СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

НОВЫЕ ВИДЫ И ФОРМЫ РАБОТЫ НАД ТЕКСТОМ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ.

Нажмите, чтобы узнать подробности

НОВЫЕ  ВИДЫ  И  ФОРМЫ  РАБОТЫ  НАД ТЕКСТОМ ХУДОЖЕСТВЕННОГО  ПРОИЗВЕДЕНИЯ  НА  УРОКАХ  РУССКОГО  ЯЗЫКА  И  ЛИТЕРАТУРЫ.

 

Актуальность изучаемой темы.

 

       Новое украинское государство, новое общество, которое строится откры-тым, гражданским, нуждается в новом учителе, новом ученике, новой системе образования. Поэтому рост педагогического мастерства учителя, уровня его культуры, мышления, мировоззрения всегда был и будет актуальной пробле-мой.

       Быстрое старение научной информации, новое содержание образования, появление новых технологий обучения, реформирование социально-экономи-ческой системы создали в обществе ситуацию, когда стало невозможно научи-ться чему-то один раз и на всю жизнь. У просвещения возникла потребность постоянно углублять и обновлять свои знания, умения и навыки. В обществен-ном сознании появились новые ценности в образовании: приоритет самоназви-тия, самосовершенствование, самообразование. Таким образом, сложились предпосылки, которые обусловили разработку новых образовательных технологий.       

         Содержание образования сегодня должно обеспечивать:                                    - адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества;

- формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы картины мира;

- интеграцию личности в национальную и мировую культуру;

- формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества.

        Одним из возможных путей реализации этих задач может стать глобальное образование, главной задачей которого является формирование творческой личности, способной принимать взвешенные решения, предвидеть их возмож-ные последствия, чувствовать ответственность за настоящее и будущее мира. Образование является одной из важнейших основ, призванных помочь каждо-му человеку войти в мир, гармонично вписаться в систему взаимосвязей на культурном, социальном, экономическом и других уровнях современной жизни.

Интерактивные технологии обучения

           Задача современного учителя – не преподносить знания школьникам, а создать мотивацию, сформировать комплекс умений учить самого себя. Со-трудничество учителя и учащихся предполагает знание и умение педагога дозировать и направлять самостоятельность, предоставляемую школьнику. Это возможно сегодня благодаря интерактивным технологиям.  Методы группово-го воздействия принято называть интерактивными (в переводе с английского интерактивный – взаимодействие, воздействие), это система правил взаимо-действия учителя и учащихся в форме учебных игр и ситуаций, обеспечиваю-щих педагогически эффективное познавательное общение.

           Сущность интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс строится на основе постоянного, активного взаимодействия всех учащихся. Это совместное обучение, взаимообучение (коллективное, групповое обучение в сотрудничестве), где ученик и учитель являются равноправными, равнознач-ными объектами обучения. Педагог выступает в роли организатора процесса обучения, лидера группы. Организация интерактивного обучения предполагает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем. Оно эффективно способствует формированию ценностей, умений и навыков, создает атмосферу сотрудничества, взаимодействия, дает возможность педагогу стать лидером детского коллектива.

В зависимости от содержания и цели обучения возможны такие варианты организации работы групп:

- «диалог». Сущность его заключается в совместном поиске группами решения. Диалог включает противостояние, критику позиции той или иной группы; группа экспертов составляет свой вариант выполнения задания, следит за работой групп и контролирует время. По завершению работы представители каждой группы на доске делают итоговые записи, а потом предлагается общий ответ, который записывается в тетради.

         Так в 7 классе на уроке русского языка можно использовать отрывок из повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» - описание украинской степи - с заданием определить особенности синтаксиса                                                                                        

        Интересна такая форма работы на заключительном уроке в 10 классе по произведению А.Н.Островского «Гроза» при сопоставлении двух разных критических статей.

- «синтез мыслей». После объединения в группы и выполнения ими задания ученики предлагают свой вариант ответа другим группам, те дополняют его, корректируют и обработанные таким образом результаты ответа передаются экспертам, которые готовят общий ответ, обсуждаемый всем классом.

       Так, изучая новеллу Проспера Мериме «Матео Фальконе», можно пред-ложить группам ответить на вопросы «Каковы мотивы поступков сына? Отца?», а затем после объединения учащихся предложить ответить на вопрос «Кто из героев является выразителем идейного замысла?» - «общий проект» имеет такую же цель и принцип объединения в группы, но задания, получаемые группами, имеют разное содержание и освещают проблему с разных сторон. В результате ответов представителей каждой группы составляется общий проект, который рецензирует и дополняет группа экспертов.          На уроках литературы такую форму работы хорошо использовать на вводных уроках – знакомствах с биографией и творческим путем писателя, при изучении образной системы художественного произведения.

 - «поиск информации» - разновидность работы в малых группах с целью поиска информации. Для групп разрабатываются задания, ответы на которые можно найти в различных источниках информации, потом заслушиваются сообщения каждой группы.           - круг идей призван помочь в решении острых вопросов. Данную технологию используют, если все группы должны выполнить одно и то же задание, состоя-щее из нескольких позиций, которые группы представляют по очереди. Учитель собирает все карточки с результатами работы, составляет перечень идей на доске или начинает дискуссию, используя полученную информацию.

        Нужно отметить, что не всегда удается использовать на уроках инновации, поэтому возрастает роль нетрадиционных заданий и жанров: это и изложение – перевод (что актуально для нашого города), сочинение – различение (стили-зация, при изучении романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» в 10 классе можно предложить учащимся написать письмо от имени Базарова Анне Сергеевне), сочинение – развлечение (лингвистические миниатюры, подражания), это и изобразительное искусство (так, для полного понимания характеров помещи-ков из поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души» можно предложить учащимся нарисовать герб помещика или выполнить его визитную карточку)

      Исследованием «морфологии» текста, особенностей его содержания, строения и речевого оформления школьники занимаются на уроках литературы, русского языка и развития речи. Однако в урочное время текстовые аналитические задания предлагаются как типовые: озаглавить текст, определить его тему и основную мысль, стиль и функциональный тип речи, указать средства связи. Эти задания в большинстве случаев выполняются автоматически, без особого интереса ребят. Творческие упражнения тоже часто сводятся к написанию изложений и сочинений привычных жанров. Отрадно, что методика организации творческой деятельности пересматривает свои ориентиры: в центре внимания оказывается не столько текст (в разнообразии стилей, типов и жанров), сколько ребенок – со всеми его впечатлениями, с потребностью в образном мышлении, с внутренними критериями нормативности речи, среди которых важным для учителя и ученика оказывается критерий свободного выбора и неповторяемости языковых средств и композиции создаваемого речевого произведения.

Действие принципов избирательности, научной углубленности, практической направленности, занимательности, органичного сочетания коллективной, индивидуальной, групповой учебной деятельности позволяет отобрать не столь часто используемые методы (исследовательский, эвристический, коммуникативный) и приемы обучения (конструирование окказионализмов и текстов на «глоком» языке, производимом по образцу известной фразы Л.В.Щербы «Глокая куздра…»; реконструкция словообразовательных цепочек; сопоставительный анализ словарных статей; стилизация; перевод с русского языка на … русский; «путешествие в Кунсткамеру словообразования» и т.п.)

Вызывают интерес школьников и необычные названные, но по сути привычные виды работ: изложение-перевод, «сочинение-различение» (стилизация), «сочинение-развлечение» (лингвистические миниатюры, подражания и т.д.).

Главная проблема, которой предложено заниматься ребятам 5 и 9, а также 10 и 11 классов, - «В глубь текста». Тематика занятий (первого, двух, при необходимости – трех первых):

            Что значит звук? Цвет и настроение звуков. Можно ли нарисовать стихотворение?

          «Говорящие» морфемы. Зачем писатели и поэты создают новые слова?                  Окказионализмы. Детское словесное творчество. «Глокий» язык.

           Тайны лексики: слова родные и пришельцы, старые и новые слова. «Чувствительные» слова. «Сиреневая идея яростно дремлет…», или хитрости связи слов. Омофоны и омографы. Омонимы и омоформы. Слово в тексте.

          Умеем ли мы читать текст? Глобальное, детальное и критическое восприятие текстовой информации. Ключевые слова. Тема и микротема. Автобиография текста. Какие бывают тексты?

         Стилистика – наука или искусство? Сколько лет стилистике? Знатное и почтенное семейство: функциональная стилистика, практическая стилистика, стилистика текста, фоностилистика. Стилистика и риторика.

 

 

 Использование информационно-киммуникационных технологий

 

         Мы живем в мире медиа – расширяющейся системы массовых коммуника-ций, «информационного» взрыва. Соответственно, цель образования – форми-рование «личности, способной читать, анализировать, оценивать медиатекст, заниматься медиатворчеством, усваивать новые знания посредством медиа». Поэтому использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования.                                        

        Использование информационных технологий кардинально расширяет воз-можности в выборе материалов и форм учебной деятельности, делает уроки яркими и увлекательными, информационно и эмоционально насыщенными. В презентации могут быть показаны самые выигрышные моменты темы, эффек-тивные опыты и превращения, подборка электронных карт, портретов, цитат. На экране также могут появляться определения, которые ребята записывают в тетрадь, тогда как учитель, не тратя времени на повторение, успевает расска-зать больше. Главное в презентации — это тезисность (для выступающего) и наглядность (для слушателя).

        Необходимо помнить, что на уроке анализа текста главной всегда остается работа с текстом, а ИКТ лишь разнообразят методы, приемы и формы работы, развивающие разные стороны личности ученика, помогают достичь целостно-сти рассмотрения произведения в единстве содержания и формы, увидеть содержа-тельность, смысловую значимость каждого элемента формы.  

        Защита проектов может быть  в форме презентаций:

«Над пропастью» (Последняя дуэль М.Ю. Лермонтова), 9 класс

Сбылось ли пророчество Лермонтова? (Письменный ответ на вопрос во время просмотра ученической презентации и последующее его обсуждение).

Каковы причины дуэли М.Ю. Лермонтова?

По одной из версий Лермонтов решился на дуэль в качестве эксперимента, находясь под влиянием образа Печорина. Правомочна ли такая трактовка причин дуэли? Анализ эпизода дуэли Печорина с Грушницким из романа «Герой нашего времени».

 

 Интеграционные технологии.

 

       Условием полноценного становления личности сегодня выступает целесооб-разно организованный образовательный процесс. В связи с тем, что объем ин-формации постоянно растет, а количество часов на предметы в лучшем случае остается прежним, целесообразно объединять уроки гуманитарного цикла, проводить интегрированные уроки.

Наиболее эффективным интегративный подход в изучении литературы и исто-рии становится в старших классах (особенно в 11 классе), когда появляется возможность параллельного изучения тем. Так, например, при изучении темы «Серебряный век русской культуры» важно выявить исторические предпосыл-ки данного явления, социальные потрясения, которые способствовали его кризису.  Уникальность того факта, что литературное произведение, точнее, описываемый в нем политический режим, оказывается гениальным пророче-ством о появившемся спустя десять лет реально существующем режиме, заставила нас обратиться к изучению романа Е. Замятина «Мы» в связи с введением понятия «тоталитаризм».  Так родился интегрированный урок «Социальный прогноз Е. Замятина и реальность ХХ века». Параллельное изучение позволило более глубоко понять роман Е. Замятина, обратившись к фактам истории, сформулировать понятие антиутопии. Исторический подход к изучению данного произведения помог оценить художественное достоинство произведения и гражданское мужество автора. Во время подготовки урока и в течение него учащиеся могут быть не просто слушателями и собеседниками, а вместе с учителями и Е. Замятиным творить урок, стать соавторами киноромана (писать сценарий, продумать центральные кадры, костюмы актеров, музыку к фильму). Сопоставляя прогноз Е. Замятина и реальность ХХ века (сталинский режим, фашистская Германия), хочется обратиться к  словам В. О. Ключевского: «История ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков».

Подведем итог.  Что дает учителю литературы использование информацион-но-коммуникационных технологий?

- экономию времени на уроке;

- глубину погружения в материал;

- повышенную мотивацию обучения;

- интегративный подход в обучении;

- возможность одновременного использования аудио-, видео-, мультимедиа- материалов;

- возможность формирования коммуникативной компетенции учащихся, т.к. ученики становятся активными участниками урока не только на этапе его проведения, но и при подготовке, на этапе формирования структуры урока;

- привлечение разных видов деятельности, рассчитанных на активную позицию учеников, получивших достаточный уровень знаний по предмету, чтобы само-стоятельно мыслить, спорить, рассуждать, научившихся учиться, самостоятель-но добывать необходимую информацию.

 

Заключение

          Подводя черту под вышесказанным, следует отметить, что рассмотреть всё многообразие новых форм и видов работы на уроках автору не удалось. Однако на современном этапе работать в школе, не совершенствуясь, не расширяя свой кругозор и опыт работы, невозможно. Этого от нас требует и время, и современ-ные школьники, и государство.

           На первое же место в информационную эпоху выходит «аудиовизуальная культура». Уже выросло поколение, для которого компьютер включен в бытовую среду, формирующую, наряду с телевизором, сознание буквально с рождения. Соответственно информационно-коммуникационные технологии  в образователь-ном процессе становятся одними из главных посредников в формировании ново-го типа личности, готовой воспринимать и понимать аудиовизуальный язык. ИКТ не только отвечают нуждам педагогики в развитии личности, но и расширяют спектр методов и форм проведения занятий с учащимися. Обучение с помощью информационно-коммуникационных технологий, в первую очередь, – исследо-вательский процесс: обеспечивается активное участие учителя и ученика в поиске, структурировании и оценке информации.

           Необходимо отметить, что использование информационно-коммуника-ционных технологий способствует интеллектуальному и творческому росту не только ученика, но и учителя. Дает ему возможность быть в курсе современных тенденций развития педагогической мысли; помогает быстро и адекватно реаги-ровать на изменения приоритетов образования. Делает возможным применение современных способов интерпретации и систематизации информации при изуче-нии традиционных тем школьного курса.

Но при всем обилии положительных моментов в использовании информа-ционно-коммуникационных технологий на уроках следует отметить и то, что методика использования медиаресурсов еще не разработана. Чрезмерное ис-пользование данных технологий на уроках литературы может привести к тому, что в сознании учеников библиотеки заменятся Интернетом (легче найти в Интернете, чем сходить в библиотеку). А качество некоторой информации в «глобальной паутине» оставляет желать лучшего. Гигиенические нормы требуют, чтобы время непосредственной работы ученика за компьютером не превышало даже для 10-11 классов 20-30 минут два раза в неделю.

Категория: Русский язык
17.01.2015 21:40


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!