СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Кардинальные перемены во всех областях человеческой жизни и новые социальные требования мирового сообщества требуют со­вершенно иного уровня грамотности, соответствующего запросам информационного общества. А для этого необходимо создать прин­ципиально новую технологию приобретения научных знаний, новые педагогические подходы к преподаванию и усвоению знаний, новые методики преподавания. Всё это должно способствовать активизации интеллекта обучаемых, формированию их творческих способностей, развитию целостного мировоззрения индивида - полноправного чле­на информационного общества.

В образовательных контекстах мультимедиа и Интернет игра­ют роль средств коммуникации и способов представления знаний в различных стратегиях (методиках) преподавания.

Использование ИКТ и мультимедиа – технологий  в образовании радикально меняет существующую систему обучения. Организация учебного процесса становится более индивидуализированной, по­скольку широкое применение аналитических, практических и экспе­риментальных принципов обучения позволяет ориентировать его на каждого обучаемого.

Существенную помощь в этом оказывают мультимедийные учебники, электронные тренажеры, выпущенные в издательстве «Дрофа» и Интернет – ресурсы. Рационально спланированная деятель­ность учителя и ученика, тщательно продуманное использование всех имеющихся средств обучения способствуют результативности урока.

Рассмотрим изучение темы «Причастие» (вводный урок) в 6 классе по учебно – методическому  комплексу М.М. Разумовской с ис­пользованием мультимедийного учебника.

Создаётся группа консультантов из числа учащихся, успешно изучающих русский язык. Им предлагается опережающее задание: самостоятельно изучить тему в мультимедийном учебнике «Привет, Причастие!», в котором диктор в доступной форме с использованием иллюстраций рассказывает о причастии и его образовании. В «Игровой» этого учебника учащиеся выполняют ряд практи­ческих заданий и осуществляют самопроверку.

       На первом уроке для всего класса используется другой муль­тимедийный учебник - «Русский язык. 5-6 классы. Морфология. Ор­фография».  Перед тем, как к нему обратиться, формулируем вопрос: «Что такое причастие?», на который дать ответ учащиеся пока не могут. Обращаемся к примеру учебника: «злобный и рычащий пёс», анализируем его и приходим к выводу: причастие имеет признаки прилагательного и глагола, постоянные и непостоянные признаки. Свои выводы учащиеся оформляют в таблице.

       На этапе закрепления «заходим» в «Игровую!» учебника: уча­щимся предлагается определить, к какой части речи относятся слова. При неверном ответе учащиеся слышат вопрос диктора: «Разве это постоянный признак?» или «Разве это признак по действию?» Вирту­альное общение позволяет внести коррективы в ответы и исправить ошибки.

        Следующим этапом урока является самостоятельная работа по выявлению причастий в тексте. После этого привлекаются консуль­танты, которые на компьютерах с помощью учебника «Привет, При­частие!» помогают учащимся, испытывающим затруднения в усвое­нии учебного материала.

       Мультимедийный учебник чаще всего используется на этапе изучения нового материала, реже – на  этапе повторения и обобще­ния изученного.

В системе уроков по теме «Причастие» на этапе закрепления изученного в условиях локальной сети применяется мультимедийное приложение к учебнику М.М. Разумовской и П.А. Леканта, направ­ленное на выработку практических умений и навыков. Организовать работу с ним можно следующим образом: группа учащихся выпол­няет на компьютерах упражнения из этого приложения. Остальные учащиеся работают в режиме интерактивной доски. На главном ком­пьютере видна работа каждого ученика, что позволяет привлечь к проверке консультантов, которые могут дать советы, консультации и оценить результат.

    На этапе обобщения и систематизации по теме учащиеся рабо­тают с электронным репетитором – тренажёром  «Курс русского языка. Базовый уровень». С его помощью определяется степень усвоения изученного материала, распределённого по уровням, что позволяет дифференцировать задания. В режиме отведенного программой времени ученик имеет возможность выполнить задания разной степени сложности, понять, осмыслить и усвоить материал, отработать умения в применении знаний на практике.

     С целью диагностики уровня  сформированности  практических умений и навыков эффективны аудиодиктанты. Специфика их за­ключается в том, что самостоятельно каждый ученик может выбрать индивидуальный темп диктовки и набора текста, осуществить само­проверку, привлечь к проверке своей работы товарища. Аудиодик­танты влияют на формирование личностной самооценки результатов труда каждого, позволяют наметить перспективы в дальнейшем ос­воении программного материала.

     Неограниченные возможности для подготовки и проведения уроков развития речи дают Интернет – ресурсы. Рассмотрим их при­менение на примере урока развития речи в 7 классе по картине Ф.П. Решетникова «Опять двойка».

     Учащимся предлагается найти в сети и отобрать материал к будущему сочинению – описанию  по картине: сведения о художнике, истории создания картины, высказывания современников о творче­стве Ф.П. Решетникова. Кроме интересной и полезной информации о художнике и его картине, учащиеся нашли мультфильм, поставлен­ный по сюжету художественного полотна.

   Разнообразная информация, представленная на уроке учащи­мися, позволила рассмотреть замысел художника, сюжет картины, используя выразительные средства русского языка и изобразительно­го искусства в сопоставлении с замыслом режиссера и возможностя­ми мультипликации.

   Использование мультимедиа и Интернет – ресурсов  позволяют предоставить обучаемым больше возможностей для самостоятельной и независимой работы, а также гибко варьировать программу учеб­ных действий.

    Современные ИКТ позитивно стимулируют когнитивные ас­пекты обучения, такие, как восприятие, осознание информации; по­вышают мотивацию обучаемых; помогают в развитии навыков со­вместной работы и коллективного познания; развивают более глубо­кий подход к обучению и, следовательно, помогают в формировании более глубокого понимания предмета.

 

 

 

Категория: Русский язык
05.02.2015 21:06


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!