СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Формирование навыков и культуры безопасности на улице у детей старшего дошкольного возраста»

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Формирование навыков и культуры безопасности на улице у детей старшего дошкольного возраста» Воспитатель: Никитина О.В. Актуальность Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. В современных условиях, в связи с бурным развитием автомобильной промышленности, увеличилось количество аварий и несчастных случаев с людьми (особенно с детьми) на дорогах. Поэтому проблема безопасного поведения на дорогах и предупреждение дорожно-транспортного травматизма стали актуальной в нашей стране. Актуальность проблемы связана с тем, что у детей дошкольного возраста отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна даже не всем взрослым. Много в нашем городе широких, красивых улиц, дорог; большой поток транспорта на дорогах и улицах. По этим же дорогам и улицам проходит тысячи пешеходов. Среди них, конечно, дети. Ребенка интересует улица и все на ней происходящее. И часто, увлеченный чем - либо новым, необычным, ребенок попадает на улице в опасные для его жизни ситуации. Для ребенка умение вести себя на дороге зависит не только от его желания или нежелания это делать. Ребенок является самым незащищенным участником дорожного движения, и во многом поведение детей на дороге обусловлено их восприятием дорожной ситуации. Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем мире, и все, что ребенок усвоит в детском саду, прочно останется с ним навсегда. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения, так как знания, полученные в детстве, наиболее прочные, правила, усвоенные, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение - потребностью человека. Поэтому очень важно, как можно раньше научить юных граждан правилам поведения на улицах и дороге. Знакомить с азбукой дорожного движения надо еще до школы, тогда ребенок начинает осознавать окружающий мир, способен запомнить то, что говорят и показывают взрослые. Именно в этом возрасте дети должны получить первые сведения о правилах дорожного движения. С чего же начинается безопасность детей дороге? Разумеется, со своевременного обучения умению ориентироваться в дорожной ситуации, воспитания потребности быть дисциплинированным на улице, осмотрительным и осторожным. Личный пример – это самая доходчивая форма обучения для ребенка. Это проблема представляется настолько актуальной, что послужила мне основанием для выбора данной темы, темой по самообразованию - «Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дорогах через ознакомление с правилами дорожного движения». Задачи (старшая группа 5-6 лет): - уточнять знания детей об элементах дороги(проезжая часть, пешеходный переход, тротуар), о движении транспорта, о работе светофора; - знакомить с названиями ближайших к детскому саду улиц и улиц, на которых живут дети; - знакомить с правилами дорожного движения, правилами передвижения пешеходов и велосипедистов; - продолжать знакомить с дорожными знаками: «Дети», «Остановка автобуса», «Пешеходный переход», «Пункт первой медицинской помощи», «Пункт питания», «Место стоянки», «Въезд запрещён», «Дорожные работы», «Велосипедная дорожка». Задачи (подготовительная к школе группа 6-7 лет): - систематизировать знания детей об устройстве улицы, о дорожном движении. Знакомить с понятиями «площадь», «бульвар», «проспект»; - продолжать знакомить с дорожными знаками – предупреждающими, запрещающими и информационно-указательными; - подводить детей к осознанию необходимости соблюдать правила дорожного движения; - расширять представления детей работе ГИБДД; - воспитывать культуру поведения на улице и в общественном транспорте; - развивать свободную ориентировку в пределах ближайшей к детскому саду местности. Формировать умение находить дорогу из дома в детский сад на схеме местности. Формы работы: -НОД; - беседа; - рассказ; - чтение художественной литературы; - моделирование дорожных ситуаций; - досуг - викторины; - экскурсии; -просмотр презентаций; - подвижные игры; - дидактические игры; - словесные игры; - встреча с сотрудниками ГИБДД. Раздел «Ребенок на улице» знакомит детей с темами: 1.Устройство проезжей части. 2. «Зебра», светофор и другие дорожные знаки для пешеходов. 3. Дорожные знаки для водителей и пешеходов. 4. Правила поведения в транспорте. 5. Если ребенок потерялся на улице. 6. Правила езды на велосипеде. 7. О работе ГИБДД. 8. Регулировщик. 1.Устройство проезжей части. Педагог знакомит детей с правилами поведения на улицах, рассказывает о правилах дорожного движения, объясняет, для чего предназначены тротуар, проезжая часть, перекрёсток, какие виды транспорта можно увидеть на улицах города. Он беседует с детьми о том, часто ли они бывают на улице, название каких машин они знают, почему нельзя выходить на улицу без взрослых, играть на тротуаре. Для иллюстрации используются рассказы из жизни, специально подобранные сюжеты из художественной литературы или известных мультипликационных фильмов. Например, можно рассказать о том, как дети ранней весной играли на тротуаре в «классики», а пешеходам приходилось их обходить по талому снегу и лужам. Так можно промочить ноги и простудиться. Педагог предлагает детям привести похожие примеры и разыграть ситуации правильного и неправильного поведения на улице. Можно также предложить детям ситуации-загадки: педагог описывает ситуацию, дети её оценивают и обосновывают свою оценку в процессе общего обсуждения. При этом педагогу не следует торопиться с собственной оценкой, лучше, если он ненавязчиво направит обсуждение детей в нужное русло, задавая вопросы, например: «А если в этот момент из-за угла появиться машина, что тогда?». 2.Зебра, светофор и другие дорожные знаки для пешеходов. Педагог рассказывает детям, как следует переходить дорогу, знакомит их с пешеходным маршрутом (переход «зебра», светофор, «островок безопасности». Педагог объясняет, что светофор устанавливается на перекрёстках, пешеходных переходах и других местах оживлённого транспортного движения. Подчиняясь сигналам светофора, пешеходы переходят улицу, не мешая друг другу и не рискуя попасть под машину; а водителям сигналы светофоров помогают избегать столкновений с другими машинами и прочих несчастных случаев. Закреплять представления детей о предназначении светофора и его сигналах можно в игровой форме, используя цветные картонные кружки, макет светофора, макет улицы с домами, перекрёстком, игрушечные автомобили, куклы-пешеходы. 3. Дорожные знаки для водителей и пешеходов. Детей старшего дошкольного возраста необходимо научить различать дорожные знаки, предназначенные для водителей и пешеходов. Их знакомят: С предупреждающими знаками ( «Дети», «Пешеходный переход»); С запрещающими («Въезд запрещён», «Подача звукового сигнала запрещена»); С предписывающими («Движение прямо», «Движение направо»). С информационно -указательными («Место остановки автобуса», «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход»); Объясняем, что означает каждый знак, разыгрывают дорожные ситуации с помощью макета города со светофорами, автомобилями, пешеходами. Список дорожных знаков с которыми знакомят детей, может быть шире или уже – в зависимости от личного опыта детей, места нахождения дошкольного учреждения. 4. Правила поведения в транспорте. Педагог знакомит детей с правилами поведения в общественном транспорте. Объясняет, что: входить в автобус, трамвай, троллейбус следует через переднюю дверь; маленьким детям без родителей нельзя ездить в транспорте; разговаривать надо так, чтобы не мешать другим; нельзя стоять у дверей – это мешает входу и выходу пассажиров; нельзя высовываться и высовывать руки в открытые окна; принято уступать место пожилым людям, пассажирам с маленькими детьми, инвалидам. Педагог проводит с детьми беседу о том, куда они ездили с родителями, на каком виде транспорта, как они себя вели, почему нельзя ездить без взрослых. Можно организовать игру «Поедем на автобусе». Дети вместе с педагогом обыгрывают различные ситуации, распределяя роли: водитель ведёт автобус, объявляет остановки; контролёр проверяет билеты; пассажиры стоя на остановке, входят в салон и выходят из него с детьми (куклами), вежливо обращаются к друг другу ( «Вы выходите на следующей остановке?», «Разрешите пройти»), уступают место маленьким детям и пожилым людям. Возможны также такие ситуации, которые можно разыграть с детьми: «Как поступить, если ты с мамой вошел в автобус и увидел друга?», «Ты с другом громко смеялся в автобусе, один из пассажиров сделал тебе замечание. Что ты сделаешь?», «Ты с бабушкой вошёл в автобус, свободное место только одно. Как ты поступишь?». 5. Если ребенок потерялся на улице. Детям необходимо объяснить, что в случае, если они потерялись на улице, им следует обратиться за помощью к какому-нибудь взрослому и сказать о том, что он потерялся, назвать свой адрес и номер телефона, а для этого они должны знать, где живут, номер телефона, свои имя и фамилию. Для того чтобы закрепить эти навыки, можно привести различные жизненные ситуации, специально подобранные литературные сюжеты, в которых действующими лицами являются дети, сказочные персонажи, животные. 6.Необходимо познакомить детей с правилами передвижения на велосипеде. Ездить на велосипеде в городе можно только там, где нет автомобилей (на закрытых площадках и др. безопасных местах); маленькие дети должны кататься на велосипеде только в присутствии взрослых; детям старшего дошкольного возраста даже в присутствии взрослых не следует ездить на велосипеде по тротуару, т.к. они могут мешать пешеходам, могут наехать на маленького ребёнка, сбить пожилого человека, толкнуть коляску с малышом. Детям следует предложить различные ситуации, изображенные на картинках, рассказать о случаях, которые происходили с ними, их знакомыми, друзьями. Полезно разыграть игровые сюжеты на тему «Где можно и где нельзя кататься на велосипеде». 7. О работе ГИБДД. Педагог знакомит детей с работой Государственной инспекции безопасности дорожного движения (ГИБДД): «Инспекторы ГИБДД стоят на постах, патрулируют на автомобилях, мотоциклах, вертолётах. Они внимательно следят за движением на дорогах, за тем, чтобы водители не превышали скорость движения, соблюдали правила; чтобы движение транспорта и пешехода было безопасным». Детям демонстрируются картинки с изображением патрульной машины ГИБД, вертолёта, постов ГИБДД. Целесообразно организовать игры на сюжеты, отражающие работу ГИБДД. Можно пригласить работников ГИБДД в дошкольное учреждение. 8. Регулировщик. Педагог рассказывает детям о работе регулировщика, которые следят за порядком на тех перекрёстках, где нет светофора. Они подают жезлом (палочкой, окрашенной в чёрно- белые полоски) команды, кому стоять, кому идти или ехать. Вечером внутри жезла загорается лампочка, и он хорошо виден. Желательно показать детям настоящий жезл или его изображение на картинке, прочитать соответствующие художественные произведения («Дядя Стёпа- милиционер»). Обучение правилам дорожного движения даст желаемый результат, если оно прочно связано со всеми разделами программы. Проводя работу по обучению ПДД, я использовала ее для усвоения дошкольниками норм и правил поведения. Процесс формирования навыков безопасного поведения ребенка на улицах города строится с учётом общедидактических принципов обучения: Принцип систематичности и последовательности – любая новая ступень в обучении ребёнка опирается на опыт ребёнка в предыдущем. Принцип деятельности - включение ребёнка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции.

https://vospitatel.online/498630-formirovanie-navykov-i-kultury-bezopasnosti-na-ulitse-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrastahttps://vospitatel.online/498630-formirovanie-navykov-i-kultury-bezopasnosti-na-ulitse-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta

18.02.2023 10:09


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!