработки предметных умений, отработки навыков, творческого применения знаний, обучения учащихся планированию, контролю, оценке учебных действий. Другой вид групповой работы - единая групповая работа иначе называется звеньевой и представляет собой организацию учебной деятельности относительно постоянных малых групп учащихся, управляемых их лидерами. Все группы работают над одним и тем же заданием. Целесообразность звеньевой работы на уроке обеспечивается следующим: увеличивается время активного говорения каждого ученика, что позволяет оптимально обеспечить формирование того или иного умственного действия на стадии громкой речи; каждый объясняет другим, а следовательно лучше осмысливает и запоминает; работая в группе, дети учатся ставить цель, планировать работу, контролировать, оценивать ее, что формирует у них умения, обеспечивающие учебную деятельность. Дифференцированные групповые формы учебной деятельности различаются по характеру обособлений. Если группы работают над заданиями, дифференцированными по степени сложности, то проявляется дифференцированно-групповая форма организации обучения. Если же задания для групп дифференцируются лишь по содержанию, а по сложности равноценны, то имеет место кооперировано-групповая форма учебной работы. При кооперировано-групповой работе каждая группа получает свое, отличное от других групп задание. В результате группы работают или над частями общего задания, или над разными по содержанию заданиями, предусматривающими один и тот же способ действия, т.е. подчинены единой цели. Цель эта достигается не в непосредственно групповой, а в заключительной части группового занятия, в межгрупповом общении, которое приобретает характер дискуссии. Дифференцированно-групповая работа заключается в том, что группы работают над заданиями, различными по степени сложности. В одну группу подбираются дети с равными учебными возможностями. Сложность заданий, выполняемых группами, обеспечивается разными условиями: содержанием, количеством и сложностью способов решения задачи, количеством и сложностью заданий, которые надо выполнить с данной задачей, мерой помощи учителя группам учащихся. Работая в группах, дети также сотрудничают, помогая друг другу. Такая работа полезна на этапах закрепления знаний. Она создает каждому ученику условия для развития в соответствии с уровнем его учебных возможностей, обеспечивает радость успеха в учении. Дифференцированно-групповая работа может комбинироваться с фронтальной формой. В начальной школе на уроках гуманитарного цикла целесообразно использовать следующие приемы групповой работы, обобщенно представленных в таблице. Приемы организации групповой работы младших школьников на уроках: Прием Описание «Вертушка» Обучение ведется в сотрудничестве в малых группах, в которой состоят четыре ученика разного уровня способностей. Учитель объясняет новый материал, а затем учащиеся в группах должны его закрепить, поделиться, разобраться и понять все детали. Каждой группе дается определенное задание и необходимые опоры. Задания можно выполнить по частям (каждый ученик занят своей частью) или по «вертушке» (каждое последующее задание выполняется следующим учеником, начать может любой ученик). При выполнении любых заданий ученик объясняет вслух и его деятельность контролирует вся группа. Затем учитель проверяет выполнение заданий и дает тест на проверку усвоения пройденного материала. «Пила» Ученики образуют группы по 4-6 человек для работы над учебным материалом, который разбит на несколько фрагментов (блоков). Каждый член группы работает индивидуально и находит материал по своей части. Затем ученики, которые изучили один и тот же вопрос, но состояли в разных группах, встречаются, делятся информацией и помогают усвоить материал по данному вопросу. Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали сами, других членов группы. Те, в свою очередь, докладывают о своей части задания. «Учимся вместе» Отчитывается по всей теме каждый в отдельности и вся команда в целом. На заключительном этапе учитель может попросить любого ученики команды ответить на любой вопрос по данной теме. «Зигзаг» Данный прием используется для изучения и систематизации большого по объему материала. Для этого предстоит сначала разбить текст на смысловые отрывки для взаимообучения. Количество отрывков должно совпадать с количеством членов групп. Целью приема является развитие навыков работы в группах. Из вышесказанного следует, что групповая форма организация предполагает, что все участники группы активно участвуют в работе, «слабые не прячутся за спины более сильных», а сильные не подавляют инициативу и самостоятельность более слабых учеников. Особое внимание уделяется групповым целям и успеху всего коллектива, который может быть достигнут только в результате самостоятельной работы каждого участника группы в постоянном взаимодействии с другими ее членами при работе над темой (проблемой, вопросом), подлежащей изучению. Задача каждого ученика состоит не только в том, чтобы сделать что-то вместе, но и в том, чтобы узнать что-то вместе, чтобы каждый участник команды овладел необходимыми знаниями, сформировал нужные навыки. Таким образом, групповая форма и работа в парах на уроке может применяться для решения почти всех основных дидактических задач.  

17.12.2023 12:46


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!