СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
В течение многих столетий главной целью образования считалось информирование, т. е. сообщение фактических знаний, необходимых и достаточных для каждого ученика. Как показывают время и опыт, просто констатировать факт, преподнести истину в готовом виде, дать однозначный ответ на вопрос и даже просто указать на ошибку – легко и бесперспективно. Это бездушно сделает любой соответствующий сайт интернета типа Википедии или готовый решебник ГДЗ. После этого останутся сомнительные и недолговечные знания и отсутствие стимула к узнаванию большего. В свое время, Сократ определял знание, полученное человеком в готовом виде, как менее ценное для него и потому не долговечное в отличии продукта собственного мышления. На современном этапе обучения такой принцип передачи знаний уже неэффективен. Если же педагог тонко и мудро направляет мысль ученика в нужное русло, заставляет его не просто думать, а задумываться, пробовать мыслить широко и нестандартно, анализировать, умозаключать и самостоятельно находить правильный ответ, делать для себя и других пусть маленькое, но открытие – результат совсем другой. Вот такие знания и то, что связано с их поиском, останутся в памяти надолго, придадут уверенности, принесут пользу, откроют перспективы и впоследствии передадутся другим. И как очень верно и глубоко оценил миссию педагога Дистервег – «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит её находить». И это касается не только отдельного научного предмета, но и всего жизненного опыта человека.
Главным, чему следует учить, становится умение осваивать и применять новую информацию для решения стоящих перед человеком проблем. Здесь невозможно переоценить вклад инновационных методов обучения, способных заинтересовать детей, увлечь их узнаванием нового, удивительным образом взаимосвязанного с различными областями жизни и деятельности человека. Таким интереснейшим, идущим в ногу со временем, многоразвивающим методом, оперирующим и зрительной, и слуховой (речевой), и эмоциональной памятью, является кейс-метод.
Название метода происходит от английского case – случай, ситуация и от понятия «кейс» – чемоданчик для хранения различных бумаг, журналов, документов и пр. Отличительной особенностью данного метода является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни. При этом сама проблема должна быть актуальна на сегодняшний день и иметь несколько решений. Для работы с такой ситуацией необходимо правильно поставить учебную задачу, и для её решения подготовить кейс с различными информационными материалами (статьи, монографии, сайты в сети Интернет, статистические отчеты, таблицы, художественная и публицистическая литература, произведения искусства – музыка, живопись, кино и пр.)
Поставив задачу и подготовив кейс, следует организовать деятельность обучающихся по разрешению поставленной проблемы. Работа в режиме кейс-метода предполагает групповую деятельность – совместными усилиями каждая из подгрупп обучающихся анализирует ситуацию, и вырабатывает практическое решение. Далее организуется деятельность по оценке предложенных решений и выбору лучшего для разрешения поставленной проблемы.
Перечислим основные преимущества метода.
1) Развиваются аналитические навыки: необходимость отличать данные от информации, классифицировать, выделять главное, анализировать, находить пропуски информации и уметь восстанавливать их. Мыслить ясно, последовательно, широко.
2) Формируются практические навыки использования различных теорий, методов, принципов.
3) Развиваются творческие навыки, нестандартное мышление, логика.
4) Способствуют выработке коммуникативных и определенных социальных навыков: оценивать поведение людей, убеждать и слушать, защищать собственную точку зрения или аргументировать противоположное мнение, составлять краткий, убедительный отчет, принимать коллективное решение и т. д.
5) Стимулирует к самоанализу. Несогласие в дискуссии способствует осознанию и анализу мнения сверстников и своего собственного.
Кейсы можно представить в различных формах: печатный текст, электронные носители, фотографии, диаграммы, схемы, таблицы. Это делает информацию более наглядной, запоминающейся, побуждающей к работе мысли.
Наиболее распространенная модель деятельности в режиме кейс-метода содержит следующие этапы:
1. Преподаватель подбирает, готовит учебную задачу, отражающую практическую ситуацию, готовит кейс
2. Обучающиеся, как правило, предварительно (перед занятием) прочитывают и изучают кейс, привлекая к этому материалы учебника и другие источники информации, анализируют материал.
3. Далее идёт подробное групповое обсуждение содержания кейса и выработка нескольких решений. Отдельные участники или подгруппы презентуют свои решения. Преподаватель выступает в роли ведущего, фиксирующего ответы, поддерживающего дискуссию в группе.
5. Учитель и ученики совместно подводят итоги, делают выводы, выбирают наиболее оптимальное, эффективное решение.
|
При изучении материала по теме « Меры длины» в 5 классе был апробирован следующий кейс: « Из числа всей её челяди самым замечательным лицом был дворник Герасим, мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырем и глухой от рождения». Какого был роста Герасим? Что означают слова «двенадцати вершков роста»? Ученикам предлагается таблица народных мер длины, историческая справка, тематический рисунок (рис.1) и задания для работы с данной информацией( табл.1)
Таблица 1
Задания для работы с информацией.
Ознакомление |
Изучите параграф учебника и узнайте, какие ещё меры длины существовали. Составьте список старинных русских и английских мер длины. |
Понимание |
Объясните русские пословицы: «От горшка два вершка, а уже указчик», «Семь пядей во лбу», «Каждый купец на свой аршин меряет», «Косая сажень в плечах». |
Применение |
Вычислите свой рост в аршинах, локтях, пядях, вешках. |
Анализ |
Какого же роста был Герасим из рассказа И.С.Тургенева «Му-му»? Нет ли противоречия в выполненных вами вычислениях со словами автора? Найдите ответ на вопрос: как определялся рост человека в XIX веке? |
Синтез |
Найдите пословицы и поговорки, в которых упоминаются старинные меры длины, оформите буклет |
Оценка |
Объясните, почему для нас важно знать старинные меры длины. |
Результатом апробации явились высокая заинтересованность, активность учеников как при изучении дополнительных источников литературы, истории, математики, так и при обсуждении проблемной ситуации, а так же предложение учеников как можно чаще использовать данный формат обучения.
Кейс-метод – эффективный метод повышения качества образования и успешного внедрения ФГОС, у него высокий педагогический потенциал.
Литература
© 2015, Гордина (Иванова) Вера Владимировна 2275