СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Игровая деятельность. Обобщение опыта работы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Игровая деятельность.

Обобщение опыта работы.

Детство - этап подготовки к будущей жизни. Современный детский сад - это место, где ребёнок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее важных для его развития сферах жизни. Возможности организации и обогащения такого опыта расширяются при условии создания в группе детского сада предметно-развивающей среды, в которой возможно одновременное включение в активную познавательно-творческую деятельность всех детей группы.

Правильно организованная развивающая среда в группе позволит каждому ребёнку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности. К самостоятельным активным действиям ребёнка побуждает не взрослый, а предметный мир. Развивающая среда должна быть насыщена тем многообразием игрового и дидактического материала, который действительно оставляет за ребёнком свободу выбора.

Создавая условия для формирования игровой развивающей среды, необходимо учитывать и возрастные особенности детей. Соответствие возрасту в создании среды является ведущим.

Игровая среда в группе должна быть представлена разнообразными игрушками, учитывающими интересы и потребности детей, а также атрибутами, дополняющими игровой материал. Наблюдения за детьми в игровой деятельности, выявили следующее, что наибольший интерес вызывают сюжетно- ролевые игры: магазин, парикмахерская, моряки, больница, семья. В них дети воссоздают заинтересовавшие их стороны действительности. Одним из компонентов сюжетно-ролевой игры является игровое оборудование. Проявляя творчество и фантазию, по-разному используют мебель, ширму, моделируют игровую ситуацию.

В жизни ребёнка дошкольного возраста игра занимает одно из ведущих мест. Игра для него - основной вид деятельности, форма организации жизни детей, средство всестороннего развития.

Перед каждым воспитателем детского сада стоит задача — создать дружный организованный коллектив, научить детей играть.

Малышей привели в детский сад, какие они разные, непохожие друг на друга. В группу пришли 25 малышей с разными характерами: молчаливые, разговорчивые, драчуны и забияки. Для большинства ребят группа детского сада является первым детским обществом, где они приобретают первоначальные навыки коллективных отношений. Надо научить ребёнка жить общими интересами, подчиняться требованиям большинства, проявлять доброжелательность к сверстникам. Поэтому я поставила перед собой задачу воспитывать это чувство у детей с первых дней пребывания в детском саду и решила использовать для этой цели сюжетно - ролевые игры и игры - драматизации.

С первых моих наблюдений за играми я выяснила, как дети проявляют себя в них. Мои наблюдения помогли мне применить конкретные пути работы с каждым ребёнком. Я перед собой поставила следующие задачи: научить ребёнка играть, содействовать объединению детей в игре; тактично руководить выбором игры, приучать детей соблюдать во время игры правила, воспитывать чувство доброжелательности, взаимопомощи. Работу по развитию сюжетно - ролевых игр осуществляла в двух направлениях:

1.Создание необходимой игровой среды.

2.Непосредственное руководство играми детей.

С помощью родителей оборудовали игровую среду. Красивые нарядные куклы, мебель, разная посуда быстро привлекли малышей, и они начали разнообразно действовать с ними: катать, кормить, укладывать и т. д. Играли и утром, и после дневного сна. Важно было, чтобы наши малыши научились выполнять несколько взаимосвязанных действий. С этой целью я широко использовала вопросы, подсказывающие новые действия. Большое место отводила показу действий с теми или иными игрушками. Например, чтобы привлечь внимание детей я начинала играть с куклой, объединив при этом несколько сюжетов, доступных пониманию детей: «разогреваю кашу», «кормлю куклу», «укладываю спать, спев колыбельную». Дети внимательно наблюдали за моими действиями. Я продолжала игру, а затем передавала куклу детям, словесно направляла дальнейший ход событий. Очень важно, чтобы куклам, мишкам дети относились как к живым существам, ласково, заботливо. Если кто-то из ребят бросит куклу на пол, обращаю внимание на то, что ей очень больно, холодно, неприятно лежать, она очень, хочет, чтобы её приласкали, пожалели, поиграли с ней. Малыши быстро реагируют на эти слова. Для того чтобы игра развивалась необходимо дать детям знания об окружающем, способствовать развитию воображения. С этой целью проводила дидактические игры «Оденем куклу на прогулку», «Постираем кукле платье», «Купание куклы» и т. д.

В результате совместной игровой деятельности, дети научились переносить игровые действия с одной игрушки на другую

В плане воспитательной работы уделяла большое внимание формированию самостоятельной, более развёрнутой сюжетно-отобразительной игры детей с разными игрушками, намечала специальные мероприятия по развитию первых сюжетно-ролевых игр.

При руководстве игрой у меня возникали и некоторые трудности. В группу пришли дети, которые не играли вообще.

Однако для развития игры недостаточно только хорошее оснащение группы игровым материалам. Необходимо ещё наличие разнообразных впечатлений об окружающей действительности, которые дети отражают в своей игре. В начале младшей группы большинство детей воспроизводили только предметные действия, многие из них просто манипулировали с игрушками. Моя задача была направить детей на обогащение игровых действий, на развитие игрового сюжета. С этой целью мы проводили наблюдения с детьми за работой няни, повара, врача, организовали целевые прогулки, на которых обращали внимание на трудовые действия шофёра, дворника. Во время наблюдения обращала внимание малышей на то, что повар приготовил вкусный завтрак, обед, ужин.

В первое время, когда некоторые дети не знали друг друга, они играли в одиночку и довольно разнообразно. Я старалась помочь им сплотится в единый коллектив.

Я хочу рассказать о театрально-игровой деятельности как об одной из форм развития детей дошкольного возраста.

Театрально-игровая деятельность в детском саду - это одна из интересных форм занятий с детьми. Поэтому, я не раз обращаюсь к этому виду деятельности. Но, когда я в очередной раз набрала группу малышей, поняла, насколько интересна и увлекательна театральная жизнь в детском саду. Она занимательна, развивает интеллект, речь, ум, дает возможность детям выплеснуть свои эмоции и настроение.

Самым первым представлением для этих детей был показ русской народной сказки «Про репку». Это был типовой настольный театр. Дети на одном дыхании посмотрели представление, после чего попросили еще раз показать его. Ребята были в восторге. Я предложила детям самим обыграть снова эту сказку. Желающих оказалось не мало. Вскоре, дети самостоятельно показывали друг другу спектакль. Через несколько дней я показала кукольный театр. Это была русская - народная сказка «Курочка ряба». Реакция детей была для меня неожиданной. Одна девочка заплакала, ей было жалко разбитое яичко. Другие два мальчика смеялись. Фактор разбитого яйца для них казался смешным.

После этих двух показов театра малышам я поняла, что нужно как можно больше времени уделять данному виду деятельности. Ведь современная педагогика, из диагностической, постепенно становится развивающей.

Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке только путем привлечения с малолетства к выступлениям перед аудиторией. В этом огромную помощь могут оказать театрализованные занятия в дошкольных образовательных учреждениях. Они всегда радуют детей и пользуются у них неизменной любовью.

Театрализованные игры в дошкольном возрасте, так или иначе, основаны на разыгрывании сказок - способом познания мира ребенком. Русская народная сказка радует детей своим оптимизмом, добротой, любовью ко всему живому, мудрой ясностью в понимании жизни, сочувствием слабому, лукавством и юмором при этом формируется опыт социальных навыков поведения, а любимые герои становятся образцами для подражания.

Но малыши ещё боятся выйти на сцену и выступить перед зрителями, они пока ещё выступают только в группе, где им все знакомы. А вот дети старших и подготовительных групп наоборот стремятся подготовится и выступить в зале перед зрителями. Со старшими детьми мы инсценировали отрывок из сказки "Золотой ключик". Ставили драматизацию сказки "Репка", "Колобок-наоборот», «Красная шапочка".

Дети переживают за своего героя, действуют от его имени, привнося в персонаж свою личность. Именно поэтому герой, сыгранный одним ребенком, будет совсем не похож на героя, сыгранного другим ребенком. Да и один и тот же ребенок, играя во второй раз, может быть совсем другим. Я и сома не раз играла различных героев, в постановке сказок и участвовала на различных праздниках. Когда ты видишь, что дети радуются от происходящего на сцене, можно сделать вывод, что наша работа пошла на пользу. Малыши смеются, когда смеются персонажи, грустят, огорчаются вместе с ними, могут плакать над неудачами любимого героя, всегда прийти к нему на помощь.

В театрализованной игре дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы эмоционального выражения, само реализуются, само выражаются, знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, которые способствуют развитию психических процессов, качеств и свойств личности – воображения, самостоятельности, инициативности, эмоциональной отзывчивости.

Надо помнить, что ведущей в дошкольном возрасте является игровая деятельность, игра широко используется в учебно-воспитательном процессе дошкольного учебного заведения как самостоятельная форма работы с детьми и как эффективное средство и метод развития, воспитания и обучения в других организационных формах. Приоритет отдается творческим играм (сюжетно-ролевые, строительно-конструктивные, игры-драматизации и инсценировки, игры с элементами труда и художественной деятельности) и игры с правилами (дидактические, интеллектуальные, подвижные, хороводные т.п.).

Дидактическая игра является одним из важных методов активного обучения детей, при этом игровая ситуация, как правило, берется исходя из методической основы занятия. Для правильного выбора дидактической игры к занятию необходимо хорошо представлять общий уровень подготовки детей, поскольку в игре они должны уметь свободно оперировать уже имеющимися знаниями и уметь применять их на практике.

Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело, поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения.

Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребенка.

Театрализованную деятельность, в работе с детьми, мы включаем в утренние и вечерние часы в нерегламентированное время; включаем в различные другие занятия (музыкальные, по изодеятельности, развитие речи и др.), все организованные формы театрализованной деятельности проводим небольшими подгруппами, что обеспечивает индивидуальный подход к каждому ребенку.

Содержание театрализованных занятий включает в себя:

- просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;

- игры – драматизации;

- разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;

- упражнения по социально-эмоциональному развитию детей.

Безусловно, что в театрализованной деятельности огромную роль играет воспитатель. Следует подчеркнуть, что театрализованные занятия должны выполнять одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функции и ни в коей мере не сводиться только к подготовке выступлений. Их содержание, формы и методы проведения должны способствовать одновременно достижению трех основных целей: развитию речи и навыков театрально-исполнительской деятельности; созданию атмосферы творчества; социально-эмоциональному развитию детей.

Из многообразия средств выразительности в детском саду рекомендуется:

- во второй младшей группе формировать у детей простейшие образно- выразительные умения (уметь имитировать характерные движения сказочных животных);

- в средней группе обучать элементам художественно-образных выразительных средств

(интонации, мимике и пантомиме);

- в старшей группе совершенствовать художественно-образные исполнительские умения;

- в подготовительной к школе группе развивать творческую самостоятельность в передаче образа, выразительность речевых и пантомимических действий.

Имитационным движениям (сказочных животных) можно обучать детей на физкультурных и музыкальных занятиях, в свободной деятельности.

Передать характер персонажей в движении помогает музыка. Можно предложить детям загадать друг другу загадки, имитируя движения различных животных.

Таким образом, развитию уверенности в себе и социальных навыков поведения способствует такая организация театрализованной деятельности детей, когда каждый ребенок имеет возможность проявить себя в какой-то роли. Для этого необходимо использовать разнообразные приемы:

- выбор детьми роли по желанию;

- назначение на главные роли наиболее робких, застенчивых детей;

- распределение ролей по карточкам (дети берут из рук воспитателя любую карточку, на которой схематично изображен персонаж);

- проигрывание ролей в парах.

Развитие театрализованной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях и накопление эмоционально-чувственного опыта у детей – длительная работа, которая требует участия родителей. Желательно привлечь родителей в качестве исполнителей ролей, изготовителей декораций, костюмов и т.д. В любом случае союз педагогов и родителей будет способствовать интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию детей.

28.11.2020 16:01


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!