СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование коммуникативной компетентности младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться. Чем труднее учителю, тем легче ученику. Чем больше будет учитель сам учиться, обдумывать каждый урок и соизмерять с силами ученика, чем больше будет следить за ходом мысли ученика, чем больше вызывать на вопросы и ответы, тем легче будет учиться ученик».

Л. Н. Толстой

В Федеральном компоненте государственного стандарта II поколения подчёркивается необходимость создания качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы. В связи с этим приоритетной становится развивающая функция обучения, которая должна обеспечить:

—становление личности младшего школьника,

—раскрытие его индивидуальных возможностей.

Я работаю над проблемой, очень значимой, на мой взгляд, для современной системы образования: « Формирование коммуникативной компетентности младших школьников».

Считаю эту проблему сегодня очень актуальной, так как нашему обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, обладают чувством ответственности за судьбу страны, за её процветание.

Поэтому школа должна готовить своих учеников к переменам, развивая у них такие качества, как мобильность, динамизм и конструктивность. В связи с этим современные критерии образования требуют от ученика не заучивания какой-то номенклатуры знаний, а способности применять полученные знания на практике, умения пользоваться различными источниками информации и умения общаться.

Как не согласиться со словами Натальи Александровны Морозовой:

«Пусть в школе будущего не будет мертвой тишины на уроках. Каждый ученик может высказать свое мнение, доказать его, поспорить с другими. Зачем разделять обучение и общение?»

Я считаю, что научиться общаться ребенок должен уже на первоначальном этапе обучения. Задача учителя помочь ученику не бояться проблемных ситуаций, получать опыт их решения, развивать в себе любознательность, потребность в познании.

Социальный запрос общества на современном этапе, отражённый в образовательном стандарте, диктует необходимость формирования обучения коммуникативной компетенции. Именно на первоначальном этапе обучения ребёнок должен научиться общаться, не бояться проблемных ситуаций, получить опыт их решения, развить в себе любознательность, потребность в познании.

Многолетний опыт работы, размышления над методикой преподавания и общение с коллегами привели меня к мысли, что есть в нашем труде то, что даётся только опытом.

Но может ли опыт других стать достоянием вновь вступающих на этот путь? И да, и нет.

Никто не сомневается, что личность учителя, его интеллект, манера держаться, говорить, понимать другого, стиль одежды – всё влияет на создание той или иной атмосферы в классе. Однако не меньше ученики ценят профессионализм учителя: умение заинтересовать, глубину знаний и объективность оценки.

Жизнь показывает, что одни и те же дети ведут себя по –разному в разной обстановке, с разными людьми, у разных учителей. Да и от природы дети все разные. Нашему обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, обладают чувством ответственности за судьбу страны, за её процветание. Поэтому школа должна готовить своих учеников к переменам, развивая у них такие качества, как мобильность, динамизм и конструктивность. В связи с этим современные критерии образования требуют от ученика не заучивания какой – то номенклатуры знаний, а способности применять полученные знания на практике, умения пользоваться различными источниками информации и умения общаться.

Важнейшим открытием второй половины 20 века следует считать внедрение в практику воспитание успехом. Ведь успешный ученик – это успешный, интересный человек.

Важным для благополучия внутреннего мира и становления психически здоровой личности ребёнка является его успешность в учёбе.

Условием развития успешности является формирование ключевых компетентностей, одна из которых – коммуникативная.

Проблемами коммуникации и компетентностного подхода в образовании занимались следующие педагоги и психологи: Леонтьев А.Н., Зимняя И.А., Выготский А.С., Лебедев О.В., Шишов С.В., Хуторской А.В.

Коммуникативная компетентность не может быть сформирована вне деятельности, поэтому нужны наиболее продуктивные технологии, формы, методы, направленные на включение учащихся в активную речевую деятельность.

Наиболее эффективными в рамках данного учебно – методического комплекта считаю использование следующих технологий: коммуникативного общения ( Е. Пассова, В.Бим), проблемного обучения (М.И.Махмутов), проектной (А.Полат), игры (И.П.Иванов).

А также нетрадиционных форм урока.

Применение игровой технологии тоже способствует формированию коммуникативной компетентности учащихся.

Занятия строятся таким образом, что каждый ребенок «проживает» различные ситуации, определяя свои способности к лидерству, к поддержке, к творчеству, к убеждению и т. д. Например, игра «Информация в газете» - занятие проходит в форме соревнования. Для работы необходимы вырезки из газет и журналов одинакового объёма. Задание: прочесть вслух 2 небольших газетных материала, соблюдая следующее условие: читать поочередно (по одному абзацу из каждого материала). Затем на память пересказать полный текст каждого отрывка.

Вариант: поочередно читаются предложения, а не абзацы.

Учитель выступает в роли наблюдателя. Чей пересказ окажется ближе к оригиналам? Кто затратит на эту работу меньшее количество времени? Игра помогает вычленять необходимую информацию в разных потоках, а также развивает память, способность к быстрому переключению внимания.

Наряду с известными формами хочется отметить новую форму проведения уроков по окружающему миру. Уроки проводятся в форме заседаний школьного клуба «Мы и окружающий мир» (клуб любителей природы и истории родного края), где докладчиками выступают учащиеся, выполняющие роли героев внешней интриги. Это один из приёмов создания психологически комфортных условий для того, чтобы учащиеся смогли высказать свою точку зрения. Участники этой интриги – сказочные герои и дети, ровесники ученика, обладающие своими характерами и представляющие разные психологические типы и разные способы мышления. Они постоянно обсуждают учебный материал, высказывая разные мнения и обозначая проблему, заключенную в самом материале. Созданная ситуация побуждает ученика присоединиться к одному из них и объяснить свою точку зрения, аргументировать свой выбор.

Становясь членом такого клуба, школьник учится решать целый ряд коммуникативно – практических задач, применяя на практике умение вести предметную переписку, обосновывать свою точку зрения, заполнять конверт и отправлять письма реально существующим учёным (научным работникам, осуществляющим и поддерживающим переписку с детьми).

В своей практике я пытаюсь максимально использовать возможности урока для формирования коммуникативных умений учащихся. Планируя каждый урок, выделяю 3 составляющих:

- коммуникативную деятельность, цель которой состоит в создании общения на уроке;

- развитие коммуникативных способностей учащихся, т.е. развитие склонностей к установлению эффективного общения;

- индивидуальная работа с коммуникабельными детьми и развитие коммуникабельности в остальных, т.е. обучение общительности в процессе обучения;

Чтобы сделать учение интересным, развивать творческую активность и способности детей, необходимо создать в классе такие условия, чтобы ребенок самостоятельно искал путь к знаниям, подходил к решению задач творчески. Сейчас не вызывает сомнения тот факт, что творчеству можно и нужно учить. Чем раньше начинается эта работа, тем существеннее и значительнее результат. При разработке уроков обращаю внимание на логичность и последовательность изложения материала, соблюдая принцип нарастания трудностей от простого к сложному, использую дифференцированный подход к детям в зависимости от уровня развития и индивидуальных особенностей, включаю выполнение творческих заданий на различных этапах урока. Элементы занимательности, игра, использование логических игр и упражнений, вызывает у детей живой интерес к процессу познания, помогает им усвоить учебный материал, развивает творческую активность младших школьников.

Таким образом, задача формирования коммуникативной компетентности эффективно решается на уроках при организации групповой работы, которую я организую уже с 1 класса. Работая в группах, дети начинают лучше понимать друг друга и самих себя; растет самокритичность, дети более точно оценивают свои возможности, лучше себя контролируют. Учащиеся приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе: ответственность, такт, умение строить свое поведение с учетом позиций других. Общение и совместная деятельность в группах укрепляют в младших школьниках чувство самостоятельности, независимости, равноправия, учат их принимать во внимание точку зрения сверстника, координировать его действия со своими действиями, находить общий язык с партнерами по общению. Наблюдения показали, что замечания, и оценки учителя младший школьник воспринимает тревожно и беспокойно, часто это заставляет ребенка волноваться на уроке. Однако когда ребята получали такие замечания от одноклассников, они успешно справлялись не только с текущими заданиями на уроках, но и с контрольными работами, показывая более высокие результаты, чем учащиеся, вступавшие в учебное взаимодействие только с учителем.

Сформированность коммуникативной компетентности раскрываются на уроках, а также и во внеклассной работе: субботники, экскурсии в природу, акции, (например: «Помоги пернатым!»), защита экологических плакатов, викторины, трудовые акции, работа на пришкольном участке, спортивные соревнования, марафоны, классные часы о спорте, здоровом образе жизни, шефство над воспитанниками детского сада, акции «добрых дел». Обсуждение проектов благоустройства школьного двора и обсуждаем их преимущества…

С помощью таких заданий школьники активно включаются в ролевую деятельностную игру, виртуально выполняют функции предметной деятельности людей различных специальностей и роль арбитров собственной продуктивной деятельности.

Таким образом, можно прийти к выводу, что указанные выше формы, методы и приемы работы в рамках УМК «Школа России» способствует формированию одной из ключевых компетентностей – коммуникативной.

Использование ситуаций живого общения на уроках, решение задач исследовательского

характера, постановка проблемных вопросов, активное использование нетрадиционных форм урока развивает не только речь, но и формирует функциональную грамотность учащихся. У учащихся формируется умение пользоваться различными источниками информации и применять полученные знания на практике, что соответствует одному из важнейших требований современного европейского и российского образований.

05.03.2015 16:03


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!