СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Использование информационных технологий на уроках ОРКСЭ в начальной школе
Мы живем в непростое время. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России. Проблема нравственной катастрофы, охватившей все общество, особенно больно ударила по неокрепшим детским душам. А будущее нашей страны зависит от степени духовно-нравственного состояния подрастающего поколения. Пробуждение совести, интереса к миру, вера в добро, в себя, в справедливость - вот что нужно ребенку. Поэтому актуальность введения предмета основы религиозных культур и светской этики в общеобразовательные школы очевидна. В настоящее время необходимо дать детям тот нравственный стержень, нравственное и творческое поле, оказывающее сильное влияние на ребенка. Эффект нравственного развития ребенка зависит от силы духовного влияния. И неправда, что падение нравов в обществе не позволяет педагогу добиться успехов. Но сегодняшнее время заставляет нас искать новые подходы в духовно-нравственном развитии и воспитании российского гражданина.
Воспитывать, развивать, приумножать лучшие качества русского национального характера в наших детях, пробуждать национальные чувства и веру в духовные реальности, присущие России, помогают уроки основ православной культуры.
Но как обычный урок сделать необычным? Как с современными детьми говорить на современном языке? Эти вопросы волнуют многих учителей. Ведь современный урок не может быть ограничен только предметом и учителем. Для реализации задач урока необходим полный комплект учебно-методических пособий (учебник, рабочая тетрадь, хрестоматия, книга для учителя, мультимедийные материалы).
21 век - век высоких компьютерных технологий. Информатизация общества предусматривает обязательное применение компьютеров в школьном образовании. Использование ИКТ на уроках ОРКСЭ позволяет развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью технических средств.
Использование компьютера учителем - это часть его работы по медиаобразованию: работа со словарями, телепередачами, материалами газет, журналов, фотографией. Медиаобразование предусматривает системную работу учителя по накапливанию материала: аудио и видеозаписей, мультимедийных презентаций к урокам, конспектов уроков с ИКТ.
Одна из главных целей современного урока – развивать познавательные процессы. Применение компьютеров в школьном образовании можно использовать как ещё один источник дополнительной информации по предмету, развивающий познавательную потребность учащихся. При этом отмечается увеличение скорости подачи качественного материала в рамках одного урока.
Уроки с использованием компьютера проводятся наряду с обычными занятиями, где возможно и целесообразно использование компьютеров для решения частных задач урока, чтобы ребенок глубже понял, прочувствовал тему урока, творчески проявил себя. Особенностью занятий для детей младшего школьного возраста является продолжительность работы с компьютером не более 15 минут за урок и 30-40 минут в день. В связи с этим возможна не полная информатизация учебного процесса, а лишь включение её отдельных элементов в структуру традиционного урока (на любом этапе, так называемая информационная поддержка). Компьютер значительно расширил возможности предъявления учебной информации. Применение цвета, графики, звука, современных средств видеотехники позволяет моделировать различные ситуации и среды. Компьютер является мощным средством повышения эффективности обучения. Компьютер способствует формированию у учащихся рефлексии своей деятельности, позволяет учащимся наглядно представить результат своих действий. Применение компьютерной техники делает урок привлекательным и по-настоящему современным, происходит индивидуализация обучения, контроль и подведение итогов проходят объективно и своевременно.
Примером урока, пробуждающем в младшем школьнике чувства милосердия, сострадания, морали и честности, с применением информационных технологий может служить фрагмент урока образовательного модуля «Основы православной культуры» по теме: «Милосердие и сострадание»
Цели урока:
-знакомство с понятием и основными признаками милосердного и состра- дательного отношения друг к другу;
- формирование потребности соблюдения моральных правил;
-формирование умения анализировать жизненные ситуации, нравственные проблемы и сопоставление их с нормами морали;
-воспитание толерантного отношения к представителям разных культурных традиций.
Оборудование:
-компьютер;
-проектор;
-интерактивная доска;
-презентация к уроку;
-индивидуальный раздаточный материал;
- учебник А.В. Кураев «Основы православной культуры» Москва, Просвещение, 2012г.
- Л.И. Романова, С.В. Веретенникова рабочая тетрадь «Основы православной культуры» для учащихся 4 класса. Воронеж, ВОИПКиПРО. 2012 год.
- Л.И. Романова, Т.В. Дорофеева «Основы православной культуры»,Методическое пособие. Воронеж, ВОИПКиПРО, 2011г.
- Т.В. Дорофеева, Л.И. Романова, М.М.Сысоева Хрестоматия по курсу «Основы православной культуры» в 2-х ч. Воронеж, ВОИПКиПРО, 2007г.
Ход урока:
1. Актуализация знаний.
Через работу интерактивной доски проверяется задание № 4 (стр.26) рабочей тетради. Ученики по очереди записывают ответы. Задание на экране доски. Образуются слова: вера, терпение, трудолюбие, молчание, послушание, служение. Делается вывод, что это и есть тот заповедный путь, который делает нас более человечными (стр.25, № 3 р.т.).
2.Введение в тему урока. Сообщение темы урока.
Прослушайте композицию. Подумайте, о каком качестве человеческой души говорится в этой композиции?
На экране видеоролик «Осень» с песней С.Копыловой «Последний лист».
Прослушивание предполагаемых ответов детей.
Учитель сообщает обучающимся, что эта песня написана по сюжету одноименного произведения О Генри.
Учитель демонстрирует слайд с портретом писателя.
Вывод: милосердие и сострадание - это качество человеческой души, которое милует, любит, жалеет. Это тема нашего сегодняшнего разговора.
3.Работа по теме урока.
1. Самостоятельное чтение отрывка древней баллады «Вейнсбергские жены» (индивидуальный раздаточный материал).
-Логический и лексический анализ отрывка.
- Самостоятельная работа по вопросам после баллады.
- Обмен мнениями.
Вывод: особенно часто мы говорим о милосердии женской души. Есть в русском языке такое понятие «сестра милосердия».
2. Что вы знаете о сестрах милосердия?
Работа по иллюстрациям учебника (стр.43-44)
Показ видеоролика о Великой княгине Елизавете Федоровне путем средств интернета.
- Обмен мнениями.
Вывод: примером милосердного и сострадательного отношения к людям может служить жизненный подвиг Великой княгини Елизаветы Федоровны.
Но следует помнить, что компьютеризация обучения — не самоцель. Экранное изображение на уроке должно восприниматься детьми не как развлечение, а как материал для вдумчивой серьезной работы. Использование современной техники оправдано только тогда, когда это приводит к повышению эффективности учебно-воспитательного процесса хотя бы по одному из основных критериев: качество обучения, затрата сил и времени учащимися и преподавателями, финансовые затраты.
© 2016, Борискина Светлана Владимировна 1008