СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Кардинальные перемены во всех областях человеческой жизни и новые социальные требования мирового сообщества требуют совершенно иного уровня грамотности, соответствующего запросам информационного общества. А для этого необходимо создать принципиально новую технологию приобретения научных знаний, новые педагогические подходы к преподаванию и усвоению знаний, новые методики преподавания. Всё это должно способствовать активизации интеллекта обучаемых, формированию их творческих способностей, развитию целостного мировоззрения индивида - полноправного члена информационного общества.
В образовательных контекстах мультимедиа и Интернет играют роль средств коммуникации и способов представления знаний в различных стратегиях (методиках) преподавания.
Использование ИКТ и мультимедиа – технологий в образовании радикально меняет существующую систему обучения. Организация учебного процесса становится более индивидуализированной, поскольку широкое применение аналитических, практических и экспериментальных принципов обучения позволяет ориентировать его на каждого обучаемого.
Существенную помощь в этом оказывают мультимедийные учебники, электронные тренажеры, выпущенные в издательстве «Дрофа» и Интернет – ресурсы. Рационально спланированная деятельность учителя и ученика, тщательно продуманное использование всех имеющихся средств обучения способствуют результативности урока.
Рассмотрим изучение темы «Причастие» (вводный урок) в 6 классе по учебно – методическому комплексу М.М. Разумовской с использованием мультимедийного учебника.
Создаётся группа консультантов из числа учащихся, успешно изучающих русский язык. Им предлагается опережающее задание: самостоятельно изучить тему в мультимедийном учебнике «Привет, Причастие!», в котором диктор в доступной форме с использованием иллюстраций рассказывает о причастии и его образовании. В «Игровой» этого учебника учащиеся выполняют ряд практических заданий и осуществляют самопроверку.
На первом уроке для всего класса используется другой мультимедийный учебник - «Русский язык. 5-6 классы. Морфология. Орфография». Перед тем, как к нему обратиться, формулируем вопрос: «Что такое причастие?», на который дать ответ учащиеся пока не могут. Обращаемся к примеру учебника: «злобный и рычащий пёс», анализируем его и приходим к выводу: причастие имеет признаки прилагательного и глагола, постоянные и непостоянные признаки. Свои выводы учащиеся оформляют в таблице.
На этапе закрепления «заходим» в «Игровую!» учебника: учащимся предлагается определить, к какой части речи относятся слова. При неверном ответе учащиеся слышат вопрос диктора: «Разве это постоянный признак?» или «Разве это признак по действию?» Виртуальное общение позволяет внести коррективы в ответы и исправить ошибки.
Следующим этапом урока является самостоятельная работа по выявлению причастий в тексте. После этого привлекаются консультанты, которые на компьютерах с помощью учебника «Привет, Причастие!» помогают учащимся, испытывающим затруднения в усвоении учебного материала.
Мультимедийный учебник чаще всего используется на этапе изучения нового материала, реже – на этапе повторения и обобщения изученного.
В системе уроков по теме «Причастие» на этапе закрепления изученного в условиях локальной сети применяется мультимедийное приложение к учебнику М.М. Разумовской и П.А. Леканта, направленное на выработку практических умений и навыков. Организовать работу с ним можно следующим образом: группа учащихся выполняет на компьютерах упражнения из этого приложения. Остальные учащиеся работают в режиме интерактивной доски. На главном компьютере видна работа каждого ученика, что позволяет привлечь к проверке консультантов, которые могут дать советы, консультации и оценить результат.
На этапе обобщения и систематизации по теме учащиеся работают с электронным репетитором – тренажёром «Курс русского языка. Базовый уровень». С его помощью определяется степень усвоения изученного материала, распределённого по уровням, что позволяет дифференцировать задания. В режиме отведенного программой времени ученик имеет возможность выполнить задания разной степени сложности, понять, осмыслить и усвоить материал, отработать умения в применении знаний на практике.
С целью диагностики уровня сформированности практических умений и навыков эффективны аудиодиктанты. Специфика их заключается в том, что самостоятельно каждый ученик может выбрать индивидуальный темп диктовки и набора текста, осуществить самопроверку, привлечь к проверке своей работы товарища. Аудиодиктанты влияют на формирование личностной самооценки результатов труда каждого, позволяют наметить перспективы в дальнейшем освоении программного материала.
Неограниченные возможности для подготовки и проведения уроков развития речи дают Интернет – ресурсы. Рассмотрим их применение на примере урока развития речи в 7 классе по картине Ф.П. Решетникова «Опять двойка».
Учащимся предлагается найти в сети и отобрать материал к будущему сочинению – описанию по картине: сведения о художнике, истории создания картины, высказывания современников о творчестве Ф.П. Решетникова. Кроме интересной и полезной информации о художнике и его картине, учащиеся нашли мультфильм, поставленный по сюжету художественного полотна.
Разнообразная информация, представленная на уроке учащимися, позволила рассмотреть замысел художника, сюжет картины, используя выразительные средства русского языка и изобразительного искусства в сопоставлении с замыслом режиссера и возможностями мультипликации.
Использование мультимедиа и Интернет – ресурсов позволяют предоставить обучаемым больше возможностей для самостоятельной и независимой работы, а также гибко варьировать программу учебных действий.
Современные ИКТ позитивно стимулируют когнитивные аспекты обучения, такие, как восприятие, осознание информации; повышают мотивацию обучаемых; помогают в развитии навыков совместной работы и коллективного познания; развивают более глубокий подход к обучению и, следовательно, помогают в формировании более глубокого понимания предмета.
© 2015, Кузнецова Татьяна Петровна 416