СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Язык Победы - русский

Нажмите, чтобы узнать подробности

Язык Победы – русский

«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!» Моя родина – Украина, моя поддержка и опора – мой родной русский язык.

Как победить отчаяние, страх, ощущение безвыходности, которыми сегодня охвачены многие мои соотечественники? Наверное, храня в памяти воспоминания об одном из самых трагических и героических событий в истории нашей общей Родины – Великой Отечественной войне и самом большом, святом празднике – Дне Победы.

Дети оттепели и застоя, рожденные в 60-70-х, мы знали, что ценой огромных жертв и благодаря невероятному мужеству советский народ победил фашистскую Германию.

Дети перестройки, мои выпускники 80-90-х знали, что советский народ освободил от фашизма Европу.

Даже дети начала 2000-х знали, что в Великой Отечественной войне победил Советский Союз.

А сегодняшние ученики (им, наверное, простительно), да и некоторые взрослые могут поставить под сомнение существование «советского народа» - понятие «народ» определяется не в последнюю очередь наличием общего языка, а ведь «советского языка» не было. Был язык – русский – язык нашей общей победы!

Что и как будут говорить о Победе дети 10-20-х годов 21-го века? А главное – на каком языке? Предав один язык, могут потерять и другой, такой же родной и понятный.

Очень страшно, когда сегодня, отвечая на вопрос: «Как война отразилась в судьбах вашей семьи?», дети говорят о событиях последнего года.

«70 лет без войны» - мы готовились произносить эту стандартную фразу, как до этого говорили: «60 лет мира», «50 лет мирной жизни». Не получилось… 69 лет мира – и год войны, длинный, бесконечный, наполненный апокалиптическими событиями, которые умом не осознаешь и сердцем не принимаешь, а изменить не в силах. Как важен сегодня для моей страны голос здравого смысла на любом языке! Я убеждена, что мой голос учителя русского языка должен быть голосом здравого смысла, я не имею права повторять неправду, искажать историю, менять убеждения в зависимости от политической ситуации, потому что отвечаю за души детей, которых не только учу, но и воспитываю. Я говорю своим ученикам о том, что герои Великой Отечественной – и сегодня настоящие герои, что праздник 9 мая – это, может быть, единственный праздник, который нужен сегодня Украине, ведь наше отношение к этой войне определяет уровень нашей цивилизованности. Великая Победа не принадлежит России или Украине, она принадлежит советскому народу. Великая Отечественная война – вечность. Уйдут правители, а память о войне останется.

Сегодня украинским школам предлагается отмечать семидесятилетие Победы под лозунгом: «1939-1945. Пам’ятаємо! Перемагаємо!» («Помним! Побеждаем»). На доске в своем классе я напишу иначе: «1941-1945. Победили – помним!».

Что могу сделать я, учительница русского, чтобы не позволить национализму и фашизму отравить души моих учеников?

Я могу рассказывать им правду о Великой Отечественной войне на двух языках: на русском и украинском.

Я могу слушать их рассказы о родственниках-участниках войны, и неважно, на каком языке будут говорить дети.

Многие мои ученики мало знают о родственниках-участниках Великой Отечественной. Но, осознав это, стыдятся: «Мне совестно, что я так мало знаю о воевавших родственниках», - написал 12-летний мальчик. «В День Победы мне больно, потому что мои воевавшие родственники погибли, а я о них так мало знаю», - признается шестиклассница. Дети говорят, что впервые задумались над серьезными вопросами. «Думал ли Гитлер, когда начинал кровавую войну?» - так, может быть, не очень грамотно сформулировала свой вопрос девочка.

Начиная работу по подготовке к празднованию 70-летия Победы, особое внимание я уделила анкетированию. Что же знают мои ученики о Великой Отечественной и откуда? Из 32-х опрошенных правильно назвали даты начала и окончания II мировой войны 17, Великой Отечественной – 25. 9 мая ( я специально не упоминала 8 мая) для всех опрошенных День Победы - над фашизмом – уточняли многие, который победили «МЫ», «наши», СССР. Все правильно, только повторить оценку далеких событий, данную историками, легче, чем оценить то, что происходит сегодня. Да и не смогут шестиклассники сделать это самостоятельно. Помочь им в этом – задача взрослых, мыслящих, умных, не одурманенных пропагандой, не ищущих врагов там, где их нет. Анализируя чувства, которые испытывают в День Победы, школьники отмечают их противоречивость: радость и гордость – потому что выстояли, победили, и грусть – потому что человеческие жертвы были огромны; вспоминая родственников, которых никогда не видели, дети сожалели, что не все дожили до победы.

Откуда черпают сведения о войне мои ученики? 15 раз в качестве источника сведений был назван Интернет (Интернет – учитель истории в моей стране?!), 8 – СМИ, 16 – книги, 15 человек сообщили, что узнали из рассказов родителей, дедушек, бабушек. И только эти 15 рассказали о родных-участниках войны (фронтовиках, партизанах), работниках тыла, угнанных в Германию. В остальных анкетах прочерк вместо ответа на вопрос или, что, на мой взгляд, хуже, - утверждение, что никто из родных не воевал.

Традиции празднования 9 мая в семье существуют в немногих семьях – 12 человек рассказали о том, что возлагают цветы к памятникам в честь героев войны, навещают родственников – ветеранов, смотрят фильмы о Великой Отечественной. Смогут ли они сохранить традиции в современной политической ситуации, хватит ли мужества? Я боюсь спрашивать об этом детей, я знаю ответы на эти вопросы – пока побеждает иная сила, не та, которая победила фашизм в Европе. «Бацилла чумы никогда не исчезает…» Неужели прав Камю, а не советский солдат?!

Я читаю шестиклассникам стихи Пушкина, полные стремления к справедливости и душевному покою, пока дети еще готовы слушать великого русского поэта и верить ему. Пусть светлый, жизнеутверждающий мир поэта поможет детям не пасть духом, не озлобиться. Мы вместе увидим, как взрослел поэт и рос его талант, как умел Александр Сергеевич в самых трудных ситуациях сохранить достоинство и благородство и завещал это своим читателям. Нужен ли сегодня Пушкин и его поэзия? Помните полные достоинства слова: «И долго буду тем любезен я народу…»? А вот современное их переосмысление: «И долго буду тем любезен я и этим». Понимаю, что это дань В. Вишневского постмодернизму, его горькая ирония, но больно оттого, что это правда. Нужны правдивые, искренние пушкинские слова, чтобы люди не забывали, чем можно и нужно гордиться.

Я верю, что и сегодня русский язык, язык Пушкина и Тургенева, будет языком победы: здравого смысла над безумием, исторической памяти над забвением и отрицанием, мира над войной.

Категория: Русский язык
22.11.2015 16:22


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!