СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Игра как средство формирования математических понятий у глухих детей в первый период обучения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Игра имеет важнейшее значение в жизни маленького ребенка. Потребность в игре у детей сохраняется и занимает значительное место и в первые годы их обучения в школе.

В. А. Сухомлинский писал: «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.

Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

В школе основной формой обучения становится урок.

Наиболее трудным, а для некоторых детей в первые годы обучения нелюбимым предметом становится математика. Это объясняется тем, что овладение математическими понятиями связано с достаточно развитыми способностями к отвлечению, анализу, синтезу, обобщениям, умению сравнивать, классифицировать, дифференцировать.

Для успешного обучения и воспитания детей необходимо на первых же годах школьного обучения пробудить их интерес к учебным занятиям, увлечь, мобилизовать внимание, активизировать их деятельность.

Для развития познавательного интереса к математическим знаниям я использую разнообразные методы и приемы обучения математике, привлекая красочный наглядный материал, технические средства обучения.

Одним из эффективных средств пробуждения живого интереса к учебному предмету является дидактическая игра.

Целенаправленное включение игры повышает интерес глухих детей к уроку, усиливает эффект самого обучения. Создание игровой ситуации приводит к тому, что дети, увлеченные игрой, незаметно для себя и без особого труда и напряжения приобретают математические знания, умения и навыки. В младшем школьном возрасте у детей еще сильна потребность в

игре, поэтому я включаю ее в уроки математики. Игра делает уроки эмоционально насыщенными, вносит бодрый настрой в детский коллектив, помогает эстетически воспринимать ситуацию, связанную с математикой.

Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у глухих учащихся живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.

В дидактических играх ребенок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступные ему анализ и синтез, делает обобщения.

Дидактические игры представляют возможность развивать у глухих детей произвольность таких психических процессов, как внимание и память. Т.к. ведущий тип деятельности младших школьников - учебная деятельность, дидактические игры должны обеспечить формирование навыков учебной работы и формирование собственно учебной деятельности.

Игровые задания развивают у глухих детей смекалку, находчивость, сообразительность. Многие из них требуют умения построить высказывание, суждение, умозаключение; требуют не только умственных, но и волевых усилий - организованности, выдержки, умения соблюдать правила игры, подчинять свои интересы интересам коллектива.

Благодаря использованию дидактических игр на уроках математики в младших классах можно добиться более прочных и осознанных знаний* умений и навыков. В игре глухие учащиеся незаметно для себя выполняют большое число арифметических действий, упражнений, тренируются в счете, сравнивают множества и числа, различают геометрические фигуры, решают задачи и т.д.

Таким образом, дидактические игры позволяют обеспечить нужное количество повторений на разнообразном материале, постоянно поддерживая, сохраняя положительное отношение к математическому заданию, которое заложено в содержании игры.

Среди математических игр для детей имеются и сюжетно-ролевые. Сюжетно-ролевые игры можно обозначить как творческие. Наиболее притягательную силу для младших школьников имеют те роли, которые дают им возможность проявить высокие моральные качества личности: частность, смелость, товарищество, находчивость, остроумие, смекалку. Игра содействует воспитанию дисциплинированности, т.к. любая игра проводится по соответствующим правилам. Включаясь в игру, ученик выполняет определенные навыки, при этом он подчиняется самим правилам не по принуждению, а совершенно добровольно, иначе не будет игры. А выполнение правил бывает связано с преодолением трудностей, с проявлением настойчивости. Но игра не самоцель, а средство формирования математических понятий. Математическая сторона содержания игры всегда должна отчетливо выдвигаться на передний план. Только тогда она будет выполнять свою роль в математическом развитии детей и воспитании интереса их к математике.

Основная задача занимательного материала, который я использую, состоит в том, чтобы помочь детям в усвоении основных вопросов математики.

Например, при знакомстве с понятиями «большой - маленький» я предлагаю детям поиграть с матрешками.

Дети расставляют матрешек от большей к меньшей или от меньшей к большей.

Выигравший вкладывает матрешку в матрешку.

Игра «Что в руке?»

Материал игры: шишки, камешки, желуди, орехи и т.д.

Учитель вкладывает в руки ребенка 2 однородных предмета, различных по величине (например, шишки).

Ребенок, не глядя, должен сказать, что в правой руке большая шишка, а в левой - маленькая. Затем должен проверить, правильно ли он сказал.

В данной игре, помимо закрепления понятий «большой - маленький», закрепляются и пространственные представления, развивается моторика, тактильные ощущения.

Игра «Что изменилось?»

Игру можно начинать с 2-х предметов. На наборном полотне учитель выставляет большое красное яблоко и маленькое зеленое яблоко. Детям предлагается закрыть глаза. Учитель быстро убирает одно яблоко. Что изменилось?

Учащиеся должны дать ответ.

В этой игре совершенствуются зрительные восприятия ребенка, его память, ребенок учится давать ответы, развивается речь, обогащается словарь.

Количество предметов, различных по величине, можно постепенно увеличивать.

При изучении чисел первого и второго десятка использую игру «Кто из них прав?»

Материал игры: картинки с белым и серым зайчиками, цифры.

Содержание игры. Учитель вывешивает изображение двух зайчиков. Около белого зайчика табличка с цифрой 8, около серого - табличка с цифрой 7.

Учащимся нужно пересчитать морковки и сказать, кто из зайчиков

прав.

Игра «Ручки считают, глазки проверяют».

Материал игры: на картинках нашиты пуговицы в один или два ряда.

Содержание игры. Учитель вызывает ребенка, предлагает ему закрыть глаза и посчитать на ощупь пуговицы, затем сказать результат. Потом ребенок проверяет себя, пересчитывая пуговицы глазами.

Игра «Поезд»

Материал игры: таблички с цифрами (количество табличекопределяется числом, до которого учащиеся считают).

Содержание игры. Учащимся раздаются или прикрепляются на грудь таблички с цифрами. По команде: «Составьте поезд» ученики должны встать по порядку друг за другом. Главный кондуктор (один из учеников без таблички) проверяет, правильно ли составлен поезд. Выезжает тепловоз (ученик, на табличке которого цифра 0). Он должен встать перед первым вагоном, кондуктор дает свисток, тепловоз гудит, поезд отправляется. Ребята при этом произносят звук (ч-ч-ч).

Игра «Стук - стук»

Материалы игры: цифровая касса у каждого ученика.

Содержание игры. Учитель стучит, а учащиеся показывают цифру, соответствующую числу ударов.

Игра «Поймай рыбку»

Материал игры: аквариум с рыбками.

Ученик ловит рыбку, на ней задание, например: «Посчитай от 5 до 10. Назови числа меньше 3. Считай от 6 обратно» и т.д. если ребенок правильно выполнил задание, то он берет себе рыбку до окончания игры. Если ошибся, то выпускает рыбку в аквариум.

При изучении арифметических действий с числами первого и второгодесятка, также можно использовать игру «Стук - стук».

Содержание игры. Учащимся предлагается закрыть глаза. Стучу по столу (или в бубен). Учащиеся считают количество ударов, воспринимая их только на слух. После паузы учитель стучит снова. Ребята считают, составляют пример на сложение и решают его.

На первых порах можно помочь учащимся в составлении примеров наводящими вопросами: Сколько ударов было сначала? Сколько потом? Какой пример можно составить?

Игра «Навстречу друг другу»

Содержание игры. Учитель заранее записывает на доске 5-7 примеров, причем примеры записываются в строчку с промежутками для ответа. Например:

4+5= 3-2= 7-2= 8+2= 4-3= 6+2=

К доске выходят два ученика, учитель дает команду решения. Один ученик начинает решать слева, а другой - справа, т.е. навстречу друг другу. Кто решит больше примеров правильно, тот выиграл.

Игра «Какое число я задумала»

Содержание игры. Учитель говорит: «Я задумала число; если от него отнять 5, то получится 10. Какое число я задумала?»

Игра «Расти, расти лесок!»

Содержание игры. Учитель предлагает учащимся примеры устно или на карточках. Ученики решают их. Кто нашел правильный ответ, встает. Учитель приговаривает: «Выросло одно деревце, выросло второе, пока еще лесок реденький; расти, расти лесок!»

Когда все ученики решат примеры, то учитель говорит: «Вырос густой

лес».

Игры при изучении нумерации чисел в пределах 100,1000 Игра «Назвать число»

Задания: Назвать число на 1 больше чисел 25, 40, 59, 99, 100, 199 и т.д. Назвать числа, которые на 10 больше (меньше) чисел 90, 70, 95, 82, 200

и т.д.

Игра «Назови соседей»

Учитель говорит: «Назовите соседей чисел 100, 80, 99.

Какое число живет между 59 и 61, 939 и 941?»

Игра «Кто знает, пусть дальше считает»

Учитель называет числа 25, 26. Ученик должен считать дальше (то же при обратном счете).

10, 20. Кто знает, пусть дальше десятками считает.

400, 500. Кто знает пусть дальше сотнями считает и обратно.

Игра«Какие числа пропущены»

Игра «Сравнить числа»

Игры при изучении математических действий в пределах 100,1000.

Игра «Светофор»

Материал игры: светофор с кругами трех цветов - желтым, зеленым,красным; карточки с примерами.

Содержание игры. Перед началом игры учитель проводит беседу о поведении пешеходов при переходе улицы. В игре «Светофор» все ребята - пешеходы. Когда зажжется желтый свет, надо быть очень внимательным и решать пример. Зеленый свет показывает, что пример решен верно и можно переходить к решению следующего примера. Красный свет показывает, что пример решен неверно, идти дальше нельзя, а нужно снова решать.

Игра «Торопись, да не ошибись»

Учитель пишет на доске примеры, учащиеся в своих тетрадях записывают только ответы. Затем проводится проверка.

Также провожу игры «Рыболов», «Почта», «Десантники», «Вставить арифметический знак», «Найти примеры с одинаковыми ответами» и другие.

Игры на развитие пространных и геометрических представлений.

Игра «Внизу - вверху»

Содержание игры. Учитель называет различные предметы, которые находятся либо только на земле, тогда дети говорят: «Внизу», либо только в воздухе, тогда дети говорят: «Вверху».

Или учитель называет предметы, а учащиеся выполняют определенные действия. Если названный предмет находится вверху, то они поднимают руки; если внизу, они приседают.

Игра «Угадай, какая это фигура»

Содержание игры. Учащийся становится спиной к классу и отводит руки за спину. Учитель вкладывает ему в руки геометрическую фигуру. Он должен назвать фигуру.

Игра «Разложи правильно»

Материал игры: кубики, бруски.

Содержание игры. Вызванный ученик называет лежащие перед ним геометрические фигуры, ощупывает их. Затем закрывает глаза и на ощупь откладывает налево кубы, направо бруски.

Игра «Чудесный мешочек»

Материал игры: мешочек с геометрическими фигурами или телами:круги, квадраты, треугольники, овалы и т.д.

Содержание игры. Ребенок на ощупь определяет фигуру или предмет, называет его.

А также игры «Составим поясок», «Будь внимателен», «Тангром», Сложи фигуру» и другие.

Игры, формирующие временные представления у детей.

Игра «Когда это бывает?»

Материалы игры: картинки, изображающие разные виды деятельностичеловека на протяжении суток: зарядка, умывание, завтрак, уход в школу,приход из школы, прогулка и т.д.

Содержание игры. Учитель показывает картинку. Например, «Зарядка»! и спрашивает: «Когда это бывает?»

Игра «Неделька»

Материал игры: таблички с названиями дней недели.

Содержание игры. Учитель раздает таблички с названиями дней недели. Произносит название любого дня недели. Ученик с соответствующей табличкой становится первым. По команде «Неделька, постройся!» остальные учащиеся должны занять свои места в правильной последовательности.

А также игры «Какое это время года?», «Поставь по порядку», «Каких дней в неделе недостает?», «Поставь стрелку правильно».

«Обучение и игры не враги - это друзья, товарищи, которым сама природа указала идти одной дорогой и взаимно поддерживать друг друга». (П.Ф. Кантерев)

Игра должна стать для учеников «школой мышления» - школой естественной, радостной и совсем не трудной.

Категория: Математика
22.02.2016 18:36


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!