СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формулируем цели с помощью метода SMART

Нажмите, чтобы узнать подробности

Метод постановки умных целей. Наверняка, уважаемый коллега, у Вас уже появился вопрос – как избежать всех перечисленных ошибок и сформулировать корректную цель? Как грамотно выстроить процесс целеполагания, чтобы по его завершении мы могли получить законченную формулировку цели, отвечающей всем необходимым требованиям. Отвечу на Ваш вопрос – все это можно сделать, используя технику целеполагания. Сегодня наиболее известна техника или метод SMART (smart – с английского – умный), позволяющий, как раз, сформулировать ясную и конкретную (умную) цель. Суть метода заключается в формулировании цели на основании определенных критериев, использование которых определяет корректность и дееспособность получившейся формулировки. Критерии SMART: S – Specific. Цель должна быть предельно четкой, точной, конкретной, не допускающей ее двойной трактовки. М – Measurable. Цель должна быть измеримой, что предполагает наличие количественных и качественных критериев, достигнув которых, можно быть уверенным в достижении цели. А – Achievable. Цель должна быть достижимой с учетом внешних возможностей и рисков, а также тех ресурсов, которыми располагаете Вы или Ваша команда. R – Relevant. Цель должна быть уместной в изменяемой ситуации, изменения должны соответствовать Вашим потребностям и (или) потребностям Ваших обучающихся. Т – Time-limited. Цель должна быть достигнута в ограниченное время. Точно определите время или период достижения выбранной цели. Давайте на примерах рассмотрим применение критериев умной цели. S – конкретность в формулировке цели. С помощью этого критерия необходимо отразить в формулировке цели, что именно вы хотите достичь: например, «В течение года пройду обучение на трех дистанционных курсах по мультимедиа технологиям, представленным в Моем университете», «Побываю во время летнего отпуска в Эрмитаже», «Встречусь с друзьями в субботу вечером». М – измеримость цели, т.е., введение количественных показателей в формулировку цели. Например, «Возьму на полдник 1 чашку чая, 2 конфеты и одно пирожное», «Пять человек из моего класса вместе с педагогом-руководителем примут участие в конкурсе школьных проектов «Мой класс – моей школе», «На Всероссийской научно-методической конференции «Проектная деятельность в современном образовании» педагоги нашей школы разместят 7 статей». Достижение любой их этих целей очень легко проверить, сравнив достигнутые показатели с указанными в формулировке. А – достижимость, реальность цели для Вас или Ваших обучающихся. «Петя Иванов закончит первую четверть на отлично», «Каждый день буду обещать себе делать зарядку по утрам» :-), «Приобрету и освою учебно-методический комплект «Как разработать школьный проект?». Как видите, для достижения этих целей у Вас и (или) у Ваших обучающихся есть необходимые ресурсы, а существующие условия реально позволяют достичь этих целей. R – то, что Вы хотите сделать, должно быть нужным Вам или тому, для кого Вы собираетесь изменить существующую ситуацию. Например, «Добавлю в цели моих уроков достижение обучающимися метапредметных результатов», «Расскажу своим коллегам о данном электронном курсе», «В выходной схожу с ребенком в кино». Цель может быть маленькая, но даже в этом случае, надо задуматься о ее соответствии удовлетворяемым потребностям. Т – вводя в цель показатели времени, Вы обеспечиваете проверяемость цели еще по одному критерию: «Проверю все тетрадки до 11 часов вечера», «Освою курс «Техника целеполагания» за 7 дней», «Переформулирую цели в конспектах моих уроков к апрелю 2016 года». Казалось бы, простой критерий, но редко используется, хотя имеет очень большое значение. Отсутствие данного критерия позволяет достигать цель бесконечно долго, без всяких гарантий когда-нибудь ее достичь. Коллега, метод умных целей позволяет принципиально изменить формулировки целей Вашей деятельности и наполнить их не только объективным содержанием, но и, что очень важно, новой энергетикой. Хотите, чтобы Ваши цели и цели ваших обучающихся стали настоящими магнитами, притягивающими успех, формулируйте их с помощью метода умных целей. Кроме того, формулируя цель с помощью метода SMART, педагог задумывается об индикаторах, объективно доказывающих достижение цели. Эти индикаторы нужны и педагогу, и обучающемуся, причем, и тот и другой с помощью этих индикаторов должны приходить к аналогичным выводам. Неточные формулировки цели, задач, результатов затрудняют понимание того, что надо сделать. Туманные, размытые, запутанные формулировки целей, недостаточно ясное понимание целей обучающимися, возможное двойное, тройное толкование смысла предлагаемых изменений, действий вызывает прострацию обучающихся, демотивируют их, лишают ориентиров и желания заниматься учебной деятельностью, которая очень быстро замещается более понятными и интересными для детей занятиями. Ясность мысли определяет точность формулировок. Точность формулировок обеспечивает понятность действий. Понятность действий – условие их корректного выполнения. Создайте грамотно поставленными целями благоприятные условия для учебной работы ваших обучающихся. А сейчас, уважаемый коллега, пришло время апробировать изученную технику и сформулировать три умных цели! Т.е. мы незаметно подошли к практике. Используя метод умных целей, сформулируйте три цели по выбранным вами направлениям педагогической деятельности. Запишите их в Ваш рабочий журнал или ноутбук. Пока никуда не отправляйте :-). Успехов, коллега!
23.12.2015 03:57


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!