СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ИКТ как средство положительной мотивации на уроках технологии (из опыта работы).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предмет «Технология» - формирует у детей политехнический кругозор, знакомит с новой техникой, современными технологиями обработки материалов, помогает сориентироваться в мире профессий, даёт им возможность ещё в школе приобщиться к созидательному труду.  Труд играет важную роль в развитии самостоятельности учащихся, их эстетической, экологической культуры. Умение много и хорошо делать своими руками – залог уверенности в себе.

         Одной из важнейших задач, стоящих перед образованием, является овладение информационными и телекоммуникационными технологиями для формирования общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией. Важной составляющей информатизации образовательного процесса является накопление опыта использования  информационно-коммуникативных технологий на школьном уроке. Это совершенно новое направление в школьной педагогике.

              В настоящее время особо актуальна проблема  разработки методических и дидактических оснований сопровождения процесса обучения  технологии цифровыми образовательными ресурсами.  Урок с использованием информационно-коммуникативных технологий - это наглядно, красочно, информативно, интерактивно, экономит время учителя и ученика, позволяет работать ученику в своем темпе, позволяет учителю работать с учеником дифференцированно и индивидуально, дает возможность оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения.

      Использование информационно-коммуникационных технологий, в частности, мультимедийных презентаций, на курсах  технологии дает возможность наглядной демонстрации изучаемого материала на большом экране или мониторе, заменяющих классную доску для фиксации внимания учащихся на иллюстрациях, данных, схемах, таблицах, совместного изучения информации и последующего ее обсуждения. Тестирующие материалы позволяют учителю быстро и качественно отследить степень усвоения учащимися новых терминов, понятий и определений. Дидактические задания по изучаемой теме дети с большим интересом выполняют при помощи компьютера, чем обычным образом в тетради. Кроме того, сокращается время на выполнение заданий, что позволяет увеличить их количество.

           Преимущество уроков с использованием информационно-коммуникативных технологий,  перед другими формами уроков состоит в том, что ученик сам определяет темп своей познавательной деятельности. Это следует из того, что учащийся управляет работой программы за компьютером. На традиционном уроке учитель четко по времени разделяет этапы урока и отводит определенное время на решение каждой задачи. При этом некоторые учащиеся «уже все сделали, что дальше?» а другие не успевают за учителем. Следовательно, на таких уроках у нас есть идеальная возможность осуществить разноуровневый подход к обучению, даже индивидуальное обучение каждого ученика.

    Компьютер – неотъемлемая составляющая жизни, и его возможности как средства коммуникации, источника приема, обработки и передачи информации могут быть основными инструментами для повышения мотивации в изучении национальной культуры. Применение средств информационно – коммуникативных информационных технологий  вносит определенную специфику в известные методы обучения. Так, при изучении нового материала, связанного с национальными традициями, обрядами, использование мультимедийного проектора могут заметно повысить познавательную активность учащихся за счет увеличения наглядности и эмоциональной насыщенности (анимация, звук, видео и другие мультимедийные эффекты). Все больше учителей убеждаются в том, что для оптимизации процесса обучения широкие возможности открывает использование на уроке компьютерной техники. Применение компьютера дает положительный эффект и при изучении различных предметов, в том числе и на технологии. 

          Компьютерные технологии открыли новые возможности для создания иллюстративного материала: видеофильмов, слайдов, слайд-фильмов, электронных учебных пособий. Мною разработаны электронные учебные пособия: «Роль полотенца в традициях и обрядах»,  «Вышивка шелковыми лентами», «Художественная обработка соломки», «Лоскутная техника», «Изготовление оберега»,  «Огненный цветок», Вышивка «Технологическая последовательность вышивки», «Вышивка лентами», Всё о проекте, «Искусство флористики»,  «История создания букета», «Вышивка крестом», «Вышивка», которые позволяют учащимся изучать материал самостоятельно в домашних условиях. Для изучения тем «Вязание крючком», «Бисероплетение»,   «Вышивка» созданы электронные инструкционные карты, используемые для работы на уроке и дома. Наиболее  полно и интересно проиллюстрировать на занятии содержание излагаемого материала мне позволяют компьютерные презентации, созданные мною с помощью программы для презентаций   Power Point, которая используется в качестве сопровождения занятия.  Применение  информационно-коммуникативных технологий позволяет рационально организовать учебный процесс, заинтересовать учащихся, активизировать познавательную деятельность, сформировать конкретные образы тех или иных объектов, облегчить и повысить уровень усвоения учебного материала, совершенствовать контроль знаний.

      Применяю программированный контроль знаний с помощью карточек – заданий,  компьютерных тестов с гиперссылками, при этом мне удаётся сократить время на опрос и охватить им одновременно всех учащихся. Для программированного контроля разработала несколько вариантов карточек – заданий, тестов. Опыт показывает, что применение программированного контроля знаний активизирует учащихся, повышает уровень знаний, их прочность.    Учителю нужно не только продумать, какой материал дать на уроках, но и самому его выполнить, сделать инструкционные карты для каждого рабочего стола. В этом мне помогают информационно - коммуникативные технологии, которые позволяют активизировать внимание учащихся на основных моментах урока. При конструировании современного урока с использованием информационно - коммуникативных технологий,  учитываю  отличительные особенности самого урока технологии. Содержание обучения опирается на ранее изученный материал  и подготавливает базу для усвоения новых знаний, умений и навыков. Анализирую содержание урока на возможность и целесообразность использования информационных технологий. Подбираю материал обеспечивающий решение учебных задач посредством информационно- коммуникативных технологий.

      Мультимедиа урок   провожу в классной комнате, соблюдаю и помню о санитарно-гигиенических требованиях и нормах аудио - визуальной нагрузки при использовании технических средств обучения.  Информационно - коммуникативные технологии использую на различных этапах урока: проверки домашнего задания, организации фронтального опроса, подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению материала, объяснения и закрепления нового материала, промежуточного и итогового контроля.

            За последнее десятилетие резко увеличился объем информации, используемой населением. Современное производство немыслимо без применения информационно-коммуникационных технологий. Современный рабочий должен уметь работать с информацией, уметь творчески решать постоянно возникающие производственные задачи.    Основой становления информационно-технологической  культуры школьников являются приобретённые информационно-технические знания и умения, на базе которых происходит развитие информационно-технологического мышления и мировоззрения. Эффективным средством формирования информирования информационно-технологической культуры  может стать использование цифровых образовательных ресурсов в обучении технологии.

     Под цифровым образовательным ресурсом принято понимать любую информацию образовательного характера, сохранённую на цифровых носителях или информационные источники, которые включают в цифровом формате всё множество различных материалов, используемых в учебной работе, например, тесты, схемы, статистические и динамические изображения, анимационные модели, сайты.

      Одним из достоинств  применения мультимедиа технологии в обучении является повышение качества обучения за счет новизны деятельности, интереса к работе с компьютером.

     Применение компьютера на уроках технологии становится новым методом организации активной и осмысленной работы учащихся, сделав занятия более наглядным и интересным. Использование информационно-коммуникативных технологий, на уроках технологии позволит интенсифицировать деятельность учителя и ученика; повысить качество обучения предмету; отразить существенные стороны различных объектов, зримо воплотив в жизнь принцип наглядности; выдвинуть на передний план наиболее важные (с точки зрения учебных целей и задач) характеристики изучаемых объектов. К наиболее эффективным формам представления учебного материала следует отнести мультимедийные презентации. С использованием в школе компьютерных технологий для учителей открылись новые возможности, позволяющие создать условия для развития познавательного интереса школьников к изучаемому предмету.

      Большую помощь при подготовке и проведении уроков оказывает учителю пакет Microsoft Office, который включает в себя кроме известного всем текстового процессора Word еще и систему баз данных Access и электронные презентации Power Point.  

         На современном этапе развития общества образование все чаще обращается к народным традициям, обычаям, обрядам. Этот интерес вполне закономерен, так как связан с осознанием обществом исторической преемственности поколений, сохранением, распространением и развитием национальной культуры, воспитанием бережного отношения к историческому и культурному наследию различных народов. Вспомнить с детьми обычаи и обряды предков - значит научить их любви к Родине, уважению к культуре, обрядам, обычаям народов.  Уроки изучения художественных промыслов Кубани - « Роль полотенца в традициях и обрядах», «Художественная обработка соломки», « Кожаная пластика», «Кулинария», «Растениеводство» - это пусть маленький, но очень важный шаг в развитие будущего нашей Кубани. Так, на уроке освоения нового материала можно использовать демонстрационную программу, созданную в среде Power Point, которая позволяет в доступной, яркой, наглядной форме довести до учащихся теоретический материал. Например, используя мультимедиа, можно провести виртуальную экскурсию по  образцам изделий созданных в 19-20 веках и сохранившихся в  музеях  Кубани. При изучении раздела «Кулинария» виртуально можно посетить различные предприятия. Привлечение регионального компонента на уроке технологии повышает результативность обучения, стимулирует активный творческий поиск, способствует развитию познавательной деятельности.   Компьютерные программы направлены не только на формирование знаний и умений, но и на выработку опыта творческой деятельности. Так, на уроках технологии посредством информационно-коммуникативных технологий, необходимо приобщать детей к миру народного декоративно-прикладного искусства, формировать творческое отношение к сохранению традиций народного творчества.

         Компьютерные технологии открыли для меня новые возможности. Отснятый на видеокамеру  материал, обрабатываю на компьютере:  при помощи сканера  ввожу в компьютер изображения изделий, иллюстрации из печатных  изданий, фотографии,  в графических редакторах устраняю дефекты, выбираю нужный формат, изменяю цвет, яркость, контрастность,  удаляю лишние детали, вырезаю отдельные фрагменты и составляю из них новые изображенияДля проведения занятий по разделам «Технология традиционных видов рукоделия и декоративно-прикладного творчества», «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов» для 5-8 классов, «Художественная обработка материалов» для 10-11 классов  я сформировала компьютерную базу данных, которая позволяет быстро создавать наглядные пособия в программе для презентаций  Power Point.  Система баз данных предполагает большую подготовительную работу при составлении урока, но в итоге можно получить эффективную и универсальную систему обучения и проверки знаний.

        Электронные презентации дают возможность учителю при минимальной подготовке и незначительных затратах времени подготовить наглядность к уроку.

С использованием в школе компьютерных технологий для учителей открылись новые возможности, позволяющие создать условия для развития познавательного интереса школьников к изучаемому предмету.

              На уроках технологии, где большая часть времени отведена на практическую работу, сложность организации возрастает, так как учителю необходима индивидуальная работа с каждым учащимся по выполнению конкретного задания, которую можно решить с использованием средств информационных технологий. Образовательная среда на уроках технологии позволяет формировать у учащихся в процессе выполнения практических работ представления о новейших способах современной обработки технологической информации с использованием  компьютерной техники. При изучении информационных технологий  учащиеся  знакомятся с графическим редактором Paint. Например, по теме «Моделирование изделий» учащиеся создают на компьютере разнообразные красочные модели этого изделия. Подобные уроки, где каждому учащемуся необходим на уроке  компьютер,  провожу в универсальном компьютерном классе. Занятие начинаю с сообщения об особенностях моделирования одежды  с помощью графического редактора. Цели занятия: повторить и закрепить полученные учащимися правила безопасного пользования компьютером и сведения о работе графическим редактором, научить выполнять в нём модели изделия, предусмотренные программой.  Если на прошлом уроке учащиеся выполняли моделирование, используя цветную бумагу и ножницы, то сегодня им предстоит моделирование на компьютере. На смену альбомному листу и графитовому карандашу приходит экран монитора. Вслед за мной дети выполняют манипуляции на компьютере и создают модели изделий. 

       Наиболее удобными для преобразования изображения в схемы для вышивок являются графические редакторы Adobe Photoshop 5.0 и WIN Stitch 6.4. Графический редактор WIN Stitch 6.4. отличается простотой использования благодаря наличию большого числа функций и системной помощи. Эта программа позволяет отсканировать выполненный на листе бумаги рисунок или фотографию, а затем автоматически создаёт схему вышивки, подобранную для выбранных ниток, типа канвы, размера и вида стежков. На экране компьютера можно посмотреть, как будет выглядеть готовая вышивка. Можно распечатать её изображение в качестве образца вместе со списком необходимых материалов. В данной программе можно изменять размеры  схем вышивок (один пиксель можно приравнять к  одному крестику), провести цветовую коррекцию, преобразовать схему. Созданную схему можно сохранить в памяти компьютера, и распечатать на принтере при необходимости.

       Инструкционные карты, выполненные с помощью информационно-коммуникативных технологий, отличаются от используемых на занятиях. Фотографии вместо традиционных графических изображений, делают их более наглядными.  В качестве примера расскажу о порядке составления инструкционной карты «Вышивка бисером и блёстками». Прежде чем приступить к её созданию, я продумала её содержание и оформление, определила какие материалы и инструменты понадобятся для её выполнения, последовательность выполнения работы, сопровождение иллюстрациями. В текстовом редакторе Microsoft  Word набрала на клавиатуре текст последовательности выполнения практической работы.  С помощью камеры сфотографировала все необходимые материалы, образцы и каждую операцию, образцы готовых работ.  Фотографии поместила на жесткий диск компьютера в папку «Мои рисунки».

        После этого приступила к созданию иллюстрированного материала, сопровождающего основные этапы работы в инструкционной карте.  В фотоальбоме Windows  произвела обрезку изображений до необходимого формата, сохранила,   произвела сжатие рисунков и составила из них новые изображения.  Эти иллюстрации в определённой последовательности  вставила в инструкционную карту, сделала надписи к рисункам и иллюстрациям. Представила образцы работ, выполненные ранее на уроках технологии.  Такие инструкционные карты составлены по теме «Выполнение работ по декоративно-прикладному искусству», «Кулинария», «Моделирование изделий». 

При составлении инструкционных карт большую помощь оказывают дети, которые при выполнении проекта  фотографируют последовательность  изготовления изделия. Дома материал обрабатывают на компьютере и на диске приносят  «заготовки» для будущей инструкционной карты сильные ученики  составляют её сами при выполнении документации проекта.        Интересный урок - лекцию можно  провести с использованием мультимедийного проектора, когда компьютер позволяет учителю расширить возможности обычной лекции, демонстрировать учащимся красочные чертежи и проводить построения «в реальном времени», для пояснения использовать звук и анимацию, быстрые ссылки на ранее изученный материал.         С помощью мультимедийного проекта демонстрировались слайды, созданные в программе Microsoft Power Point. Использование данной технологии позволяет: 1. Значительно сэкономить время на уроке. 2. Продемонстрировать ученикам аккуратные, четкие образцы оформления решений. 3. Повысить уровень наглядности в ходе обучения. 4. Внести элементы занимательности, оживить учебный процесс.

       Информационно-коммуникативные технологии для меня -  это новые дополнительные источники информации, новые виды наглядных пособий -  ярких и красочных, новый способ обработки информации, новые формы проверки знаний учащихся. И использовать их надо так,  чтобы они помогали решать образовательные, развивающие и воспитательные задачи обучения.

         Имея перед  глазами схему, задание или какой – то образец подачи текстовой информации с экрана, виртуальные преобразования предметов в пространстве и на плоскости, показ приёмов и операций, невозможных для рассмотрения в реальных условиях, детям легче работать, а учителю объяснять. Выслушав объяснение учителя, некоторые ученицы, имея перед собой на столе инструкционные карты,  выполненные с использованием информационно-коммуникативных технологий, могут работать самостоятельно. А в это время учитель уделит внимание тем, кто не совсем понял общее объяснение. Помогает наглядный материал и детям, пропустившим занятия. Им легче «догонять» остальных учеников.  Доказано, что учащиеся как минимум на 10-20 % лучше усваивают материал, если при объяснении использовать презентацию.    Большое значение для занятий имеет выбор объектов труда.

       Подводя итог, следует сказать, что максимальная эффективность мультимедийного урока достигается при соблюдении следующих условий:

  • визуальный материал должен быть очень ярким, образным, даже символичным;
  • материал должен быть неоднозначным и пригодным для анализа;
  • всегда предпочтительнее мультиперспективный подход ? представление двух и более подходов, точек зрения и т.п.;
  • всегда избегать готовых выводов;
  • всегда хороши «личностные» материалы, индивидуально окрашенные, эмоциональные;
  • лучше сочетать различные виды материалов ? фото, плакаты, тексты, карикатуры, схемы и т.п.;
  • чем оригинальнее материал и неожиданнее сочетание различных материалов ? тем лучше;
  • материал обязательно должен быть структурирован, должна быть внутренняя логика его построения, своеобразный стержень, на который он нанизывается, но эта внутренняя логика построения его вовсе не обязательно совпадает с логикой учебника и программы;
  • материал должен быть методически обработан: поставлена проблема, ключевые вопросы и т.п.;
  • максимально широко использовать различные методические приемы, неожиданные, нестандартные задания.

      Библиографический список:

  1. Драхлер А.Б. Сеть творческих учителей. – М.: Изд-во «БИНОМ».
  2. Серова  Г.А. Учимся работать с офисными программами. – М.: «Финансы и статистика», 2000.
  3. Windows XP Home Edition.  Справочник. – М.: «ЮНИМЕДИАСТАЙЛ»,2002.

 

22.01.2015 21:14


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!