СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Как педагогу оценить личность учащегося, чтобы добиться воспитательной цели и не нанести вреда его психике, не спровоцировать конфликтную ситуацию, не уронить своего достоинства и т.п.? В этой статье речь пойдет о приемах справедливой и грамотной оценки педагогом личности учащегося, о педагогически положительной и педагогически отрицательной оценках, без которых невозможен никакой учебно-воспитательный процесс.По мнению многих психологов, в частности, социального психолога, профессора А.С.Чернышева, важное средство формирования личности школьника — педагогически грамотная оценка его как личности. Мудрая оценка человека является для него сигналом о социальном продвижении, о благополучном самоутверждении в социально-верном направлении. Такая оценка, по мнению Н.В.Гоголя, Ф.М.Достоевского, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского и многих других, изменяет человека к лучшему. Очень значимыми для учащихся и воспитанников являются доброе слово педагога и похвала в свой адрес. Даже просто улыбка имеет огромный психотерапевтический эффект, ибо улыбка несёт в себе энергию добра, которая способна радовать, уравновешивать, успокаивать, вдохновлять, побуждать к действию, творчеству и т.д. Часто учитель или воспитатель дает отрицательную оценку ребенку, не учитывая меру усилий, потраченных на выполнение работы. Этим он хочет, например, побудить ученика лучше учиться. Ученик же воспринимает оценку как несправедливую, т.к. для него главный смысл заключается в том, что он старался. В этом случае оценка теряет свою побудительную силу, даже может нанести вред психике ребенка. Иной раз педагогом оценивается не сам факт, а личность учащегося в целом. Примеров можно привести достаточно. В результате подобных неграмотных оценок могут возникнуть непонимание, агрессия, конфликтная ситуация и т.п. В любом случае затрудняется процесс обучения, воспитания. Необходимо понимать важность оценки для ребёнка, особенно для подростка, т.к. она становится показателем и мерой собственных достижений и преодоления трудностей как в учебной деятельности, так и в любой другой. Следует помнить о том, что «одно неосторожное слово, один непродуманный шаг педагога могут надломить ребенка так, что потом не помогут никакие воспитательные ухищрения». (А.С.Белкин. Ситуация успеха. Как ее создать. Москва. 1991). Какие же способы выбирают педагоги и психологи для оценочного взаимодействия между участниками учебно-воспитательного процесса? Психологи, в частности, А.Г. Ковалев, предлагают следующие правила оценки личности:
Наиболее целесообразны:
Прямая (с названием фамилии) и косвенная (без указания имени) оценки эффективны, если:
И в первом, и во втором случаях ученики будут благодарны вам за справедливую оценку. |
© 2017, Задыляк Любомира Михайловна 385