СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование современных образовательных технологий на уроках истории и обществознания.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современная педагогика все больше и больше акцентирует свое внимание на ученике, заботится о его становлении и ут­верждении как личности. Выявлен и обусловлен целый ряд условий, стимулирующих личностное развитие школьников в процессе обучения. Доказано, что такое развитие происходит в учебных ситуациях равноправного сотрудничества и диалогиче­ского общения, творческой и игровой деятельности учащихся, решения ими проблемных задач.

Использование современных образовательных технологий в практике обучения является обязательным условием интеллектуального, творческого и нравственного развития учащихся. Что­бы школьник стал активным и заинтересованным на уроке, требуется высокий уровень мотивации осознанной потребности в усвоении знаний, умений, навыков. Одной из уникальных форм, позволяющих сделать интересной и увлека­тельной работу учащихся не только на творческо-поисковом уров­не, но и в будничных «шагах» по изучению и усвоению фактов, дат, имен, является дидактическая игра; актуальность игры в настоящее время повышается из-за перенасыщенности современ­ного школьника информацией. Телевидение, радио, компьютерные сети значительно увеличили поток получаемой детьми информа­ции. Но все эти источники представляют в основном материал для пассивного восприятия. Важной задачей учителя становится раз­витие умений самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Развить подобные умения помо­жет дидактическая игра, которая служит своеобразной практикой для использования знаний, полученных на уроке и во внеурочное время

Чем привлекательна эта педагогическая технология?

Она интересна в первую очередь в работе со средним звеном школьников. А подростковый возраст характеризуется психоло­гами как «переломный» период в развитии личности, отличаю­щийся трудностью в обучении, быстрой утомляемостью, не­устойчивостью психики. Основой успешного усвоения предме­та, и истории в том числе, у подростков является познавательная потребность, основанная на эмоциональном восприятии мира и на привлекательности самого процесса деятельности. Все это прекрасно реализуется в игре. Oнa позволяет расширить грани­цы собственной жизни ребенка, исчезает робость, происходит внутреннее раскрепощение. Ребенок осуществляет самостоя­тельный поиск знаний. Занимательность условного мира игры делает положительно окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению истори­ческой информации, а эмоциональность игрового действия ак­тивизирует все психологические процессы и функции ребенка. Здесь как видим, игровая технология тесно связана со здоровьесберегающей технологией, которая рассматривается как совокупность приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья школьников и педагогов.

Итак, игра на уроке, хочется остано­виться на играх, которые можно привлекать при изучении ново­го материала.

Н-р: Игра «Три предложения». Это несложная игра с некоторы­ми правилами. В ее основе лежит логическая операция по выде­лению главного. Условный компонент, делающий игру занима­тельной, достигается посредством правила - изложить это «главное» в трех простых предложениях. Один из вариантов этой игры -работа с печатным текстом. Это может быть пункт из параграфа учебника или документ. Прочитав текст, учащиеся передают его содержание тремя простыми предложениями. Побеждает тот, у кого рассказ короче, при этом точно передается содержание. Предложения можно записать в тетради. В этом случае удобнее выявить победителя.

Эта игра позволяет развивать очень важное умение - выде­лять главное, на котором основываются и навыки работы с текстом, прессой, и ориентирование в информационном потоке, и умение составлять план, конспект, реферат, а также в процессе игры происходит определенная работа по развитию речи.

В этом же методическом направлении применима игра «Де­рево мудрости». «Чистая доска». На уроках истории используется большое количество тер­минов. Для работы с ними можно использовать игру с опреде­ленными правилами - «Переводчик». Трудностью в усвоении различных определений является сложность научного языка. В данной игре детям предлагается высказать какую-либо истори­ческую фразу другими словами, перевести с «научного» языка на «доступный». Предлагается высказать разные варианты всем желающим. Лучшие фразы можно записать.

Часто использую дидактические игры на закрепление, повторение и обобщение исторического материала,в них школьников при­влекает процесс отгадывания, проявление сообразительности, сме­калки, быстроты реакции. Вот некоторые из игр «Аукцион», «Реставрация», «Исторические пятнашки» и другие.

Главная задача курса истории и обществознания – научить учащихся мыслить

Помочь в решении этой задачи и в создании условий, максимально стимулирующих развитие интеллектуальных способностей школьников, может использование приемов технологии критического мышления.

Первая стадия – вызов. Вызовом может служить познавательная задача, полемичные слова (цитата), обращение к жизненному опыту учащихся, составление кластера (корзины идей при ответе на вопрос: «Что вы знаете о…?»). Можно применить различные приемы, такие как: свободное письмо, перепутанные логические цепи, ключевые термины, прием «Корзина» (идей, понятий, имен…), покопаемся в памяти, верные и неверные утверждения, ассоциации, кластеры.

Вторая стадия – осмысление. Эта стадия предусматривает активную работу с разнообразными источниками информации: таблицами, схемами, документами, картами, с учебником.

Третья стадия рефлексия. Здесь основным является: целостное осмысление, обобщение полученной информации; присвоение нового знания; расширение предметного поля; формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.

Использование технологии критического мышления предполагает организацию групповых форм работы учащихся, работу в парах. Работа в группах над определенной проблемой повышает заинтересованность, углубляет мотивацию учащихся в учебной деятельности. Здесь создаются условия для раскрытия познавательных, мыслительных, интеллектуальных способностей каждого ученика.

Технология коллективного способа обучения.

Данная педагогическая технология позволяет использовать такие виды обучения как практические работы, практикумы, лабораторные работы, работу по анализу исторических документов. Положительным элементом применения данной технологии обучения является тот факт, что здесь в работу включены одновременно все учащиеся класса. Этот способ обучения используется при работе с учащимися с 5 по 11 класс при работе:

• анализ документов;

• составление синхронистических таблиц;

• составление сравнительных таблиц;

• составление исторических портретов;

• работа с памятками-алгоритмами;

• работа с учебником;

• работа в группах, парах.

Современные информационные технологии.

Современное школьное образование уже невозможно представить без использования современных компьютерных технологий. Однако злоупотреблять новшествами не стоит. Все хорошо в меру. На уроках истории и обществознания использую:

1. Интерактивные карты и интерактивные плакаты. В интернете есть множество сайтов, содержащие электронные образовательные ресурсы. При наличии в школе локальной сети провести урок с помощью этих ресурсов не проблема.

2. Электронные учебники имеют одно очень важное преимущество: комплексное воздействие – фото, видео, карты, схемы, документы, музыка, речь диктора, автоматизированный контроль знаний ученика.

3. Обучающие программы. На CD сейчас выпускаются уроки-практикумы, тренажеры, онлайн-тесты. С их помощью можно проводить практические занятия, контроль знаний, готовиться к ЕГЭ

4. Интерактивная доска. Интерактивная доска позволяет работать с презентациями учащихся, с текстом, изображениями, обучающими программами, тестами и т. д.

6. Презентации. Презентации можно использовать в разных вариантах:

1) При объяснении нового материала. Заранее созданная презентация фиксирует внимание на важных моментах темы.

2) Презентация для сопровождения доклада. Такая презентация готовится учениками и сопровождает ученический проект, исследовательскую работу.

3) Тестирование по теме, коллективный разбор заданий. Такие презентации могут быть использованы на обобщающих уроках, как для самостоятельной индивидуальной работы учащихся, так и для коллективной.

7. Большое значение при использовании технологий имеет звуковое сопровождение. Так, например, большое значение имеет прослушивание произведений композиторов-классиков, с одновременным показом портретов этих людей, просмотр фильмов, картин.

Проектная деятельность.

Цель применения данного вида деятельности:

Ø развитие инициативности учащихся;

Ø развитие способностей учащихся заниматься исследовательской деятельностью;

Ø построение учащимися теоретических моделей;

Ø созидательная деятельность учащихся от постановки целей и задач до их реализации и получение определенного результата;

Ø умение решать конкретные проблемы.

Результатом этой работы являются тематические мини-проекты, школьные конференции «70-летию Великой Отечественной войны, посвящается…», «Моя родословная», «Война 1812 года». Участие в муниципальных краеведческих конференциях, различных конкурсах.

Новые образовательные технологии стремительно вошли в нашу жизнь. Их значение велико для современного урока, т.к. интегрированное применение современных технологий делает учебный процесс более полноценным, познавательным, увлекательным, как для учащихся, так и для нас самих.

Категория: История
27.03.2015 13:54


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!