СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Глобальные природные символы в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». (1)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Роман «Мастер и Маргарита» называют «закатным». Но только ли потому, что это последнее творение великого писателя? Роман начинается и заканчивается на закате. «Однажды весной в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах, появились два гражданина»1. На закате покидают город Воланд и его свита, уводя за собой двух верных влюблённых – Мастера и Маргариту. И постоянно встречающиеся (в 10 главах из 32) закаты, рассветы, жаркие полудни – всё это наталкивает на мысль, что в романе Булгакова солнце, как и луна, заливающая своим светом 12 глав и эпилог, как и гроза, неизменно сопутствующая перелому в судьбах героев и переходу повествования в новое качество, – не просто природные явления и «эффектные декорации»2. Это нечто большее, это – символы.

Каким же образом природные явления приобретают символическое значение? Л. Г. Ионин пишет: «Одни и те же факты в рамках какой-либо из сфер реальности (понимаемых как сферы опыта) могут трактоваться либо как знаки, либо как символы. В первом случае они входят в целостную систему, понимаемую как отдельная сфера реальности, конечная область значений; во втором – выводят за пределы этой системы, указывают на иную, трансцендентную по отношению к ней реальность»3. Таким образом, когда события и явления рассматриваются в своём привычном, общепринятом статусе, они входят в знаковую систему повседневности, т.е. «нормализуются», а в художественном тексте представляют собой подробности, живописующие детали, которые сами по себе могут и не запоминаться, но содействуют созданию некоего образа, картины. Если же соответствующие «факты слишком настойчиво заявляют о своей необходимости, если они оказываются слишком реальными, если их не удается нормализовать и отбросить в сторону, тогда их приходиться интегрировать как указание на нечто иное, чем повседневность, т.е. на какую-то иную смысловую среду»4. С нашей точки зрения, явления природы в романе выступают не только как пейзажный фон, но и как знаки иной, трансцендентной реальности, что и даёт основание трактовать их как символы.

Солнце

Обратимся непосредственно к тексту. Солнце, раскалив Москву, валится за Садовое кольцо, на скамейке возле Патриарших прудов беседуют два литератора, в парке нет ни души, атмосфера странная, тревожная… Что она предвещает? В аллее показался первый человек, но это не праздный гуляющий гражданин, а сам всемогущий дьявол, встреча с которым перевернёт жизнь каждого из героев романа. Нельзя не заметить странную и, на первый взгляд, неявную связь: сатана появился в аллее тогда, когда Берлиоз рассказывал Ивану про ацтекского бога Вицлипуцли. И, словно невзначай, дана характеристика солнца: «изломанное и навсегда уходящее от Михаила Александровича»[23]. Булгаков, несомненно, знал о том, что «религия ацтеков – культ солнца, его изображение – доминирующий мотив их искусства»5. Но если ацтеки видели в солнце воплощение гармонии, жизнеутверждающего начала, то булгаковское солнце несет в себе противоположный смысл – оно предвещает смерть.

Солнце сжигает не только Москву, но и Ершалаим. Ранним утром во дворце прокуратора нет свежести и прохлады, всё заполняет удушающий запах розового масла. Этим утром Понтий Пилат совершит свой самый тяжкий грех, за который ему придётся расплачиваться тысячелетиями. Сейчас он испытывает только физическую боль, но после вынесения приговора к ней прибавится и боль душевная. Могущественный прокуратор Иудеи не смог противостоять первосвященнику Каифе, испугался за себя, за своё положение, осудил на смерть невиновного. Да, трусость – самый страшный порок.

Иешуа, в отличие от Пилата, не трус. Ему «легко и приятно» говорить правду, он бесстрашно игнорирует тревожные сигналы прокуратора и охотно высказывает свои мысли о царстве истины, о власти, о состоянии самого Пилата. Солнце присутствует во время их разговора как немой свидетель тайной трусости Пилата и простодушного бесстрашия Иешуа. И обоим, несмотря на их противоположные позиции, оно предвещает муки: Иешуа – физические, Пилату – душевные. Солнце освещает разговор с Каифой, который подталкивает Пилата к преступлению: «Прокуратор /…/ увидел, что раскалённый шар почти над самой его головою, а тень Каифы совсем съёжилась…»[49]. Вынесение приговора – солнечная кульминация для Пилата. В этот значимый в судьбе прокуратора момент «солнце, зазвенев, лопнуло над ним и залило ему огнём уши. В этом огне бушевали рев, визги, стоны, хохот и свист»[52]. Солнце сопровождает Иешуа во время крестного пути «как излучение жаркой и опаляющей реальности»6. Под лучами палящего солнца беззащитный правдолюбец и философ гибнет на кресте. Казнь свершается при беспощадном свете солнца.

Л. Менглинова разделила роман на две сферы влияния: одна из них, как полагает исследователь, принадлежит Богу и освещается солнцем, другая – дьяволу, его светило – луна. «Солнце символизирует жизнь, истину, добро, это символ Бога, небесной высоты, подлинного света. Поэтому оно не случайно является постоянным спутником Иешуа»7 – пишет она. Действительно, солнце намекает на трансцендентную реальность Бога, но освещает оно такие события, которые приводят к мысли об ином наполнении этого символа. Помимо приведённых выше примеров, укажем ещё на некоторые моменты.

Солнце незаметно присутствует во всех картинах разоблачения и наказания москвичей, начиная с эпизода профессионального крушения бездарного поэта Рюхина, который осознаёт всю никчёмность своего существования именно на рассвете, и заканчивая проделками Коровьева и Бегемота, происходящими на закате (посещение Торгсина и Дома Грибоедова). Пёстрой чередой проходят перед нами типы москвичей: директор Варьете Степа Лиходеев, председатель домоуправления Никанор Иванович Босой, дядя Берлиоза Поплавский, буфетчик Соков, профессор Кузьмин, сиреневый иностранец, посетители ресторана Грибоедова. В каждом из них свита Воланда разоблачает какой-нибудь порок: пьянство, взяточничество, лицемерие, жадность, надменность, самолюбование, лживость, тягу к сплетням и т.д. Солнце высвечивает грязь человеческих душ, а свита Воланда наказывает этих бездушных грешников. Разоблачения, которые происходят на сеансе чёрной магии, тоже можно отнести к разряду «солнечных». В описании сеанса есть немаловажная деталь, которая даёт основание для такого вывода: «…в паутине трапеций под куполом, как солнце, зажглись белые шары»[128]. Необходимо заметить, что, по сравнению с теми разоблачениями, которые происходят при луне, «солнечные» имеют более сниженный, пародийный характер.

Однако солнце в романе имеет и ещё одну функцию, связанную с мастером и Маргаритой. Оно благословляет их любовь: «Майское солнце светило нам», – вспоминает мастер; «Маргарита щурилась на яркое солнце, вспоминала свой сегодняшний сон, вспоминала, как ровно год, день в день и час в час, на этой же самой скамье она сидела рядом с ним»[228]. Весть о том, что мастер жив и она может спасти его, приносит ей Азазелло и свидетелем их разговора является дневное светило. « Я погибаю из-за любви! – И, стукнув себя в грудь, Маргарита глянула на солнце»[235].

Таким образом, солнце не только освещает разоблачения людских пороков, но и благословляет тех, кто любит искренне и глубоко. Не случайно мастер и Маргарита покидают город на закате, а в Вечном приюте их встречает рассвет.

Тем не менее, в романе в целом солнце не несёт положительной энергии. «Изломанное и навсегда уходящее»[23]; «безжалостный солнцепёк»[36]; «солнце, с какой-то необыкновенной яростью сжигавшее Ершалаим»[45]; «раскалённый шар»[52]; «солнце, зазвенев, лопнуло над ним и залило ему огнём уши»[52]; «адская жара»[181]; «жар невыносим»[181]; «солнце сожгло толпу»[182]; «изломанное ослепительное солнце»[362]; «ломаное солнце, сверкающее в тысячах окон»[384]; «разбитое вдребезги солнце в стекле»[385]; «потухло сломанное солнце в стекле» [378] – таким предстаёт перед нами солнце в романе «Мастер и Маргарита». Солнце, по традиции, источник жизни, в романе Булгакова безжалостно, жестоко, это вестник смерти. Материализацией солнечной зловещей энергии становятся пожары, полыхающие на страницах романа. Горят нехорошая квартира, дом Грибоедова, Торгсин. С одной стороны, это огонь очистительный, сметающий с лица земли притоны пороков и грехов, с другой стороны, апокалипсические мотивы романа получают здесь наиболее яркое выражение – город гибнет в адском огне. Горит и подвальчик мастера, но это огонь, поглощающий страдание, прежнюю жизнь, это сожжение земного следа. К апокалипсическим мотивам относится и мотив разбитого, расколотого солнца: мир, где нет солнца, не может существовать. Думается, что именно прообраз возможной гибели человеческой вселенной символизируют разбитое вдребезги солнце и полыхающие пожары. Добавим к этому, что, так как в романе солнце намекает на трансцендентную реальность Бога, сломанное светило олицетворяет собой неверие. Собственный (и всеобщий) атеизм не раз подчёркивает Берлиоз в беседе с Воландом и в результате получает вечную тьму небытия. Гибель Берлиоза содержит намёк на возможную гибель человечества в целом за его неверие и пороки. Булгаков показывает в своём романе, что со времён Иисуса Христа (Ершалаим) и до сего дня (Москва 30-х годов) человечество внутренне не изменилось к лучшему и не очень склонно к существенным изменениям, о чём свидетельствует эпилог романа, а это несёт ему угрозу погружения в вечную тьму. Символ разбитого солнца, связывающий времена, как нам кажется, намекает на это.

Луна

Если читатель, приобщившийся к роману «Мастер и Маргарита» впервые, мог не заметить его «солнечную» сторону, то лунные потоки, заливающие страницы книги, он вряд ли оставил без внимания. Булгаков, используя этот символ в своём произведении, учитывал его древнейшее происхождение и многогранный смысл. Со времён зарождения человечества луна имела большое значение в жизни людей. Её свет был важен для ночной охоты; на основе лунных фаз были изобретены первые календари. Отчасти этим объясняется распространённость и мощь лунных культов и лунного символизма. «Луна для древних людей означала изобилие, циклическое обновление, бессмертие. Трёхдневное отсутствие луны на небе, а затем её новое появление сделали луну символом перехода от жизни к смерти и от смерти вновь к жизни»8, – пишет Дж. Трессидер.

В романе Булгакова важные события происходят в ночь пасхального полнолуния. Трессидер отмечает, что «полная луна делит символику с кругом как знак цельности и совершенства»9. Это традиционная трактовка символа полной луны, и интересно рассмотреть, отвечает ли ей булгаковская луна.

Лунные ночи в романе принадлежат князю Тьмы, там царят его деяния. Если следовать христианской концепции, то сатана – это искуситель, падший ангел, который толкает людей на преступления, совращает и соблазняет. Но сатана Булгакова – не просто чёрт, это – «необходимый элемент модели мира»10. Ведомство Воланда занимается не искушением и совращением невинных душ, во всяком случае, не это его главная миссия в романе Булгакова, а, напротив, проверка человеческих душ на чистоту и нравственность. Дьявол жестоко наказывает тех, кто не несёт в себе добра и любви, и в то же время щадит и спасает любящие грешные души.

Лунный свет пронизывает и древние, и современные события. «Зыбкая лунная дорожка связывает миры», – отмечает М. Петровский11. «Этот свет, так или иначе, «задевает» ряд персонажей романа. Он связан прежде всего с представлениями о мучениях совести – с обликом и судьбой испугавшегося за свою «карьеру» Понтия Пилата», – пишет В. Е. Хализев12. Действительно, мучения Пилата напрямую связаны с лунным светом, который указывает прокуратору на неминуемую гибель: «прокуратор всё силился понять, в чём причина его душевных мучений. И быстро он понял это, но постарался обмануть себя. Ему ясно было, что сегодня днём он что-то безвозвратно упустил, и теперь он упущенное хочет исправить какими-то мелкими и ничтожными, а главное, запоздавшими действиями»[314]. И позже, в своём фантастическом сне о прогулке по лунной дороге вместе с бродячим философом, Понтий Пилат согласен на всё, чтобы «спасти от казни решительно ни в чём не виноватого безумного мечтателя и врача»[323]. Но невозможно повернуть время вспять, и двенадцать тысяч лун будет терзаться угрызениями совести пятый прокуратор Иудеи Понтий Пилат, пока не получит прощения.

Луна сопутствует и другому виновнику гибели Иешуа – Иуде из Кириафа. «Лампада луны» освещает его путь к Гефсиманским садам: «Дорога вела в гору, Иуда поднимался, тяжело дыша, по временам попадая в узорчатые лунные ковры…»[320]. А. Минаков отмечает, что, когда «Иуда идёт навстречу своей смерти»13, именно луна является вестником гибели.

Но не только прокуратора и Иуду «задевает», облачает лунный свет. Мастер, главный герой романа, всегда является читателю «в лунном одеянии». Гений, угадавший далёкие ершалаимские события, он весь отдан потустороннему миру Воланда. И именно сатана возрождает мастера – не для света, но для покоя.

С мастером неразрывно и таинственно связан другой герой романа, Иван Бездомный. Луна и незримо, неотлучно сопутствующий ему Воланд способствуют перерождению Ивана: попав в сумасшедший дом, он осознаёт всю нелепость своего прежнего существования и становится новым человеком. Поэтому ему открывается далёкий Ершалаим, поэтому к нему каждую весну приходит один и тот же сон: по широкой лунной дороге идут неразлучные двое: один в белом плаще с кровавым подбоем, другой – в разорванном голубом хитоне. Ивану только раз в году открывается тайное знание, и тогда «лунный путь вскипает, из него начинает хлестать лунная река и разливается во все стороны. Луна властвует и играет, луна танцует и шалит. Тогда в потоке складывается непомерной красоты женщина и выводит к Ивану за руку пугливо озирающегося обросшего бородой человека»[397]. Лунное наводнение означает открытие истины для Ивана, который на одну ночь становится гением. А наутро вновь погружается в бездарный покой.

В книге Г. М. Ребель «Художественные миры романов Михаила Булгакова» интересно и неординарно трактуется символ луны – «как знак мистического перелома судьбы и символ творческого приобщения к таинственной сути бытия»14 Ивана Бездомного. Мастер – «лунный двойник» поэта, «прямой результат «раздвоения Ивана», его личностный «иновариант», на материале судьбы которого «проигрывается и свободный творческий полёт, и неминуемое возмездие за него»15. Луна – «тайная покровительница и союзница»16 Ивана – способствует рождению гениального романа и романтической истории любви мастера и Маргариты.

А. Минаков пишет, что луна «знаменует присутствие сил тьмы»17 и почти всегда связана с зелёным цветом. «Зелёный цвет у Булгакова является символом коварства, колдовства, опасности»18, – отмечает и О. Кузнецова. «Сквозь слабо покрытые зеленью ветви клёна» видит луну Римский перед встречей с нечистью; «полная, видная сквозь ветви клёна» луна освещает Маргариту и становится свидетелем её превращения в ведьму.

Лунный мир для Маргариты – это мир фантастики, волшебства. Королева Марго, хозяйка бала ста королей, «невеста» Воланда и возлюбленная мастера, Маргарита из чуть косящей на один глаз ведьмы становится «непомерной красоты» женщиной.

Картины сказочного ночного полёта, когда толстомордые лягушки играют марш, прозрачные русалки и нагие ведьмы танцуют на речном берегу, ни на минуту не перестают освещаться луной. А. Минаков считает, что общая символика шабаша – русалки, лягушки, луна, река – «связана именно со стадией Nigredo (почернения), и каждый из символов обозначает одновременно и смерть, и будущее воскресение Маргариты»19. Однако луна выступает и как символ призрачности, нереальности этого мира. Маргарита чувствует, что этот покинутый ею берег реки она больше никогда не увидит и больше ей не придётся испытать волшебное чувство полёта.

Следующий за этим бал весеннего полнолуния околдовывает своим размахом, поистине королевским великолепием. Маргарита видит тропический лес, колонны тюльпанов и роз, белых медведей, фокусника-саламандру, слышит, как играет оркестр. Но под конец «толпы гостей стали терять свой облик. И фрачники и женщины рассыпались в прах. Тление /…/ охватило зал, над ним потёк запах склепа. Колонны распались, угасли огни, всё съёжилось, и не стало никаких фонтанов, тюльпанов и камелий»[280]. Мир бала – это тоже призрачный мир, который рассыпается в прах при крике петуха, но возрождается на следующую ночь. И луна выступает символом этого тлена и возрождения.

Исчезли гости, украшения, залы, но Воланд и его свита остались. «На пол лёг зеленоватый платок ночного света»[289] – и мастер вернулся к своей возлюбленной; ещё несколько мгновений – и оба они оказались в подвале маленького домика. «Ничто не исчезало, всесильный Воланд был действительно всесилен…»[302].

Тихое счастье в подвальчике не могло быть финалом. Булгакову важно восстановить справедливость в мире, представить всех в настоящем обличье, а влюблённых наградить покоем. Это делает Воланд при обманчивом, таинственном, мистическом свете луны. Последний полёт в лунном свете, когда срываются маски, логически завершает роман.

В. Крючков пишет: «Лунный свет – люциферический, обманный, неистинный свет»20. Это так и одновременно не так. Во время последнего полёта лунный свет снимает с героев маски, обнажая их истинную сущность. «Ночь густела, летела рядом, хватала скачущих за плащи и, содрав их с плеч, разоблачала обманы. И когда Маргарита /…/ открывала глаза, она видела, как меняется облик всех летящих к своей цели. Когда же навстречу им из-за края леса начала выходить багровая и полная луна, все обманы исчезли, свалилась в болото, утонула в тумане колдовская нестойкая одежда»[381]. Луна выступает как символ истины, правды, которая принадлежит Воланду. Он открывает её только тем, кто заслужил это.

Таким образом, содержание символа луны в романе неоднозначно: «с одной стороны, она тревожный предвестник гибели, а с другой – знаменует собой катарсистическое разрешение трагедии»21.

Описание лунных ночей в романе дано более развёрнуто, нежели «солнечных» эпизодов (из 32-х глав луна присутствует в 13-ти). В романе царствует дьявол, ведь именно ему принадлежит ночное светило. Кроме того, преобладание в романе тёмного времени суток опять-таки подталкивает к мысли о глобальном преобладании тьмы, о зыбкости, непрочности и обманчивости света. И тем не менее луна в романе неразрывно связана с творчеством: она неизменно сопутствует мастеру, она способствует духовному преображению Ивана Бездомного, а именно творчество, по Булгакову, единственное, что может спасти человечество от тьмы небытия. Поэтому лунное наводнение в финале романа смывает все тягостные, мрачные предчувствия конца света, оставляя в итоге мысли о вечности любви, необоримости творческого дерзания и ощущение светлой, а значит, созидательной, а не разрушительной грусти.

Иллюстрация Николая Королёва

Категория: Всем учителям
29.01.2017 00:03


© 2017 3646

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!