СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование этнокультурной компетентности педагогов

Нажмите, чтобы узнать подробности

В современном обществе на первое место вышло определение личности как компетентной или некомпетентной, способной или неспособной выполнять профессиональные обязанности творчески. И если говорить об этнокультурной компетентности, то сначала нужно расставить все акценты, т.е.пояснить что же это такое?

Этнокультурная компетентность - это не просто представление об истории и культуре других наций и народностей, это признание этнокультурного разнообразия нормой, обусловленной самой природой человеческого бытия.   Этно-культурно-компетентная личность (как результат функционирования системы образования) - владеет не только этнокультурными знаниями, профессионализмом, высокими моральными качествами, но и способна адекватно действовать в соответствующих ситуациях, используя эти знания, способна взять ответственность за собственную этнокультурную деятельность.

Структурными компонентами этнокультурной компетентности являются:

- личностно-гуманитарная направленность деятельности

- умение интегрировать чужой опыт (способность соотносить собственную этнокультурную деятельность с тем, что разработано на уровне отечественной и мировой этнокультуры;

- умение формировать инновационный опыт, обобщать и передавать другим

- креативность как способ бытия в этнокультуре (желание и умение создавать новую этнокультурную реальность на уровне целей, содержания, технологий и др.).

- способность к рефлексии (сознание, мысли, раздумья над собственными поступками и др.).

При этом все составляющие этнокультурной компетентности взаимосвязаны. Формирование этнокультурной компетентности педагогов обусловливается процессом, в котором происходит преобразование внутренней сущности педагога через познавательную, духовно-практическую деятельность, основанную на системе ценностных ориентаций традиционной культуры, соответствующих природосообразному развитию всех сфер личности: нравственно-волевой, деятельностной, эмоциональной.

Качество образования не может быть сформировано без компетентного, профессионального педагога и администратора, а  этнокультурное образование в школе начинается с этнокультурнокомпетентностного администратора и учителя. Этнокультурная компетентность – необходимое качество. Каждый педагог, обучавшийся в ВУЗе или педагогическом колледже, уже имеет понятие о том, что такое этнокультурная компетентность. Но утилитарное формирование данного качества продолжается на протяжении всей жизни.

На протяжении ряда лет с  вновь прибывшими педагогами Сеяхинской школы-интерната проводятся беседы, устраиваются просмотры фильмов, смонтированных на школьной видеостудии, рассказывающие об особенностях жизни и быта коренных народов района, о жизни Сеяхинской школы-интерната. Делается это не для простого знакомства педагогов с условиями работы, но для частичного  понимания педагогами тех людей, которые веками жили на ямальской земле.  Сеяхинская школа-интернат многонациональная и мы понимаем, что одним из актуальных направлений воспитания учащихся является формирование толерантности, этнического самосознания, интереса к национальной культуре и традициям. 90% детей – дети коренной национальности, 10% - дети различных национальностей (русские, татары, украинцы, уйгуры, армяне, молдоване и др.), все они живут одной большой семьей Сеяхинская школа-интернат. И поверьте,  очень этим гордятся!                 Мы считаем, что этнокультурная компетентность проявляется и может быть оценена только в процессе этнокультурной деятельности.

      Общая социально-педагогическая миссия школы-интерната – создание достаточных и необходимых образовательных условий для социальной успешности учащихся и выпускников школы-интерната.

      Эта задача выполняется  через реализацию Программы развития «Социальный парк как механизм повышения социально-культурной результативности общего образования школы-интерната Крайнего Севера» на 2011 – 2020 гг.

Программные мероприятия реализуются в нашей школе через созданные Центры. Остановимся на деятельности отдельных Центров.

Инновационная деятельность осуществляется в школе-интернате в рамках Инновационного Центра, который способствует успешной реализации задач работы экспериментальных площадок и обучения педагогов.

Творческая группа учителей начальных  классов Гасюк Н.Н., Окотэтто Л.О., Яптик  Н.Н. 2013 году  школа выиграла грант 500 000 рублей в конкурсе инновационных проектов на присуждение грантов в системе образования ЯНАО с проектом предшкольной подготовки тундровых детей в школе «Иnгудотако».

Они разработали учебники, учебные пособия для  детей, ведущих кочевой образ жизни. Учебники по математике, развитию речи, и ознакомлению с окружающим миром (интегрированный курс), ознакомлению с художественной литературой, обучению грамоте, родному (ненецкому) языку,  тетрадь по подготовке руки к письму проходят экспертизу на кафедре развития этнокультурного образования ГАОУ ДПО ЯНАО «РИРО» В данное время педагоги успешно реализуют проект в предшкольных классах школы – интерната.

Педагогом  Югай Н.Б. несколько лет реализуется программа дополнительного образования  «Возмущения магнитного поля на Ямале как проявление космической погоды». На базе МБУОШИ «Сеяхинская ШИС(П)ОО» с 2011 г. действовала  одноименная муниципальная экспериментальная площадка, деятельность которой  курируется  доктором физико–математических наук Института земного магнетизма и ионосферы Российской Академии Наук А.Н.Зайцевым. В 2013 году эксперимент завершен, проект в настоящее время действует как постоянное направление в работе школы-интерната. Программа реализуется участниками Клуба космических исследований «Гелиос», которые  третий год занимают призовые места в международном научно-исследовательском конкурсе  и конференции: «Космический патруль» и «Зов Вселенной» в г. Москве (Яптик Някоча, Яптик Яков - Гран-При VI открытой научно-исследовательской конференции школьников «Зов Вселенной», Москва, Решетило Данил, Лаптанде Вадим -.призеры II степени VI открытой научно-исследовательской конференции школьников «Зов Вселенной», Москва в секции «Техника и космос» и  «Моделирование»).

Педагог работает с детьми коренной национальности, воспитывая в них самостоятельность, креативность, уверенность в своих силах.

С 2011 года школа-интернат работает по международному проекту TUNDRA, совместному с Университетом Tromsø, Department of Arctic and Marine Biology, Norway. В школе-интернате создан «Экологический центр наблюдения TUNDRA schoolnet - Сеяха», где ученики занимаются обработкой данных, полученных с фотоловушек, предоставленных учеными Норвегии, которые были установлены на территории Сеяхинской и Тамбейской тундры. Работой с учащимися занимаются компетентные и творческие педагоги  Окотэтто И. И. и Пасынкова М.В. Окотэтто Иван Игоревич в прошлом году организовал участие воспитанников в муниципальном туре V окружного конкурса юных натуралистов-экологов, где 2 ученика стали победителями. Педагоги организуют познавательную деятельность воспитанников, в системе ценностных ориентаций традиционной культуры, соответствующих природосообразному опыту предков.

            Центр поддержки инициативы реализует систему поддержки в направлениях: организационное, информационное, кадровое, научно-методическое, нормативно-правовое, финансовое, материально-техническое, которые реализуются через деятельность Центров: Интеллект, Этнокультуры, Социально – психологической поддержки, социального партнерства.

      Педагоги нашего учреждения хорошо осознают, что  народная культура является хранительницей вековых традиций, опыта, самосознания нации, а также выражением философских, нравственных и эстетических взглядов и идеалов. Поэтому в школе-интернате в центре Социально – психологической поддержки  ведет работу второй год  Центр «Успешная карьера», которая   реализует  программу элективного курса в рамках предпрофильной подготовки «Основы организации тундрового хозяйства в современных условиях»  для учащихся 9 классов.  Программа  включает в себя модули:

  • Основы оленеводства
  • Основы выживания в тундре в экстремальных условиях
  • Применение современных электроинструментов в условиях тундрового хозяйства
  • Изготовление национальной одежды
  • Национальная кухня.
  • Этнопедагогика.

Особенно интересным и перспективным можно назвать раздел по этнопедагогике, который должен подготовить будущих учителей из числа.  учащихся коренной национальности. В целом программа призвана актуализировать знания учащихся коренной национальности  об условиях жизни в тундровых условиях, помочь им в выборе профессии, необходимой для грамотной организации оленеводческого хозяйства в соответствии с современными требованиями способствовать воспитанию осознания того, что  только современный подход к ведению тундрового хозяйства будет способствовать сохранению современного ненецкого этноса.  (Кроме этого для учеников ведутся курсы «Основа антикоррупционной политики», «Азбука экономики»)

              Нужно отметить, что руководителями элективных курсов являются педагоги различных национальностей (Кликушина А.А., Мухина О.А., Решетило И.Д., Тусида М.Г., Окотэтто И.И., Окотэтто Л.О., Некрасова Л.Н., Фадеев А.В.), культур и традиций, но в ходе взаимодействия с детьми, происходит взаимообучение, т.к. некоторые аспекты обучения дети коренной национальности знают лучше как никто другой  (выживание в тундре, разжигание костра, ненецкая кухня, одежда и т.д.)

Центр развития творчества реализует самые разноплановые проекты: социальный проект «Мы словом жжем сердца людей» -

- проведение конкурса патриотической песни «Русский характер» в рамках МОМР,

- участие учащихся конкурсах по литературе и русскому языку (победа в муниципальном туре конкурса чтецов «Живая классика»), Асриев Армен,

Социальный проект «Дети-детям»

- посещение детского сада «Олененок» (проведение занятий творческого характера (изготовление сувениров, отгадывание загадок,  инсценировки народных сказок),

 акция «Подари книгу» - посещение  учащимися начальной школы  и активом РМИД ребенка-инвалида Хуснутдинова Артура с целью воспитания чувства толерантности, оказания помощи в социальной адаптации ребенка-инвалида и другие.

      Много лет в школе существует (18) ученическое самоуправление «Республика Мальчишек и Девчонок» во главе с Президентом. В школе также существуют средства массовой информации (газета «Тусовка», школьное телевидение «Параллельный мир»). В ходе совместной деятельности с педагогами у подростков вырабатываются лидерские качества, которые играют важную роль в становлении личности. Два года подряд лидеры ученического самоуправления под руководством педагога-организатора Бойко Л.А. побеждают в окружном конкурсе «Будущее Ямала» в г.Тюмени. Как результат эффективной деятельности можно представить выборы Худи Александры, выпускницы Сеяхинской школы-интерната, президента Республики, председателем молодежного отделения Ассоциации «Ямал – потомкам!», г.Салехард.

Центр этнокультуры занимается формированием единого образовательного этнокультурного пространства, сохранением и популяризацией культур народов, проживающих на территории ЯНАО, Ямальского района и с. Сеяха, организацией эффективных форм (акции, диспуты, социальные проекты) воспитания современной молодежи в духе толерантности.

Школа - интернат в поселке -  центр этнокультурного образования, который реализует различные социальные проекты. Одним из проектов является  проект  «Музей как центр гражданского воспитания». Руководителями  музейной работы являются Резин Е.Н.  и Тусида М.Г.. Школьный музей действует более 10 лет, неоднократно становился победителем различных конкурсов. В музее постоянно проводятся экскурсии для детей младшего школьного возраста и дошкольников, родителей. Кроме того, музей пользуется особой популярностью у учащихся занимающихся исследовательской деятельностью, т.к. в нем хранятся и накапливаются уникальные находки и документы. Совместная работа педагогов с учащимися была неоднократно отмечена на различных конкурсах:  2013 г. окружной конкурс музеев «Виртуальная экскурсия»,  2014 г. муниципальный  этап Окружного смотра-конкурса школьных музеев, посвященного 70-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.  

Одним из значимых проектов Центра этнокультуры является социальный проект «Читай город». Данное мероприятие, в которое вовлечены все воспитанники интерната, воспитатели, побуждает детей к поиску, творчеству, самореализации. Цель организации данного мероприятия: привить детям интерес к художественной литературе, сформировать способность к сотрудничеству, научить творческому применению знаний в новых ситуациях, а используемые элементы театрализации побуждают к креативному прочтению инсценируемого произведения, стимулируют развитие памяти, развивают психологическую культуру через проникновение в глубину характера играемого персонажа, формируют этические навыки общения с партнёром по сценическому действию, что способствует становлению у детей эмоционально-нравственного, практически-деятельностного, научно-познавательного отношения к социальной среде. Ценность данного проекта в популяризации культур народов мира, России и  ЯНАО.

Воздействие этнокультуры на формирование личности мы стараемся рассматривать в связи с ее многофункциональным назначением: утилитарным, праздничным, эстетическим. Педагоги расширяют и углубляют знания детей о нашей многонациональной Родине, приобщают  к истокам народной культуры и литературы, обычаям и традициям, народному творчеству.

      Хотелось бы подчеркнуть следующее, опыт работы наших педагогов показывает, что знакомство с национальными традициями, бытом, культурой происходит более эффективно на основе  технологии самопогружения в историю, быт и культуру,  представляемого народа.

Мы рассматриваем значение этнокультурной компетентности как результат этнокультурного образования, в процессе которого формируется цивилизованное этнокультурное сознание, лишенное национализма и этноцентризма, но обладающее здоровым чувством самоуважения в гармонии с чувством этнотолерантности к представителям других национальностей разных возрастных групп.

Этнокультурная компетентность педагогов может непосредственно влиять на качество образовательного процесса, т.к дети активнее будут общаться и работать с педагогом, владеющим не только этнокультурными знаниями, профессионализмом, высокими моральными качествами, но имеющим представление об истории и культуре других наций и народностей, признающим этнокультурное разнообразие нормой, обусловленной самой природой человеческого бытия.

Категория: Внеурочка
09.01.2015 09:36


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!