СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Игры и игровые упражнения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Игры со словами.

1. Цепочка слов.

Игра проводится с одним ребёнком или с подгруппой. Педагог предлагает детям для запоминания 10-12 предметных слов, не связанных между собой по смыслу, например: солнце, дерево, дом, девочка, платье, бантик, зонт, дорожка, туча, мальчик, дождь, улыбка. Слова произносятся один раз с паузой 3-4 секунды. Затем дети их воспроизводят. Исходя из этого делаются выводы об особенностях памяти детей данной подгруппы (2-3 слова – низкий уровень, 4-6 слов – средний уровень, 7-9 и более слов – высокий уровень). К концу подготовительной группы дети, владеющие способом запоминания, могут запоминать 25-30 слов. Как усложнённый вариант данной игры: можно вводить слова – признаки предметов, признаки-действия, действия: весна, тепло, ручей, бежать, проталинка, расти, красивый, подснежник, нежный, солнце, ласково.

2.Слова с одного звука.

Детям предлагается ряд слов: сосна, старик, стена, самовар, свекла, сорняк, стакан, стол, санки, сумка. Помимо запоминания слов, дети могут заметить закономерность их подбора: все слова начинаются с одного звука.

3.Слова на разные звуки.

Детям предлагается ряд слов: медведь, малина мир, арбуз, ананас, автобус, машина, музыка, мыло, абрикос, аптека. Необходимо назвать по очереди слова на звуки м и а, а затем воспроизвести весь ряд слов.

4. Что общего?

Детям предлагается ряд слов: капуста, картофель, свекла, огурец, помидор, салат, лук, репка, кабачок, морковь. Кроме запоминания и воспроизведения, необходимо понять закономерность, что общего между словами. Слова могут быть, соответственно, на все виды классификации. Как вариант можно соединять 2 или несколько видов обобщающих понятий. Тогда и вопросы можно постепенно усложнять, например ряд слов: капуста, картофель, ананас, яблоко, свекла, гусеница, апельсин.

- капуста, картофель, свекла – что это всё вместе?

- ананас, яблоко, апельсин – это что?

- сколько было слов, обозначающих овощи?

- сколько было слов, обозначающих фрукты?

- гусеница – это овощ или фрукт?

- сколько было слов, обозначающих мебель?

- были ли слова, обозначающие посуду?

- а сколько всего было слов?

5. Слова – пары (ассоциации).

Детям предлагаются слова парами: к вам пришли слова с подружками, нужно запомнить и слово и его подружку обязательно. Затем слова произносятся один раз с паузой 3-4 секунды между парами: стол-тарелка, телефон-трубка, доктор-лекарство, медведь-берлога, весна-ручей, дверь-ключ, ножницы-бумага, кружка-блюдце, игра-мяч, кубики-дом, санки-зима, тетрадь-ручка, мальчик-шорты, стакан-вода, девочка-платье.Затем педагог говорит одно слово из пары « стол», дети должны сказать слово «тарелка».

Как вариант этой игры можно дать слова, например, животное+транспорт: слон- автобус, орёл-самолёт, лиса-велосипед, дельфин-корабль, гусеница- электричка, заяц- самокат, стрекоза- вертолёт, волк-автомобиль, жираф-подъёмный кран, кит-подводная лодка. Здесь так же кроме запоминания слов и воспроизведения слова из пары, необходимо увидеть закономерность некоторой схожести признаков между словами. (Вариантов можно придумать столько, сколько необходимо педагогу для обследования, например, 1-е слово-предмет – 2-е слово – признак или действие: заяц – бежит, зима- холодно, мама – люблю и т.д.).

6. Слова – тройки (ассоциативные связи).

Детям предлагаются слова по 3-4 в группе 8-10 групп (сначала можно по 3слова, в скобках – усложнённый вариант с четвёртым словом):

- школа – ученик – портфель – (ручка)

- лес – дерево – лесоруб – (топор)

- магазин – весы – морковь – (ящик)

- речка – водоросли - рыба – (червяк)

- лес – дерево – гнездо - (птица)

- зоопарк – клетка – тигр – (полоска)

- небо – туча – дождь - (зонт)

- молоко – мороженое - лёд – (зима)

- весна – крыша – сосулька – (капель)

- солнце – тепло – снег – (проталина)

- праздник – шарик – радость – улыбка.

Сначала педагог говорит 2(3)слова по порядку, а третье(четвёртое) дети должны вспомнить и сказать, затем можно говорить 2(3) слова из группы не по порядку,например: - школа - …- портфель. Какое слово убежало?

- лес - … - лесоруб - … Какие слова убежали?

- магазин - … - … - ящик. Какие слова убежали?

- … - водоросли - … - червяк. Какие слова убежали?

- (повышенной сложности) … - дерево - … - … Какие слова убежали?

7.Часть – целое.

Детям предлагаются пары слов, одно из которых целый предмет, другое – его часть: рука – палец, нога – туфель, голова – шапка, глаз – ресница, бабочка – крыло, пчела – соты, птица – клюв, медведь – берлога, жук – усы, цыплёнок - пух, полка – книга.Педагог называет одно из слова пары, дети – другое.

8. Я положила в корзинку.

Все стоят в круге – это корзина, педагог предлагает наполнить её, например, фруктами (чем угодно).

1-й вариант: каждый «кладёт» свой фрукт, повторяя только фрукт предыдущего: педагог – яблоко, Маша – яблоко, груша (свой положила), Коля – груша, слива и т.д. Игра поводится с постепенным ускорением темпа и ко 2-3-му кругу дети должны очень внимательно следить и быстро реагировать. Второй раз положенный предмет лучше не повторять, а для этого нужно держать в памяти всё, что уже положили.

2-й вариант: каждый ребёнок «кладёт» сначала всё, что положили до него, а уже потом свой фрукт: педагог – яблоко, Маша – яблоко, груша, Коля – яблоко, груша, слива, Аня – яблоко, груша слива, апельсин и т.д.

9. Какой предмет загадала?

Детям задаётся слово, например, любимый (любимая) – кто (что) может быть: мама, сестра, книга, кукла, машина и т.д. Повторять слова нельзя. Исходные слова постепенно усложняются: длинная, большое, сладкое, чистое и т.д.

10. Метод Цицерона.

Вариант 1. Педагог до занятия раскладывает картинки с изображением предметов на необходимую тему, а в начале занятия говорит: « Ребята, лесные жители, о которых мы с вами говорили в прошлый раз, прислали нам свои фотографии. Но поднялся сильный ветер, и они разлетелись. Смотрите, на столе – фотография лисы, под столом – волка, на подоконнике заяц, у шкафа – медведь и т.д. 10-12 картинок. После этого педагог предлагает детям вспомнить, какая фотография где лежит: на столе – чья? Дети - лисы, под столом – волк и т.д.

Вариант 2.Педагог уже без картинок «раскладывает» слова по всей комнате: нам привезли урожай овощей и разложили: морковь – на пороге, картофель – возле тумбы, репку – не тумбу, капусту – под стол и т.д. После этого детям нужно вспомнить, что где лежит.

Вариант 3. Педагог раскладывает 15-20 карточек с написанными на них названиями предметов (можно заранее, а можно тут же на занятии), а потом предлагает детям вспомнить, что где лежит. Во всех трёх вариантах слова можно либо хором вспоминать и проверять, а можно отдавать карточку тому, кто вспомнил и сказал. В конце подсчитывают, у кого больше слов.

11.Пиктограмма.

Педагог предлагает детям вслед за произносимым словом рисовать простую картинку этого слова, чтобы лучше было запоминать. Затем проговаривает12-15 слов с паузой 4-5 секунд, дети зарисовывают. После того, как все слова зарисованы, педагог просит, глядя на свои зарисовки, называть слова. Сначала это могут быть простые предметные слова: дом, солнце, дерево, цветок, расчёска, ёлочка и т.п. А затем можно вводить абстрактные слова: улыбка, радость вкусно, тепло, осень, обида и т.п.

12. Словосочетание (предложение) + пиктограмма.

Игра проводится аналогично с предыдущей, но диктуются уже словосочетания или простые предложения, например: платье в горошек, идёт дождь, солнце на небе, колючий кактус, высокая ёлка, летит воздушный шарик, красивые цветы в вазе, сыплет пушистый снег и т.д.

13. Предложение.

Педагог предлагает детям придумать длинное-предлинное предложение следующим образом: задаётся стартовое слово или простейшее предложение, например, мама или моя мама. Дальше кто-то из детей добавляет своё слово, проговаривая всё с начала: моя мама пришла. Следующий ребёнок добавляет своё слово, так же проговаривая всё с начала: моя мама пришла с работы. Дальше: моя мама пришла с работы домой. Игра продолжается до тех пор, пока либо все дети не придумают свои слова, либо предложение не закончится по смыслу.

14.Числа на слух.

Педагог задаёт каждому из детей три числа в прямом порядке: Маша – 2, 8, 12 (Маша повторяет); Света - 3,5,7 (Света повторяет) и т.д. Если дети без труда произносят числа, можно использовать обратный порядок или давать числа вразнобой: 10, 8, 5; 6,3, 9 и.т.д.

18.11.2016 00:20


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!