СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование информационной культуры в условиях преподавания информатики

Нажмите, чтобы узнать подробности

I. Введение

XXI век – век информационных технологий. Мы имеем достаточно высокий уровень развития технических средств и наблюдаем их дальнейшее совершенствование довольно быстрыми темпами. На этом фоне в отношении информационной культуры подрастающего поколения можно сказать следующее: с одной стороны подростки даже быстрее взрослых осваивают технические новинки и их новые возможности, с другой стороны, у них формируется потребительское отношение к информации, утрачивается умение анализировать и перерабатывать информацию, изменять форму её представления. Эта ситуация может иметь большие негативные последствия и для самих обучающихся, так и для общества в целом, поскольку в информационном обществе способность человека обрабатывать информацию еще более востребована, чем когда-либо. Возможности и задачи информатики в этом плане занимают особое место: именно здесь необходимо обобщить и систематизировать специфические знания, полученные в разных областях и на этой основе сформировать целостное представление о способах и методах работы с информацией. [1]

В повседневной жизни современные подростки в большей мере имеют дело с информацией в формате мультимедиа. Работа с традиционными формами представления информации: текстом, схемой, таблицей и пр., носит эпизодический характер и связана в основном с учебной деятельностью по отдельным предметам. В связи с этим уровень сформированности навыков её выполнения у большинства обучающихся крайне низкий. Систематическое выполнение работ, связанных с необходимостью преобразования формы представления информации, относящейся к разнообразным сферам деятельности, может способствовать повышению уровня информационной культуры обучающихся.

II. Основная часть

Информационная культура личности - одна из составляющих общей культуры человека; систематизированная совокупность знаний, умений, навыков, обеспечивающая оптимальное осуществление индивидуальной информационной деятельности, направленной на удовлетворение информационных потребностей учащихся, возникающих в ходе учебной, научно-познавательной и иных видов деятельности. [3]

Элементами информационной культуры являются информационная компетентность и информационная грамотность.

Информационная грамотность - это набор умений и навыков, позволяющий находить информацию, критически ее оценивать, выбирать нужную информацию, использовать ее, создавать новую информацию и обмениваться информацией.

Информационная компетентность – это способность использовать информационные и коммуникационные технологии для доступа к информации, для ее поиска, организации, обработки, оценки, а также для продуцирования и передачи/распространения, которая достаточна для того, чтобы успешно жить и трудиться в условиях информационного общества. [4]

Информатика как учебный предмет обладает большим потенциалом для формирования информационной культуры, так как само понятие «информация» является ключевым по отношению ко всему курсу информатики и информационных технологий.

В начале учебного года было проведено исследование уровня информационной культуры среди учащихся 1 курсов колледжа. Ребятам был предложен ряд вопросов на которые они должны были наиболее полно и развёрнуто ответить.

1. Как вы понимаете термин «Информационная культура».

2. Какую роль в вашей жизни играет информация? Почему?

3. Какие источники информации Вы знаете?

4. Какой из источников является для Вас более важным?

5. Считаете ли Вы обязательным наличие компьютера в каждой семье? И для чего?

6. Оцените свой уровень информационной культуры:

а) низкий

б) средний

в) высокий

Результаты анкетирования отражены в диаграмме:

Итоги анкетирования показали:

1. 17% учащихся дали более полное определение термина «Информационная культура».

2. 85% опрошенных считают, что информация играет в их жизни большую роль.

3. 37% учащихся назвали наибольшее количество источников информации.

4. 76% опрошенных считают наиболее важным источником информации телевизор, 56% - компьютер.

5. 93% учащихся считают обязательным наличие компьютера дома, но лишь 36% использовали бы его для учебы.

6. 7% опрошенных считают, что уровень их информационной культуры низкий, 83% - средний и 10% - высокий.

Исходя из полученных результатов, были сделаны выводы: учащиеся не совсем точно понимают смысл понятия «Информационная культура». Одна из причин этого - отсутствие системности в формировании информационной культуры на уроках и недостаточная работа по выявленной проблеме во внеурочной деятельности.

Психолого-педагогические основы формирования информационной культуры учащихся

Содержание информационной культуры проявляется:

  • в умении поиска необходимых данных в различных источниках информации;
  • в способности использовать в своей деятельности компьютерные технологии;
  • в умении выделять в своей деятельности информационные процессы и управлять ими;
  • в овладении основами аналитической переработки информации;
  • в овладении практическими способами работы с различной информацией.

Формирование информационной культуры учащихся - это процесс взаимодействия всех участников учебно-воспитательной системы. Основными направлениями педагогической деятельности по формированию информационной культуры являются:

  • использование новых методов и способов представления, обработки данных (знаний учащихся, их успеваемости, и др.);
  • использование в своей педагогической деятельности более широкого спектра методических материалов и наглядных пособий;
  • использование компьютерных обучающих и контролирующих программ;
  • повышение своей квалификации путем дистанционного обучения;
  • использование для своего профессионального роста и самообразования информационные ресурсы компьютерных сетей.

Составляющие информационно-образовательной среды

  • Учебник - своего рода «навигатор», обеспечивающий выход на другие образовательные ресурсы с помощью которых учащийся «добирает» необходимую информацию, представленную в разных формах в других компонентах учебно-методического комплекта.
  • Рабочая тетрадь-практикум - позволяет учащимся формировать и закреплять знания и умения.
  • Электронное приложение к учебнику - позволяет расширить информационное поле путем вовлечения в учебный процесс широкого набора медиаресурсов, что позволяет задействовать различные способы восприятия информации, способствует развитию познавательной активности учащихся.
  • Сайт интернет-поддержки - среда коммуникации, сотрудничества и взаимопомощи участников образовательного процесса; предназначен для использования учащимися, учителями, методистами, родителями в качестве информационного источника для самообразования и помощи своему ребенку.

Приёмы и методы работы с учащимися по формированию информационной культуры на уроках информатики

Формирование информационной культуры осуществляется через формирование информационной компетентности, которая проходит три уровня развития:

- пропедевтический уровень (понимание, владение основными понятиями);

- базовый уровень (применение по образцу, выполнение задач по образцу);

- профильный уровень (творческое применение, выполнение заданий, для которых надо продемонстрировать нестандартное решение).

В состав общей информационной компетентности входят следующие блоки:

Информационный блок:

· поиск информации в различных источниках; использование различных ресурсов (книг, журналов, электронных пособий, Интернета) для нахождения нужной информации;

· представление информации в структурированном виде, с использованием таблиц, схем, диаграмм и др. способов;

· выбор способов доведения информации до пользователя с учетом возможностей современной техники.

Блок компьютерной и информационной техники:

· объяснение структуры современного ПК и обоснование назначения его основных устройств;

· выбор компьютерной и информационной техники для адекватного решения задач;

· обоснование способов взаимодействия компьютеров с другой техникой, служащей для сбора, хранения, обработки и передачи информации.

Блок операционной системы:

- настройка пользовательского интерфейса Windows;

- работа с файлами;

- знание основных команд;

- использование стандартных программ Windows.

Блок прикладных программ:

- создание и редактирование текстов с рисунками, таблицами, формулами, графиками в редакторе MS Word;

- построение диаграмм и графиков с помощью MS Excel;

- поиск информации в Интернете с использованием различных поисковых систем;

- создание и разработка веб-сайтов, используя редактор визуального веб-конструирования;

- создание и обработка баз данных.

Развитие навыков целенаправленного применения элементов информационной культуры в учебной деятельности происходит следующим образом: использование информационно-поисковых систем, систематизация информации по заданным признакам, извлечение данных и представление их в табличной форме, составление плана информационного сообщения, выбор формы его изложения, видоизменение формы, знаковой системы, носителя информации, установление ассоциативных и практических связей между информационными сообщениями.

Формирование элементов информационной культуры осуществляется через использование соответствующих приёмов и методов обучения.

1. Проблемный метод активно развивает все компоненты информационной культуры, позволяет

  • применить исследовательский подход к учебно-познавательной деятельности,
  • стимулировать ученика на рефлексивное восприятие материала,
  • формировать умение ставить перед собой проблему, сравнивать и выбирать информационный материал, переводить знания, умения и навыки, полученные при изучении информатики, на уровень межпредметных связей и надпредметных понятий.

2. Самостоятельный поиск информации. Работа с дополнительными источниками информации (электронные учебники, видеоуроки, Интернет) позволяет расширить и дополнить теоретический курс современными данными. Но здесь существует опасность своего рода: фактов и сообщений великое множество, зачастую противоречивых, и нужно научить детей критически относиться к любой информации.

3. Анализ содержания и формы представления информации в сообщении одноклассника. Как правило, этот методический прием используется на уроках с целью анализа сообщений, которые содержат научные неточности или ошибки. Этот прием формирует не только предметные знания, но и ценностные отношения к информации, способствует свободной ориентации школьников в информационной среде.

4. Работа с текстом – важный метод работы по развитию критического мышления учащихся. Применяются приёмы выделения в тексте главного, составление на основе текста опорных логических конспектов, схем, выявления причинно-следственных связей, составление систематизирующих таблиц, при этом учащиеся устанавливают взаимосвязи между элементами содержания. При работе с текстом считаю необходимым привлекать информацию из книг, журналов, газет, Интернета, которые помогают ребятам объяснить проблему, рассматриваемую на уроке.

5. Моделирование – представляет собой исследование каких-либо явлений, процессов или систем объектов путем построения и изучения их моделей, а также использование моделей для определения или уточнения способов построения вновь создаваемых объектов. Компьютерное моделирование позволяет научиться решать задачи разными способами: с помощью редакторов, электронных таблиц, систем программирования.

III. Заключение

С целью подтверждения результативности используемых приёмов и методов, были использованы: анкетирование, наблюдение за результатами деятельности учащихся, изучение результатов учебных достижений школьников.

При повторном анкетировании выявлено большее количество детей, понимающих, что такое информационная культура, ребята указывают большее количество источников информации, вырос их уровень информационной культуры и осознание необходимости быть информационно культурным, грамотным человеком.

Таким образом, проведённое анкетирование подтверждает актуальность проблемы формирования информационной культуры школьников.

Показателем результативности формирования информационной культуры являются и результаты обучения по предмету:

  • повысился уровень обученности учащихся, о чем свидетельствуют итоги учебных периодов

  • возрос познавательный интерес к предмету, что подтверждает анкетирование.

Вопрос: "Что вам дала новая организация учебы?"

Анкета «Что дала вам новая организация учебы» была направлена на выявление наиболее значимых для учащихся способов работы с информацией и познавательного интереса.

В современных условиях работа образовательного учреждения и конкретного учителя оценивается по конечному результату, а конечный результат – это качество образования.

Организация особой информационной среды на уроках позволяет учащимся стать информационно компетентными и в будущем включиться в процесс активного формирования и широкомасштабного использования информационных ресурсов, необходимых в любой области их деятельности.

Список использованных источников

  1. Каракозов С.Д. Информационная культура в контексте общей теории культуры личности // Педагогическая информатика. -2000. -№ 2.
  2. Коротеева О.С. Новые образовательные технологии в информационном пространстве/ О.С. Коротеева, Л.В. Хорева //Образовательные технологии.-2008.-№2.-С.64-74.
  3. Медведева Е. А. Основы информационной культуры (программа курса для вузов) // Социс.- 1994, -№ 11.
  4. Минкина В. Информационная культура и способность к рефлексии // Высшее образование в России. -1995. -№ 4.
  5. Мухина В.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов. – М.: Издательский центр «Академия». – 432 с.

Категория: Информатика
03.05.2017 14:36


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!