СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Готовим ребёнка к школе. С какими проблемами может столкнуться ребёнок-первоклассник в школе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Скоро ваш ребенок выйдет из детского сада. Следующая ступенька в жизни ребенка - школа. Как правильно подготовить будущего ученика к этому важному событию? Прежде всего нужно сформировать определенные знания и речь, которыми он должен овладеть до того, как пойдет в 1-ый класс.

Для того, чтобы процесс адаптации в школе проходил легче у детей, к началу школьного обучения д.б. сформированы:

  • высшие психические функции (внимание, память, мышление, восприятие); правильное звукопроизношение;
  • представление о звуковой системе звука (умение различать звуки на слух (фонематический слух);
  • умение определять 1-ый, 2-ой, 3-ий и т.д. звук в слове (фонематический анализ);
  • умение самостоятельно придумывать слова на заданный звук (фонематические представления);
  • не путайте буквы со звуком, звук – это то, что мы слышим, а буква – это то, что мы пишем;
  • д. б. развита мелкая моторика кистей рук;
  • умение ориентироваться в собственном теле и окружающем пространстве (право, лево, верх, низ);
  • достаточно д.б. развит кругозор (дни недели, времена года, месяцы, классификация и т.д.).

Если ребенок устной речью овладел до школы, письменной речью ему еще только предстоит овладеть. Проблема с почерком – довольно распространённая в начальной школе. Обучение письму – сложный вид работы для любого малыша.

Исследования показали, что в начале обучения на уроке письма первоклассники испытывают физ-ие и псих-ие нагрузки такого же уровня, что и космонавты с момент старта.

Навыки письма вообще формируются позже, чем умения читать или считать. Затруднения возникают, если у ребенка недостаточно развита мелкая моторика. Что делать в этом случае? Заведите специальную тетрадь для упражнений, по которой ребенок б. следить за своими успехами. Подбирайте интересные и забавные задания, развивающие зрительно-моторную коррекцию. Например прочерти карандашом путь между героями, обведи рисунок, соедини точки и т. д. Но есть и более серьезные нарушения, когда школьнику трудно овладеть чтением и письмом (дислексия, дисграфия). Дети с такими нарушениями допускают ошибки при чтении: пропускают буквы, добавляют не нужные, искажают звучание слов, скорость чтения у них не высокая, меняют буквы местами иногда пропускают начальные слоги слов. Часто страдает способность четко воспринимать на слух определенные звуки и изолировать их в собственной речи, при чтении и письме. Нарушается при этом возможность различения близких звуков: Б-П, Д-Т, К-Г, С-З, Ж-Ш. Поэтому эти дети не охотно выполняют задания по русскому языку: пересказ, чтение, изложение – все эти виды работ не даются.

При дисграфии дети с трудом овладевают письмом: их диктанты, выполненные ими упражнения содержат множество грамматических ошибок. Они не используют заглавные буквы, знаки препинания, у них плохой почерк. У детей с дисграфией отдельные буквы неверно ориентированы в пространстве. Они путают похожие по начертанию буквы: З и Э, Р и Ь. Они могут не обратить внимание на лишнюю палочку в букве Ш или крючок в Щ.

Нарушение встречается у мальчиков чаще в 3-4 раза, чем у девочек.

Чтобы понять механизм развитие дислексии, начну из далека. Известно, что мы обладаем по крайней мере 3-мя видами слуха: первый слух- физический. Он позволяет нам различать шум листьев, машины, жужание пчелы и т. д., вторая разновидность- музыкальный слух. Благодаря ему мы можем наслаждаться мелодией любимой песни и прекрасной музыкой великих композиторов, третий вид- речевой слух. Можно обладать хорошим музыкальным и очень неважным речевым слухом. Последний позволяет понимать речь, улавливать тончайшие оттенки сказанного, отличать один звук от другого. При недостаточности речевого слуха не различаются схожие звучания, обращенная речь воспринимается искаженно. Если у ребенка нарушен речевой слух то, понятно, ему очень сложно научиться читать и писать. В самом деле, как он м. читать если не четко слышит звучащую речь?

Овладеть письмом он также не в состоянии, т. к. не знает, какой звук обозначает та или иная буква. Задача осложняется еще и тем, что ребенок д. правильно уловить определенный звук и представить его в виде знака (буквы) в быстром потоке воспринимаемой им речи. Поэтому обучение грамоте ребенка с дефектным речевым слухом-сложная проблема. А учить надо потому, что искожение одного-двух звуков меняет смысл слова. Сравните, к примеру, слова «дочка-точка, уголь-угол, палка-балка». Замена глухих звуков-звонким, твердых- мягким, шипящих-свистящим, придает слову новое содержание.

Наряду с речевым (фонетическим) слухом люди обладают особым зрением на буквы. Просто видеть окружающий мир деревья, людей, различные предметы недостаточно для овладения письмом. Необходимо обладать зрением на буквы, позволяющим запомнить и воспроизвести их очертания.

Для полноценного обучения ребенок д. иметь удовлетворительное интеллектуальное развитие, речевой слух и особое зрение на буквы. Иначе успешно овладеть чтением и письмом он не сможет.

Очень распространено «зеркальное письмо» - это когда буквы перевернуты, написаны в обратную сторону- как при изображении в зеркале. Например С-З, Ч-Р пишут в другую сторону. Зеркальное письмо наблюдается при несформированности пространственной ориентировки.

Рекомендации родителям по развитию правильных речевых навыков.

Чтобы ребенок умел слышать учителя, обращайте внимание на то, как он понимает ваши словесные инструкции и требования. Старайтесь выражать их четко, не многословно, доброжелательно и спокойно. Ваши требования д. б. посильны для ребенка. В любой ситуации не пугайте ребенка трудностями в школе. В собственной речи четко проговаривайте окончания слов, дайте возможность ребенку услышать изменения окончания слов в различных контекстах, правильно употреблять грамматические формы и т. д. Например: эта книга, нет книги, ищу книгу, думаю о книге и т. д. Обращать внимание детей на смыслообразующие элементы речевой системы. Привлечь внимание ребенка к правильному пониманию и употреблению пространственных предлогов, особенно сложных предлогов из-за, из-под. Совершенствуйте грамматический строй речи используя речевые игры. Например: у меня синий шар, а у тебя желтое яблоко, синяя машина, 4 красных яблока, 6 красных яблок, 6 воздушных шаров.

Обращайте внимание ребенка на процесс приготовления пищи, её качества, состав, продукты из которых готовится блюдо. Например: как готовим: жарим, варим, печём; вкусовые качества: вкусная, сладкая, горячая, соленая, кислая; цвет: желтый, зеленый, красный.

Неоценима роль любимых игрушек в развитии ребенка, в том числе в формировании связной речи. Составление коротких предложений, составление маленьких рассказов.

Конечно, будущему первоклашке б. не легко привыкать к новой жизненной ситуации, но все же не освобождайте его от дел по дому. Привлекайте ребенка к уборке, мытью посуды и т. д. Только так он будет гармонично развиваться.

Постарайтесь достижения ребенка не сравнивать ни со своими достижениями, ни с достижениями старших детей, ни с достижениями одноклассников. Это очень трудно, но по крайней мере, постарайтесь не озвучивать эти сравнения при ребенке, даже если они в его пользу.

Самое главное, что вы должны оставаться для вашего ребенка любящим и понимающим родителем. Для успеха любого дела главное-доверительные отношения. Ваша любовь, терпение, ваши теперешние учебные навыки будут служить гарантом уверенного продвижения в учёбе для вашего ребенка.

И помните, что по сути, не важно как будет учиться ребенок. Ведь вы любите его не за хорошее поведение и оценки, а просто за то, что он существует. УДАЧИ ВАМ!

Категория: Логопедия
21.02.2022 09:07


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!