СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Информационно-коммуникационные технологии – как современное средство подготовки кадров в профтехобразовании

Нажмите, чтобы узнать подробности

ВВЕДЕНИЕ

Сегодня информационные технологии стали неотъемлемой частью современного мира, они в значительной степени определяют дальнейшее экономическое и общественное развитие человечества. В этих условиях революционных изменений требует и система обучения. Отсюда можно сказать, что актуальность данного вопроса имеет место в современной образовательной среде, ведь сейчас качественное преподавание дисциплин не может осуществляться без использования средств и возможностей, которые предоставляют компьютерные технологии и Интернет.

Поскольку устаревшие методы и средства обучения не соответствуют нынешним требованиям современного урока и не подлежат тенденциям стремительного развития научно-технического прогресса, то это побуждает преподавателей к внедрению инновационных методов обучения и использования и адаптации этих технологий в учебный процесс. Особенно эта проблема остро стоит при формировании профессиональных умений и навыков, так как для эффективного их усвоения, учебный процесс требует использования большого количества наглядных материалов и интерактивных средств, которые в свою очередь положительно способствуют улучшению достижения учебной цели. Наибольшей проблемой традиционного обучения является низкая динамика, и частичное отсутствие элементов интерактивности и наглядности. Современные информационные технологии позволяют нейтрализовать все эти недостатки. Кроме того, дидактические возможности компьютера способствуют заинтересованности учащихся к обучению.

1.Сущность и содержание информационно-коммуникационных технологий

Концепция информационных технологий была добавлена к элементу коммуникации и возникла в 1980-е годы. Сейчас ИКТ включают аппаратные средства (компьютеры, серверы и т.п.) и программное обеспечение (операционные системы, сетевые протоколы, поисковые системы и т.д.). Их возможности широко применяют во время учебного процесса, отсюда ИКТ можно считать педагогической технологии.

Любая педагогическая технология - это информационная технология, так как основу технологического процесса обучения составляет получение и преобразование информации.

По Дж. Веллингтону, информационные технологии - это системы, созданные для производства, передачи, отбора, трансформации (обработки) и использования информации в виде звука, текста, графического изображения и цифровой информации ".

С появлением персональных компьютеров появился термин "новые информационные технологии", под которым понимают внедрение новых подходов к учебно-воспитательному процессу, ориентированного на развитие интеллектуально творческого потенциала человека с целью повышения его эффективности, благодаря применению современных технических средств. На современном этапе методы, способы и средства непосредственно взаимосвязаны с компьютером, поэтому их еще называют компьютерные технологии.

Новые информационные технологии характеризуются наличием всемирной сети Интернет, такими ее сервисами, как электронная почта, телекоммуникации, предоставляющих широкие возможности. Живая коммуникация неотделима от информационных технологий, поэтому на современном этапе развития технических и программных средств информационные, технологии называют информационно-коммуникационными. В этих коммуникациях компьютер занимает свое место. Он обеспечивает комфортное, индивидуальное, разнообразное, высокоинтеллектуальное взаимодействие объектов коммуникации. Вообще ИКТ можно определить как совокупность различных технологических инструментов и ресурсов, которые используются для обеспечения процесса коммуникации и создания, распространения, сохранения и управления информацией.

Под технологическими инструментами и средствами подразумевают компьютеры, сеть Интернет, радио и телепередачи, а также телефонная связь. Сочетая информационные и коммуникационные технологии, проецируя их на образовательную практику необходимо отметить, что основной задачей, которая стоит перед их внедрением является адаптация человека к жизни в информационном обществе.

Во-первых, внедрение ИКТ в современное образование существенно ускоряет передачу знаний и накопленного технологического и социального опыта человечества не только от поколения к поколению, но и от одного человека к другому.

Во-вторых, современные ИКТ, повышая качество обучения и образования, позволяют человеку успешнее и быстрее адаптироваться к окружающей среде, к социальным изменениям. Это дает каждому человеку возможность получать необходимые знания как сегодня, так и в постиндустриальном обществе.

В-третьих, активное и эффективное внедрение этих технологий в образование является важным фактором создания новой системы образования, отвечающей требованиям ИС и процесса модернизации традиционной системы образования в свете требований постиндустриального общества.

Важность и необходимость внедрения ИКТ в обучение обосновывается международными экспертами и учеными. ИКТ затрагивают все сферы деятельности человека, но, пожалуй, наиболее сильное положительное влияние они имеют на образование, поскольку открывают возможности внедрения совершенно новых методов преподавания и обучения.

Учитывая все положительные и отрицательные последствия использования информационно-коммуникационных средств сделать вывод, что они являются эффективными при условии сочетания с традиционными методами и способствуют качественному формированию умений и навыков учащихся техникума.

2. Использование информационно-коммуникационных технологий в формировании умений и навыков учащихся учреждений СПО и НПО.

Процесс формирования производственных навыков и умений необходимо рассматривать в единстве с задачами формирования особенности учащихся, их всестороннего развития, физического. Нравственного и умственного воспитания. Необходим системный подход к решению данной задачи.

Наличие профессиональных навыков и умений необходимо рабочему при решении практических задач по планированию, организации и регулированию трудовых процессов, поэтому увеличивается роль производственного обучения в развитии интеллектуальных способностей учащихся, технического, практического пространства мышления. Научно-техническое социальное развитие общества выдвигает новые требования к подготовке работников. Возрастает значение творческого отношения к труду, умение самостоятельно добывать знания и повышать профессиональное мастерство, овладевать смежными профессиями. Большое значение получает способность адаптироваться к меняющимся потребностям и условиям труда, в умении применить полученные знании и навыки в различных условиях, поэтому важной является задача формирования у учащихся пластических навыков, которые способны к перестройке и переносу в новые условия.

В процессе формирования производственных навыков и умений проходит развитие профессиональных способностей, интересов и других качеств и особенностей. Это процесс в действительности очень сложный, объясняется влиянием на него системы факторов. И недооценивание каждого из них негативно отражается на учебе. К таким относятся: особенности самих производственных навыков, формы и методы организации обучения, возрастные индивидуальные возможности учащихся. Эти факторы важны при формировании любых навыков, их необходимо учитывать при выборе обучения во всех случаях. Успешное овладение производственными навыками и умениями зависит, прежде всего, от отношения ученика к труду, учебе, интереса к своей будущей профессии, к занятиям. Движущей силой, которая способствует деятельности, является потребность человека, которая отражается в его воображении в виде желания и интереса. Опыт показывает, что заинтересованность ученика помогает в успешном овладении профессией, даже несмотря на отдельные недостатки в организации обучения. Однако, при отсутствии заинтересованности у учащихся, не обеспечивает успеха и хорошая организация процесса обучения.

Большое значение при этом имеет динамика и характер процесса изложения материала. В этом плане ИКТ имеют значительные преимущества по сравнению с традиционными средствами. Ведь нет сомнения, что более новое и современное вызывает у детей интерес, поэтому на начальном состоянии проведения занятия, наблюдается довольно быстрое улучшение показателей скорости действия и качества. Это состояние называется аналитическим, так как при условии сложных действий, ученик сначала овладевает отдельными их элементами. Данный этап имеет исключительное значение для развития навыков, так как первые впечатления указывают влияние на весь дальние шей ход задачи. Поэтому необходимо при первых упражнений обеспечить правильность и точность приемов работы. Уже на этом этапе большую роль играет достижение положительных результатов, поскольку от этого зависит вера учеников в себя и интерес к работе. Роль мастера в профессиональном обучении учащихся заключается, прежде всего, в том, чтобы передать своим воспитанникам те знания, навыки и умения, которыми он сам обладает. Мастер должен уметь определять и отбирать наиболее рациональные приемы работы, привлекать к их изучению. Применение средств ИКТ в процессе формирования знаний и умений занимает особое место, поскольку он может быть использован и как средство внешнего воздействия на мыслительную деятельность учащихся, и как фактор, который действует на уже имеющиеся у учащихся знания, умения и навыки, то есть влияет на мыслительную деятельность ученика через его самоуправления. Разнообразные проявления учебного использования ИКТ во время эмпирического и теоретического познания и выявление многогранных дидактических функций ИКТ в обучении позволяют считать, что система дидактически ориентированных ИКТ можно выделить как важный объект (компонент) педагогической системы процесса обучения, способен существенно влиять на его ход i результаты. Рассматривая различные подходы к формированию компьютерно ориентированной учебной среды, можно подчеркнуть два уровня (подходы) к цели использования ИКТ в учебном процессе: с точки зрения организатора (руководителя) учебного процесса задача использования ИКТ выступает как педагогическая задача; с точки зрения ученика (субъекта обучения) использование средства ИКТ выступает как специфическая составляющая обучения.

В процессе обучения, учебной (учебной) деятельности происходит развитие и трансформации мотивационной структуры субъекта деятельности. Понимание личностного смысла деятельности находит свое отражение в характере выполнения отдельных действий и деятельности в целом, наиболее ярко отражаются в процессе использования средств ИКТ в процессе выполнения учебных работ исследовательского типа. При этом неотъемлемым компонентом развитого способа планирования деятельности является предвидение хода процесса, который должен быть исследован в ходе выполнения учебного задания с использованием средства ИКТ.

В зависимости от уровня овладения теоретическим материалом и опыта работы ученика с данным средством ИКТ, уровни ожидания могут быть разные. Элементарные уровни могут быть описаны линейными графами, более сложные - разветвленными, т.е. содержать узлы "принятия решений" на основаниях альтернатив. Как показывает опыт, накопленный в процессе информатизации образования, использования ИКТ помогают формированию у учащихся системы умений по принятию решения в условиях выбора. С другой стороны, нахождение оптимальных решений в условиях альтернативных ситуаций базируется на "опережающем отражении" результата действия, которая, в случае применения средства ИКТ, связанная с оперированием информационными объектами. Главным в опережающем отражении выступает предвидение (прогнозирование, экстраполяция) и целеполагание. Рассматривая учебную деятельность, осуществляемая с привлечением средства ИКТ, целесообразно представить ее в виде некоторой модели. Выделение такой модели может выступать как теоретическое (или содержательное) обобщение, которое позволяет свести различные формы и виды деятельности к определенному теоретическому конструктиву, в котором отражены общие для этого вида деятельности компоненты и их связи. В дальнейшем можно пользоваться такой моделью для анализа конкретной деятельности, рассматривая ее как частный случай.

Кроме психологических и дидактических аспектов использования ИКТ при формировании умений и навыков учащихся техникума можно добавить тот факт, что учитывая особенности ИКТ и их функциональность, ученики могут самостоятельно работать над материалом, который изучается. Сюда можно отнести пересмотр инструкций и способов выполнения определенных действий, непосредственно играющих основную роль в формировании умений, при систематическом выполнении которых происходит процесс наработки навыков.

3. Интерактивные средства в профессиональной подготовке учащихся СПО и НПО

Стоит отметить положительные тенденции обеспечения профессионально-технических учебных заведений современной компьютерной техникой. Но параллельно эти тенденции ставят перед инженерно-педагогическими работниками новые задачи, появляется ряд новых проблем:

- Отсутствие в профессионально-технических учебных заведениях квалифицированного персонала по обслуживанию этой техники (техники, программисты, лаборанты);

- Неэффективное использование этих средств из-за отсутствия специализированного программного обеспечения для овладения той или иной профессией ( мультимедийные презентации, электронные пособия и т.п.);

- Учащиеся и инженерно-педагогические работники еще не готовы к широкому применению информационно-коммуникационных технологий в профессиональном образовании;

- О современных информационных технологиях продолжают только говорить, а не проводить их в жизнь (достаточно заглянуть в Интернет и посмотреть, какой процент учреждений СПО и техникумов имеют собственные web-сайты);

- Остаются разработанными соответствующие методики обучения, позволяющих в полной мере воспользоваться преимуществами электронных учебных пособий, мультимедийных проекторов, интерактивных досок.

Стоит отметить, что современный уровень развития информационно-коммуникационных технологий позволяет повысить эффективность процесса профессионального обучения и качество усвоения учебного материала. Залогом качественного обучения является поиск наиболее эффективной структуры урока и его организации. В связи с этим значительное внимание уделяется интерактивным методам обучения, которые осуществляются с применением учебных компьютерных программ, реализующих деятельный подход к обучению. Средствами реализации указанного подхода выступают аппаратные комплексы (ПК, проектор и сенсорная доска) и Программно-Педагогические Средства, которые обеспечивают возможность организации профессиональной деятельности путем интерактивного обучения. Однако, создание условий для их разработки, апробации и внедрения -достаточно непростая задача, которая требует решения комплекса психолого-педагогических, организационных, учебно-методических, административных, финансовых, технических и других проблем.

Применение интерактивных методов обучения позволяет организовать учебный процесс таким образом, что практически большинство учащихся будет приобщены к процессу познания и осуществлению рефлексии собственной учебно-познавательной деятельности через оперативное определение ее результатов. Эти методы обучения захватывают, пробуждают у учащихся интерес и стимулируют мотивацию, учат самостоятельным мышлениям и действиям. Но в значительной мере эффективность и сила воздействия на эмоции и сознание учащихся зависит от стиля работы конкретного учителя (в т.ч. мотивация за счет компьютерной визуализации, мультимедийного представления объектов изучения и т.д.).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На современном этапе информатизации общества все большее распространение в различных сферах жизни приобретают компьютерные технологии, они выступают как один из инструментов познания. Поэтому одной из задач современного образования является подготовка преподавателя, свободно ориентирующегося в мировом информационном пространстве, которое имеет знания и навыки по поиску, обработки и хранения информации, используя современные компьютерные технологии. Это направление считается перспективным, ведь в целом образование характеризуется как большая система, качественное функционирование которой невозможно без использования современных телекоммуникационных и компьютерных средств хранения, обработки, передачи, представления информации.

Интенсификация обучения, характеризуется увеличением объема учебного материала и уменьшением времени усвоения, требует поиска эффективных методов обучения, средств контроля усвоения знаний, что значительно повышали бы качество обучения.Увеличение компьютерной техники и дальнейшее ее совершенствование распространяет возможности преподавателей использовать компьютерные технологии не только при изучении информатики, но и сочетании преподавания других дисциплин с использованием компьютерной техники. Новейшие разработки в области информационных технологий меняют способ их применения при изучении различных дисциплин в процессе обучения. В концепции информатизации общеобразовательных учебных заведений, компьютеризации учреждений СПО указано, что информатизация учебно-воспитательного процесса предполагает, в первую очередь, широкое использование в процессе изучения профильных учебных дисциплин компьютерно - ориентированных средств обучения на базе современных компьютеров и телекоммуникационных сетей.

Сейчас происходит активное внедрение в учебный процесс ИКТ, в частности, мультимедиа и интерактивных технологий. Применение ИКТ в учебном процессе позволяет реализовать идеи индивидуализации и дифференциации обучения, являются основными задачами современной системы образования России.

Категория: Математика
04.01.2017 18:23


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!