СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Многокультурное образование. Воспитание толерантности у дошкольников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачей образования на сегодняшний день, в том числе и дошкольного, выступает формирование у детей способности к самоопределению, критическому мышлению, а также межкультурной и этнокультурной компетентности. Кроме того, важно и воспитание у дошкольников толерантности. Межкультурная компетентность — это определенное свойство личности, которое выражается посредством объективных представлений и знаний об этнической культуре, реализуется с помощью умений, навыков и моделей поведения, способствует межэтническому взаимопониманию и взаимодействию. Этнокультурная компетентность, в свою очередь, гарантирует способность к преодолению трудностей во взаимодействии коммуникативного и иного типа с представителями разных этнических групп. Эти понятия находятся в основе многокультурного образования, задачей которого является формирование у дошкольников умения вести диалог с людьми разных национальностей, рас и вероисповеданий и воспитание толерантности у дошкольников. На сегодняшний день это особенно актуально, поскольку в мире сохраняется тенденция притока мигрантов в мегаполисах. И образование при этом должно быть ориентировано не только на распределение мест в образовательных организациях, но и на создание инновационных механизмов, которые будут способны гарантировать интеграцию детей, чьим родным языком не является русский, в систему российского ДО. Для реализации идеи многокультурного образования в дошкольных образовательных организациях необходимо вести работу одновременно в двух направлениях: воспитание толерантности у дошкольников к сверстникам другой национальности (вероисповедания, расы и т. д.) и социализация детей мигрантов в условиях российского детского сада. Воспитание толерантности у дошкольников: суть Толерантность (терпимость) — это качество, характеризующее отношение к другому человеку как к равнодостойной личности и выражающееся в сознательном подавлении чувства неприятия внешности, манеры речи, вкусов, образа жизни, физических особенностей другого человека. Толерантность предполагает настроенность на понимание и диалог с другим, признание и уважение права на отличие. Формирование и воспитание толерантности у дошкольников реализуется посредством развития у ребенка терпимости к различиям культуры и понимающего отношения. В числе направлений деятельности ДОО, нацеленной на воспитание толерантности, можно выделить следующие. Создание особого толерантного пространства в группах детского сада, в процессе которого каждый ребенок будет чувствовать себя защищенным вне зависимости от этнической принадлежности. Считается, что специально организованная среда в группе поможет сформировать у ребенка собственное представление о разных людях и приемах взаимодействия с ними. С этой целью в группе можно сформировать специальный этноуголок или проводить выставки по этнической культуре. Воспитатели при этом должны способствовать тому, чтобы в детском саду формировалась атмосфера уважения и доброжелательности. Подготовка педагогического состава, соответствующая целям и задачам толерантного воспитания. От личностного потенциала, профессиональных знаний и умений, убеждений, взглядов и мировоззрения воспитателя зависит эффективность и продуктивность работы по воспитанию толерантности у дошкольников и формированию многокультурного образования. Полезным инструментом в подготовке педагогического персонала являются имитационные деловые игры. Применение в процессе воспитания толерантности у дошкольников педагогических технологий, которые ориентированы на развитие толерантности. В числе этих технологий диалог, который позволяет передать разнообразную информацию, и дискуссия как совместный поиск истины. Взаимодействие образовательной организации с семьей в процессе формирования и воспитания толерантности у дошкольников. Так, родители являются главными воспитателями своего ребенка, по этой причине нельзя сформировать у него толерантность в том случае, если родители и педагоги не работают в связке. Сотрудничество воспитателей и родителей должно осуществляться при учете особенностей семейных взаимоотношений. В детском саду можно проводить с воспитанниками и их родителями совместные мероприятия, направленные на воспитание толерантности: празднование народных праздников, отмечание памятных дат исторического значения; проведение соревнований по национальным играм и видам спорта; проведение фольклорных концертов, вечеров и театрализованных представлений; создание семейных журналов; рассказы родителей-мигрантов детям группы о своей национальности; проведение экскурсий этнокультурного содержания. Введение в практику образовательной организации по воспитанию толерантности у дошкольников парциальных программ, способствующих формированию толерантности. Допустим, программа «Я — человек. Программа приобщения ребенка к социальному миру» С. А. Козловой предусматривает раздел «Земля — наш общий дом», который призван ознакомить дошкольников с разными жителями Земли, а также их традициями и культурой. Социализация и интеграция детей мигрантов в части процесса воспитания толерантности у дошкольников Адаптация дошкольников в условиях детского сада, чьим родным языком русский не является, считается одной из наиболее важных задач в процессе их социализации. При этом важно понимать, что социализация детей-мигрантов в ДОО является необходимым условием их развития и дальнейшего освоения ими социально-культурного опыта и межличностных отношений. Так, в процессе воспитания толерантности у дошкольников возникает необходимость интеграции детей-мигрантов в жизнедеятельность группы и ДОО в целом. В связи с этим воспитатели должны собрать полную информацию об этнической принадлежности ребенка-мигранта, а именно, откуда приехала семья, и где родился ребенок, какие традиции есть у его семьи, на каком языке с ребенком общаются в семье, и насколько хорошо сами родители общаются на русском языке. Воспитатели должны заниматься русским языком с ребенком из семьи мигрантов или с группой детей-мигрантов в индивидуальном порядке. И в данном случае отдельное внимание нужно уделять речевому сопровождению: например, называть или находить названные предметы. Важно делать акцент на русской речи, произношении определенных слов как в образовательной деятельности, так и в повседневной жизни. Педагогические работники в процессе воспитания толерантности у дошкольников должны мотивировать детей-мигрантов говорить на русском языке, не бояться вступать в общение со сверстниками и взрослыми, высказывать свое мнение и даже делать ошибки. Базовые задачи решает непосредственно воспитатель группы, но несмотря на это, работа по социализации детей, чьим родным языком русский не является, должна осуществляться коллективно и задействовать всех специалистов детского сада. Важное место в данной деятельности занимают семья таких детей, с которой также необходимо сотрудничать в индивидуальном порядке, объяснять им необходимость обучения русскому языку и оказывать всяческую помощь.

Источник: https://www.resobr.ru/article/59401-qqe-16-m8-mnogokyltyrnoe-obrazovanie-vospitanie-tolerantnosti-y-doshkolnikov?utm_source=letternews&utm_medium=letter&utm_campaign=letternews_resobr.ru_newsdaily_p_30102017&ustp=F

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки.

31.10.2017 16:57


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!