СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Глобальные природные символы в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». (2)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Гроза

«Грозы проносятся по страницам романа. Московские грозы, в которых родился Воланд, в которых соткался древний Ершалаим и эта мечта о бессмертии и возмездии», – пишет Л. Яновская22.

В религиях многих народов гроза означала Божье могущество. Удар молнии, раскаты грома – символы, несущие и разрушительное, и созидательное начало, ассоциировались с оплодотворяющей силой, а также с возмездием и правосудием. Думается, что Булгаков наделяет грозу в романе и иными значениями.

В романе три грозы, из которых две происходят в Москве.

Первый удар грома провозгласил начало справедливого наказания, осуществляемого нечистой силой. Эта гроза не так страшна, как последующие, и более достоверна, реальна в своём конкретном воплощении: «…вода с грохотом и воем низвергалась в канализационные отверстия, всюду пузырилось, вздувались волны, с крыш хлестало мимо труб, из подворотен бежали пенные потоки»[123]. Однако символическое её наполнение очевидно: грозой уносит с московских улиц не только пыль тротуаров и шоссе, но и грязь человеческих душ, заражённых жаждой наживы, карьеризмом, обезображенных злом. Свита Воланда выполняет свою очистительную функцию вместе с грозой.

Эта же гроза подготавливает Ивана к новому восприятию мира, к перерождению: «К тому времени, как появилась издалека пугающая туча с дымящимися краями и накрыла бор и дунул ветер, Иван почувствовал, что обессилел, что с заявлением ему не совладать, не стал поднимать разлетевшихся листков и тихо и горько заплакал»[125]. Предгрозовой ветер сдувает листки, словно отрицая, перечёркивая ординарное мышление Ивана. Поэт и сам предчувствует изменения, потому не продолжает своих попыток написать заявление.

Вторая по счёту гроза происходит в Ершалаиме и по своему сюжетному значению она самая важная.

«Гроза начнется позже, к вечеру», – говорит Иешуа Га-Ноцри[37]. «Сегодня душно, где-то идёт гроза», – словно откликается первосвященник Каифа[47]. И она, предсказанная столь разными людьми, приходит. Грозовая туча проглотила солнце, поднимаясь грозно и неуклонно. «Края её уже вскипали белой пеной, чёрное дымное брюхо отсвечивало жёлтым. Туча ворчала, и из неё время от времени вываливались огненные нити»[188]. Б. Соколов отмечает, что в романе очень важна цветовая символика. Чёрное и жёлтое – цвета тревожные, вестники несчастья. А. Минаков пишет, что чёрно-жёлтая грозовая туча символизирует смерть23. Гроза происходит в момент смерти Иешуа и знаменует собой вселенскую катастрофу. Не случайно погубивший бродячего философа Понтий Пилат воспринимает грозу так мучительно остро: «…Лишь только дымное чёрное варево распарывал огонь, из кромешной тьмы взлетала вверх великая глыба храма со сверкающим чешуйчатым покровом. Но он угасал во мгновенье, и храм погружался в тёмную бездну. Несколько раз он выскакивал из неё и опять проваливался, и каждый раз этот провал сопровождался грохотом катастрофы»[303]. Вселенская катастрофа сопрягается с катастрофой в душе Пилата.

Б. Соколов пишет, что при создании картины грозы в Ершалаиме Булгаков выписал то место из книги Д. Штрауса «Жизнь Иисуса», где говорилось, что «причиной тьмы, которую один Лука определяет более точным образом как затмение солнца, не могло быть естественное затмение: в то время было пасхальное полнолуние… Таким образом, подтверждалось, что причиной затмения была скорее всего грозовая туча…»24. Булгаков, основываясь на реальных фактах, создаёт величественную и страшную картину Апокалипсиса: «Тьма, пришедшая со Средиземного моря, накрыла ненавидимый прокуратором город. Исчезли висячие мосты, соединяющие храм со страшной Антониевой башней, опустилась с неба бездна и залила крылатых богов над гипподромом, Хасмонейский дворец с бойницами, базары, караван-сараи, переулки, пруды… Пропал Ершалаим – великий город, как будто не существовал на свете»[303]. Это описание перекликается с последней московской грозой в романе: «Эта тьма, пришедшая с запада, накрыла громадный город. Исчезли мосты, дворцы. Всё пропало, как будто этого никогда не было на свете»[366]. Однако в московских главах описание грозы менее эффектно, не столь сокрушительно величественно. В то же время здесь Булгаков выходит на более широкий круг обобщений: если в первом случае «пропал Ершалаим», то во втором – «всё пропало». Мотив Апокалипсиса, который проходит через все глобальные природные символы, в грозе воплощается наиболее полно.

Гроза в романе происходит на переломе дня в ночь, это словно ворота в царство тьмы. Через них и уходят мастер и Маргарита, чтобы получить вечный покой. «Гроза – знак слияния огня и тьмы, карающая и благая одновременно», она «связана непосредственно с преисподней, через которую должен пройти человек, жаждущий освободиться от оков»25. Находясь на стыке солнца и луны, гроза каждый раз завершает определенный этап в жизни героев романа.

Первая, московская, гроза подводит итог существованию Ивана Бездомного как члена МАССОЛИТа, сочинителя бездарных стихов и способствует появлению «нового», талантливого, одержимого «Понтием Пилатом» Иванушки. Вторая гроза, ершалаимская, которую можно сопоставить с вселенской катастрофой, знаменует завершение земного пути Иешуа, трагический финал его физического существования. Одновременно она знак душевного переворота, происшедшего с Понтием Пилатом, который осознаёт всю тяжесть своей вины за смерть бродячего философа. Третья гроза, последняя, довершает всё, что нужно довершить: подводит итог земной жизни мастера и Маргариты, передаёт Ивану от мастера романную, т.е. творческую, эстафету. Эта гроза – символ перехода в инобытие.

Грозы в романе явно тяготеют к нечистой силе, князю Тьмы. Ведь Воланд в своём итоговом обличье – чёрная туча, глыба мрака. Он порождён грозой, именно ему принадлежит её колдовская сила. Гроза в романе – это и справедливый суд, и награда за любовь и верность, и ворота в иной мир, и символ вселенской катастрофы.

Действие в романе развивается по спирали, и гроза оформляет конец каждого витка, выводя героев романа на следующий этап уже преображёнными, существующими в новом статусе. Началом романа правит солнце, нагнетая тяжёлые и мрачные настроения (это эпизоды встречи Воланда и литераторов, допрос Иешуа, саморазоблачение Рюхина, казнь и др.); «солнечные» эпизоды в конце романа усиливают его апокалипсическое звучание. Центр же произведения отдан луне, «лунные» эпизоды занимают виток, на котором происходят основные события (раздвоение Ивана и явление мастера, преображение Маргариты и бал ста королей, убийство Иуды и раскаяние Пилата). Здесь сосредоточена философская квинтэссенция романа, мысли Булгакова о добре и зле, свете и тьме, трусости и верности, любви и смерти. Мысль о творчестве как спасении раскрывается в финале, поглощаемом лунным наводнением. Герои романа, начиная свой путь при солнце и проходя через грозовые ворота, уходят в лунный мир, который дарит им покой и творчество.

Очень коротко скажем о других романных символах.

Среди локальных природных символов выделяются растения, птицы, животные.

Анализ символики растений (роз, плюща, винограда), птиц (ласточки, воробья, попугаев, совы и ворон), животных (кота, собаки, коней) приводит к выводу, что содержание и соотношение этих локальных символов подтверждает сложившуюся на основе анализа глобальных природных символов концепцию о количественном преобладании апокалипсических мотивов, тёмных сил, с которыми ассоциируются розы, плющ, чёрный кот и кони, воробей и попугаи, сова и вороны. Им противостоят знак творческого начала (виноград), знак спасения (ласточка), символ верности (собака).

Среди символов вещественного мира романа наиболее значимые – символ зеркала; символы одежды героев (плащ, пальто, шапочка, перчатка, хитон, фрак); предметы – предвестники гибели (вино, масло, нож, чаша); атрибуты Воланда (бриллиантовый треугольник, шпага, глобус, медальон в виде жука, изображение чёрного пуделя); атрибуты творчества (лампа, свеча).

Основным сюжетно-композиционным принципом построения романа является зеркальность, поэтому символ зеркала – один из самых ярких. Зеркала в романе неразрывно связаны с появлением и деяниями сил тьмы. Зеркало означает некую дверь, через которую происходит связь реального и потустороннего миров. Так же, как и зеркала, с нечистой силой связаны стёкла, особенно разбитые, а также осколки вообще. Думается, что множество осколков, рассыпанных по роману, наряду с упоминанием разбитых светил – солнца и луны, ещё раз подтверждает мысль о возможной гибели мира, его хрупкости, бренности.

Среди многочисленных одеяний героев особую символическую функцию несёт плащ (или пальто): белый, с кровавым подбоем плащ прокуратора, траурный, подбитый огненной материей плащ Воланда, чёрные пальто и плащи мастера и Маргариты. Здесь плащ и знак избранности, и знак отъединённости от окружающего мира, и знак причастности тьме (плащи влюблённых), и знак контраста номинальной чистоты и сущностной кровавой жестокости (плащ Понтия Пилата), разрушения и созидания (плащ Воланда). Похожее по форме, но разительно контрастное по цвету одеяние Иешуа (голубой хитон) – знак устремлённой в вечность истины.

И на этом уровне мы видим преобладание тёмных, трагических, зловещих начал, что подтверждается преобладанием в романе и предметов-предвестников гибели (нож, вино, масло), которые выступают как орудия тьмы, несут боль, страдания, неразрывно связаны с кровью; и многочисленных атрибутов Воланда (шпага, глобус, треугольник, изображение чёрного пуделя, жук-скарабей), подчёркивающих могущество князя Тьмы. На уровне вещественных символов единственной альтернативой зловещим знакам господства тёмных сил выступает горящая свеча – символ вдохновения, творчества, прозрения, а, следовательно, и преодоления тьмы.

«Там, где нельзя дать предметы, рождаются символы для выражения иносказательного, неизречённого путём соответствий между внешним миром и миром наших мечтаний; при этом видимый предмет, посредством которого художник выражает свои идеи и неясные настроения, не только есть нечто, но и означает нечто, понятое, как нечто иное, стоящее вне его сущности, но связанное с ним больше, чем простая ассоциация. Пользуясь символикой, художник не показывает вещи, а лишь намекает на них, заставляет угадывать смысл неясного. Символы – это только вехи, поставленные художником для нашей мысли»26.

_____________

1 Булгаков М. А. Мастер и Маргарита. М.: Современник, 1988. С. 19. В дальнейшем ссылки на это издание даются в тексте статьи.

2 Лакшин В. Я. Пути журнальные. М., 1990. С.221.

3 Ионин Л. Г. Две реальности «Мастера и Маргариты».// Вопросы литературы, 1990, № 2. С. 48.

4 Там же.

5 Бауэр В., Дюмотц И., Головин С. Энциклопедия символов. М.,1995. С. 90.

6 Лакшин В. Я. Указ. изд. С. 221.

7 Менглинова Л. Б. Гротеск в романе «Мастер и Маргарита».// Творчество Михаила Булгакова: Сб. статей. Томск, 1991. С. 60.

8 Трессидер Дж. Словарь символов. М., 1999. С. 203.

9 Там же. С. 203.

10 Крючков В. «Он не заслужил света, он заслужил покой…» // Литература в школе, № 2, 1998. С. 56.

11 Петровский М. Смех под знаком Апокалипсиса. // Вопросы литературы, № 1, 1991. С. 12.

12 Хализев В. Е. Теория литературы. М., 2000. С. 268.

13 Минаков А. В. Указ. изд. С.45.

14 Ребель Г. М. Художественные миры романов Михаила Булгакова. Пермь: ПРИПИТ, 2001. С. 138.

15 Там же. С. 150.

16 Там же. С. 139.

17 Минаков А. В. Указ. изд. С.20.

18 Кузнецова О. Г. Цветосимволика в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита».// В сб. «Возвращённые имена русской литературы». Самара, 1994. С. 155.

19 Минаков А. В. Указ. изд. С. 47.

20 Крючков В. Указ. изд. С. 12

21 Минаков А. В. Указ. изд. С.21.

22 Яновская Л. Творческий путь Михаила Булгакова. Указ. изд. С. 310.

23 Минаков А. В. Указ. изд. С.32.

24 Соколов Б. В. Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Указ. изд. С. 87

25 Минаков А. В. Указ. изд. С.20.

26 Литературная энциклопедия. М.–Л.: 1925. Т. 2.

Ж. Уткина

Источник: http://philolog.pspu.ru/module/magazine/do/mpub_1_23

Категория: Всем учителям
29.01.2017 00:06


© 2017 4071

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!