СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Анализ работы МУЛЬТИМЕДИЙНого кабинета ШКОЛЫ за 2009 – 2010 учебный год
Информационные потребности общества постоянно растут, и это ведет к повышению значимости информации в развитии всех сфер жизнедеятельности, в том числе и в образовании.
Объемы информации непрерывно растут, характер хранения и распространения очень разнородный и разобщенный. Всё это создает проблемы её эффективного использования.
Информация является важнейшим объектом деятельности, поскольку оказывает решающее воздействие на развитие научной, технической, культурной, экономической и других сфер общества.
Это в полной мере относится и к деятельности нашей школы, являющейся пользователем и производителем разнородной информации. Сохранение, рациональное использование и ее развитие стало важной задачей.
Очень быстро происходят качественные изменения в области развития современных информационных технологий и средств передачи данных.
Очевидно, что необходимо искать новые подходы и решения вопросов эффективного формирования и использования информационных ресурсов.
Современный педагогический процесс имеет в своей основе развитие новой образовательной среды, создание которой позволит существенно усилить влияние школы как социального института на ход самореализации личности обучающегося.
Образовательная среда школы находящаяся в гуще событий сегодняшней жизни, жизни современного информационного общества, должна быть сформирована как среда, использующая новые информационные технологии для развития личности.
МУЛЬТИМЕДИЙНЫЙ КАБИНЕТ
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ШКОЛЫ
2.1. История создания кабинета
Кабинет информатики в нашей школе перегружен учебными занятиями, так как преподавание информатики ведется с 1 по 11 классы. Создавать дополнительные образовательные структуры на их базе проблематично.
В 2007 году в школе был создан кабинет мультимедийных средств обучения. Кабинет был оснащен компьютером с наушниками и колонками, проектором, телевизором и видеомагнитофоном. Кабинет был подключен к общей локальной сети школы, поэтому автоматически появилась возможность выхода в Интернет.
Предполагалось, что пользователями кабинета будут учителя всех предметов, кроме информатики в учебное и не учебное время. Кабинет не сразу стал популярным у педагогов, так как отсутствовал опыт использования компьютеров на уроках и во внеурочной, деятельности, в литературе не было методических рекомендаций по данной тематике.
Всё пришлось начинать с нуля.
Из наиболее активных педагогов создали Лабораторию мультимедийных средств обучения. В ходе её работы сформировались два основных направления:
информационно-методическое сопровождение уроков с использованием мультимедиа
техническое сопровождение
Первая проблема - где взять хорошие программы. К решению проблемы подключили всех участников образовательного процесса: учителей, родителей, учащихся. База учебных программ подобным образом продолжает пополняться до сих пор.
Вторая проблема - как разместить большое количество учебных программ на компьютере, возможности которого ограничены?
Методом проб и ошибок нашли удобные программные средства, позволяющие быстро устанавливать, удалять, загружать необходимые учебные курсы по заявкам педагогов и учащихся.
В ходе анализа деятельности кабинета родилась идея создания различных функциональных мест-позиций для работы учителей и учащихся.
Для того чтобы обеспечить эффективное взаимодействие пользователей в информационной среде кабинета, необходимо продумать организационные вопросы. Организационная структура - один из элементов управления.
Как и любое структурное подразделение, кабинет руководствуется в своей работе нормативными и организационными документами. Как уже отмечалось, опыт работы таких кабинетов не представлен, нормативная база и организационные документы в литературе отсутствуют.
Для придания официального статуса кабинету было разработано и утверждено директором школы Положение о кабинете.
Используя общие нормативные документы, были разработаны правила поведения, пакет документов по охране труда.
С развитием кабинета увеличивалось количество учителей и учащихся, желающих использовать мультимедиа в работе и учебе. Возникла потребность четкой организации и планирования, создания организационных документов.
В первой половине дня в кабинете проводятся уроки с компьютерной поддержкой. В настоящее время имеется коллекция более чем 40 различных мультимедиапрограмм. Для четкой организации занятия в кабинете проводятся по предварительным заявкам учителей, которые фиксируются в сетке расписания.
Вторая половина дня обычно используется для оказания дополнительных услуг, самостоятельной работы учащихся с различными ресурсами (для регистрации пользователей Интернет-ресурсов создан специальный журнал).
Организация обучения педагогов
Курсы подготовки педагогов школы по информационным технологиям проходят на базе кабинета информатики. В кабинете мультимедиа создаются условия для организации практической работы учителей, желающих повысить свою информационную культуру. Для помощи педагогам в самообразовании лабораторий мультимедийных средств обучения создается база программных средств «Самоучители по информационным технологиям», разрабатываются методические рекомендации, памятки, инструкции по использованию информационных технологий и мультимедиа в образовательной практике. Система обучения школьных учителей в нашей школе является следствием общей системы методической работы, отвечает профессиональным запросам учителя и соответствует специфике школы.
Опросы, проводимые среди коллектива, показывали, что практически все учителя в школе согласны с необходимостью информатизации и понимают значимость происходящих процессов.
Сегодня кабинет - это школа передового педагогического опыта в мультимедийном кабинете проходят школьные конференции, педсоветы, открытые уроки, семинары. Кроме этого кабинет используется учителями школы для проведения уроков, содержащих видеосюжеты, презентации и звуковое сопровождение.
Кабинет оснащён современной аппаратурой: компьютер, мультимедийный проектор.
В условиях единой информационно-образовательной среды изменяется роль учащегося, открываются возможности самообучения. Учебная ситуация проектируется в такой среде как динамический, опосредованный компьютерными технологиями процесс взаимодействия всех участников учебного процесса, в ходе которого обучаемый, по мере все более активного, глубокого и всестороннего участия в процессе самостоятельной учебной деятельности, превращается из пассивного объекта воздействия педагога в полноправного соучастника учебного процесса.
Использование новых технологий обучения способствует расширению «функциональной грамотности» детей: поиск, сбор, обработка информации, ее представление, систематизация, анализ и передача.
Ученики начинают воспринимать информационное пространство как еще один источник знаний. Они все увереннее чувствуют себя в этом пространстве, учатся искать и преобразовывать информацию в соответствии с собственными потребностями.
Организация семинаров на базе кабинета информационных технологий
В целях готовности учителей-предметников к применению ИКТ в своей профессиональной деятельности в течение нескольких лет в школе проводились занятия по обучению их компьютерной грамотности.
Анализ готовности педагогического коллектива к эффективному использованию ИКТ показал, что наблюдается стабильный рост в использовании информационных технологий в работе педагогов.
Использование ИКТ внесло изменение во все стороны жизни нашей школы. В первую очередь – изменилась роль ученика. Он стал активным участником образовательного процесса. Превратился в партнёра учителя (помогает в подготовке и проведении уроков и внеклассных мероприятий). Использование ИКТ позволяет удержать интерес к учебе.
Также изменилась и роль учителя. Использование ИКТ дало толчок к его самосовершенствованию. Если ранее при подготовке уроков учитель в основном использовал печатные материалы и средства ТСО, то сегодня, при конструировании уроков, учитель имеет возможность использовать электронные учебники, электронные энциклопедии и интернет-ресурсы. Сегодня наш учитель способен свободно, уместно и адекватно использовать компьютерные технологии в своей профессиональной деятельности.
Биология, география |
Математика, физика, астрономия |
Русский язык, литература |
История, общество |
Начальные классы |
Иностранный язык |
Истоки, ОРКСЭ |
72% учителей нашей школы используют ИКТ в своей педагогической деятельности. Ежегодно в медиацентре проводится около 700 занятий. Также в центре проводятся городские и областные семинары.
На протяжении учебного года кабинет востребован с 8 00 до 16 00 ч.
В результате внедрения ИКТ:
1. Сложился определённый подход к созданию сценариев уроков с использованием ИКТ. Разнообразилось содержание уроков.
2. Активизировалась внеурочная деятельность учащихся.
Ученики и учителя – активные участники школьных, региональных и всероссийских конкурсов.
3. ИКТ сыграли важную роль в повышении квалификации учителей.
Почти 40% педагогического коллектива на сегодняшний день имеют высшую квалификационную категорию.
Компьютерная технология может осуществляться в следующих трех вариантах:
I - как “проникающая” технология (применение компьютерного обучения по отдельным темам, разделам для отдельных дидактических задач).
II - как основная, определяющая, наиболее значимая из используемых технологий в обучении.
III - как монотехнология (когда все обучение, все управление учебным процессом, включая все виды диагностики, мониторинг, опираются на применение компьютера).
В школе планомерно внедряется Программа информатизации УВП, разработан план мероприятий по информатизации школы, с целью непрерывного совершенствования профессионализма и педагогической компетенции, формирование информационной культуры педагогов и учащихся. Реализация Программы рассчитана на все учебные годы.
Работа ведется по следующим направлениям:
- Использование средств новых информационных технологий.
- Применение новых информационных технологий
- Использование компьютерной техники учащимися при подготовке к ЕГЭ
- Освоение педагогами информационной культуры.
- Организация профессионально образования на базе информационно технологического профиля.
В рамках информатизации школы решаются следующие задачи:
- Пополнение медиатеки и систематическое использование мультимедийного программного обеспечения в учебном процессе школы;
- Совершенствование профессиональной компетентности педагогов в образовательном процессе, с этой целью проведение обучающих семинаров - практикумов и освоение информационными технологиями учителями школы (программа Excel, Powet Point, проекте ориентированное обучение и т. д.);
- Обновление материальной базы мультимедийного кабинета;
- Создание микрогруппы учителей школы по использованию информационных технологий на предметных уроках;
- Создание микрогруппы учителей школы по работе на интернет-представительстве школы на портале КОИРО.
Задачи кабинета:
- Организация учебно-воспитательного процесса как единого целостного педагогического процесса, обеспечивающего реализацию модели выпускника.
- Внедрять информационные технологии в учебный процесс школы.
- Обеспечивать плановое систематическое использование мультимедийного программного обеспечения в учебном процессе школы.
- Совершенствовать профессиональную компетентность педагогов в области использования ИКТ.
- Систематизировать накопленные компьютерные программные продукты по предметам.
- Пополнять медиатеку и создавать новые компьютерные программные продукты.
Кабинет открыт всегда для выполнения учителями своих печатных работ, подготовки к урокам, дальнейшего профессионального роста.
В кабинете установлено: ПК с наушниками и CD- ROM, принтер, сканер, проектор, колонки, модем, имеется выход в Интернет.
Задачи поставленные на 2010 - 2011 учебный год.
1. Создание системы формирования ИКТ-компетентности администрации и педагогов, внедрение новых форм методической работы с педагогами за счет широкого использования средств Интернет; распространение педагогических разработок в области информационных и коммуникационных образовательных технологий и передового педагогического опыта, обобщение опыта использования Интернет для решения задач профессионального развития педагогов; распространение и внедрение опыта и средств дистанционного образования;
2. Совершенствование управленческой деятельности на основе использования ИКТ, проведение мониторинга результатов реализации программы информатизации (разработка схемы анализа урока с ИКТ, анкетирование учащихся и учителей, собеседования с учителями); разработка нормативных документов и методических рекомендаций, обеспечивающих внедрение результатов научных исследований в педагогическую и образовательную деятельность;
3. Создание единой базы данных об использовании ИКТ в образовательном процессе педагогами школы.
4. Пополнение школьной медиатеки.
5. Расширение материально-технической базы процесса информатизации.
6. Развитие сайта школы и интернет-представительства на портале КОИРО.
© 2015, Болат Бабек Токтархан 1609