СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование кейс метода на уроках математики в 5-6 классах

Нажмите, чтобы узнать подробности

В течение многих столетий главной целью образования считалось информирование, т. е. сообщение фактических знаний, необходимых и достаточных для каждого ученика. Как показывают время и опыт, просто констатировать факт, преподнести истину в готовом виде, дать однозначный ответ на вопрос и даже просто указать на ошибку – легко и бесперспективно. Это бездушно сделает любой соответствующий сайт интернета типа Википедии или готовый решебник ГДЗ. После этого останутся сомнительные и недолговечные знания и отсутствие стимула к узнаванию большего. В свое время, Сократ определял знание, полученное человеком в готовом виде, как менее ценное для него и потому не долговечное в отличии продукта собственного мышления. На современном этапе обучения такой принцип передачи знаний уже неэффективен. Если же педагог тонко и мудро направляет мысль ученика в нужное русло, заставляет его не просто думать, а задумываться, пробовать мыслить широко и нестандартно, анализировать, умозаключать и самостоятельно находить правильный ответ, делать для себя и других пусть маленькое, но открытие – результат совсем другой. Вот такие знания и то, что связано с их поиском, останутся в памяти надолго, придадут уверенности, принесут пользу, откроют перспективы и впоследствии передадутся другим. И как очень верно и глубоко оценил миссию педагога Дистервег – «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит её находить». И это касается не только отдельного научного предмета, но и всего жизненного опыта человека.

Главным, чему следует учить, становится умение осваивать и применять новую информацию для решения стоящих перед человеком проблем. Здесь невозможно переоценить вклад инновационных методов обучения, способных заинтересовать детей, увлечь их узнаванием нового, удивительным образом взаимосвязанного с различными областями жизни и деятельности человека. Таким интереснейшим, идущим в ногу со временем, многоразвивающим методом, оперирующим и зрительной, и слуховой (речевой), и эмоциональной памятью, является кейс-метод.

Название метода происходит от английского case – случай, ситуация и от понятия «кейс» – чемоданчик для хранения различных бумаг, журналов, документов и пр. Отличительной особенностью данного метода является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни. При этом сама проблема должна быть актуальна на сегодняшний день и иметь несколько решений. Для работы с такой ситуацией необходимо правильно поставить учебную задачу, и для её решения подготовить кейс с различными информационными материалами (статьи, монографии, сайты в сети Интернет, статистические отчеты, таблицы, художественная и публицистическая литература, произведения искусства – музыка, живопись, кино и пр.)

Поставив задачу и подготовив кейс, следует организовать деятельность обучающихся по разрешению поставленной проблемы. Работа в режиме кейс-метода предполагает групповую деятельность – совместными усилиями каждая из подгрупп обучающихся анализирует ситуацию, и вырабатывает практическое решение. Далее организуется деятельность по оценке предложенных решений и выбору лучшего для разрешения поставленной проблемы.

Перечислим основные преимущества метода.

1) Развиваются аналитические навыки: необходимость отличать данные от информации, классифицировать, выделять главное, анализировать, находить пропуски информации и уметь восстанавливать их. Мыслить ясно, последовательно, широко.

2) Формируются практические навыки использования различных теорий, методов, принципов.

3) Развиваются творческие навыки, нестандартное мышление, логика.

4) Способствуют выработке коммуникативных и определенных социальных навыков: оценивать поведение людей, убеждать и слушать, защищать собственную точку зрения или аргументировать противоположное мнение, составлять краткий, убедительный отчет, принимать коллективное решение и т. д.

5) Стимулирует к самоанализу. Несогласие в дискуссии способствует осознанию и анализу мнения сверстников и своего собственного.

Кейсы можно представить в различных формах: печатный текст, электронные носители, фотографии, диаграммы, схемы, таблицы. Это делает информацию более наглядной, запоминающейся, побуждающей к работе мысли.

Наиболее распространенная модель деятельности в режиме кейс-метода содержит следующие этапы:

1. Преподаватель подбирает, готовит учебную задачу, отражающую практическую ситуацию, готовит кейс

2. Обучающиеся, как правило, предварительно (перед занятием) прочитывают и изучают кейс, привлекая к этому материалы учебника и другие источники информации, анализируют материал.

3. Далее идёт подробное групповое обсуждение содержания кейса и выработка нескольких решений. Отдельные участники или подгруппы презентуют свои решения. Преподаватель выступает в роли ведущего, фиксирующего ответы, поддерживающего дискуссию в группе.

5. Учитель и ученики совместно подводят итоги, делают выводы, выбирают наиболее оптимальное, эффективное решение.

Рис.1 Старинные меры длины

При изучении материала по теме « Меры длины» в 5 классе был апробирован следующий кейс: « Из числа всей её челяди самым замечательным лицом был дворник Герасим, мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырем и глухой от рождения». Какого был роста Герасим? Что означают слова «двенадцати вершков роста»? Ученикам предлагается таблица народных мер длины, историческая справка, тематический рисунок (рис.1) и задания для работы с данной информацией( табл.1)

Таблица 1

Задания для работы с информацией.

Ознакомление

Изучите параграф учебника и узнайте, какие ещё меры длины существовали. Составьте список старинных русских и английских мер длины.

Понимание

Объясните русские пословицы: «От горшка два вершка, а уже указчик», «Семь пядей во лбу», «Каждый купец на свой аршин меряет», «Косая сажень в плечах».

Применение

Вычислите свой рост в аршинах, локтях, пядях, вешках.

Анализ

Какого же роста был Герасим из рассказа И.С.Тургенева «Му-му»? Нет ли противоречия в выполненных вами вычислениях со словами автора? Найдите ответ на вопрос: как определялся рост человека в XIX веке?

Синтез

Найдите пословицы и поговорки, в которых упоминаются старинные меры длины, оформите буклет

Оценка

Объясните, почему для нас важно знать старинные меры длины.

Результатом апробации явились высокая заинтересованность, активность учеников как при изучении дополнительных источников литературы, истории, математики, так и при обсуждении проблемной ситуации, а так же предложение учеников как можно чаще использовать данный формат обучения.

Кейс-метод – эффективный метод повышения качества образования и успешного внедрения ФГОС, у него высокий педагогический потенциал.

Литература

  1. Власова Н.В. Современные образовательные технологии в контексте новых федеральных государственных образовательных стандартов // Теория и практика образования в современном мире : материалы междунар. Научн. Конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.).- Санкт-Петербург: Реноме, 2012.- С.278-280
  2. Деркач А.М. Кейс метод в обучении //Специалист.-2010.- №4. -С. 22-23
  3. Кейс метод. Окно в мир ситуационной методики обучения (case-study).- www.casemethod.ru
Категория: Математика
22.04.2015 21:32


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!