СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование математической грамотности на этапе актуализации знаний

Нажмите, чтобы узнать подробности

Аннотация: В статье рассматривается важность формирования математической грамотности в современном образовании. Формирование математической грамотности на этапе актуализации знаний. Также представлены примеры заданий, которые можно использовать на уроках математики.

Ключевые слова: математическая грамотность, этап актуализации знаний, задачи на математическую грамотность

Приоритетной целью современного образования становится формирование функциональной грамотности в системе общего образования. В 2019 году был определен новый этап развития системы образования России до 2024 года – стартовал национальный проект «Образование». Согласно данному проекту, сроки реализации которого 01.01.2019 – 31.12.2024, были поставлены следующие цели:

  1. Обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение РФ в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования.
  2. Воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов РФ, исторических и национально-культурных традиций.

Одним из показателей качества образования является математическая грамотность учащихся. Оценка математической грамотности была проведена в 2021 г. по модели PISA: международное сравнительное исследование качества общего образования. Целью исследования являлась оценка способности учащихся использовать приобретенные в школе знания и опыт для широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Результаты показали, что доля участников исследования, не преодолевших границу порогового уровня математической грамотности по России, составила 22%. Такой показатель говорит нам о том, что стоит сделать упор на формирование математической грамотности на уроках.

Оценка математической подготовки 15-летних учащихся в исследовании PISA основана на следующем определении математической грамотности: «Математическая грамотность – это способность индивидуума проводить математические рассуждения и формулировать, применять, интерпретировать математику для решения проблем в разнообразных контекстах реального мира.» [5, р.67; 6, p.8]

УУД по формированию математической грамотности:

- находит и извлекает математическую информацию в различном контексте;

- применяет математические знания для решения разного рода проблем;

- формулирует математическую проблему на основе анализа ситуации;

- интерпретирует и оценивает математические данные в контексте лично значимой ситуации;

- интерпретирует и оценивает математические результаты в контексте национальной или глобальной ситуации.

- Уровни сформированности: высокий, средний, низкий.

Но, какими средствами формировать математическую грамотность? А самое главное: где найти время на выполнение этих задач? Конечно, можно использовать внеурочное время для этих целей, но не все учащиеся изъявляют желание посещать кружки по математике. Поэтому нужно использовать время на уроке.

Согласно ФГОС ООО на каждом уроке должен быть организован этап актуализации знаний и умений. На данный этап, в среднем, отводится от 5 до 10 минут времени. Дидактическая задача этапа: актуализировать прежние знания, навыки и умения непосредственно связанные с темой урока; подготовка учащихся к работе на уроке. Содержание этапа: организация действий школьников, направленных на решение проблем и достижение целей урока: устное решение задач по готовым чертежам, фронтальный опрос, беседа, работа с учебником.

Согласно стратегии формирования математической грамотности целесообразно на этапе актуализации знаний рассматривать такие задачи, которые будут направлены на достижение двух этих целей одновременно.

Рассмотрим несколько примеров заданий, которые можно будет предложить учащимся на этапах актуализации знаний с целью формирования математической грамотности.

Пример 1.Математика 6 класс «Решение задач на проценты»

1. У Димы день рождения. Одноклассники собрались подарить ему велосипед, который стоит 3200 р. По сколько рублей нужно принести каждому из 25 ребят, если на велосипед будет сделана скидка 15%? Ответ округлите до целого.

С помощью данной задачи учащиеся вспоминают, как находить процент от числа, как делить натуральные числа и как округлять десятичные дроби.

Пример 2. Математика 6 класс «Деление десятичных дробей»

1. Для ремонта требуется 57 рулонов обоев. Какое наименьшее количество пачек обойного клея нужно для такого ремонта, если 1 пачка клея рассчитана на 5 рулонов?

2. Сырок стоит 13 рублей. Какое наибольшее число сырков можно купить на 175 рублей?

3. В школе есть пятиместные туристические палатки. Какое наименьшее число палаток нужно взять в поход, в котором участвует 26 человек?

В процессе решения данных задач учащиеся вспоминают не только деление чисел, но и округление десятичных дробей, в том числе округление с недостатком или с избытком.

Пример 3. Алгебра 7 класс «Пропорции. Решение задач с помощью пропорций»

Файл размером 535 Мбайт скачался за 107 секунд (скорость загрузки считайте постоянной). За сколько секунд скачается файл размером 120 Мбайт, если скорость загрузки останется прежней?

Мотоциклист проехал 25 километра за 20 минут. Сколько километров он проедет за 36 минут, если будет ехать с той же скоростью?

Принтер печатает одну страницу за 15 секунд. Сколько страниц можно напечатать на этом принтере за 9 минут?

Рассмотренные задачи направлены на актуализацию знаний по решению пропорций, учащиеся вспоминают определение прямой и обратной пропорциональности.

Как мы видим, многие задачи, даже взятые из банка заданий ОГЭ по математике, направлены на формирование математической грамотности. В свою очередь, математическая грамотность становится фактором, содействующим развитию способностей учащихся творчески мыслить и находить нестандартные решения, умений выбирать профессиональный путь, использовать информационно-коммуникационные технологии в различных сферах жизнедеятельности, а также обучению на протяжении всей жизни.

Литература

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс] // Официальный сайт. URL:https://fgos.ru/

2. Примерная основная образовательная программа основного общего образования [Электронный ресурс] // Официальный сайт. URL: http://fgosreestr.ru/registry/primernayaosnovnayaobrazovatelnaya-programma-osnovnogo-obshhego-brazovaniya-3

3. Примерная основная образовательная программа основного общего образования [Электронный ресурс] // Официальный сайт. URL: http://fgosreestr.ru/registry/primernayaosnovnaya-obrazovatelnaya-programma-nachalnogo-obshhego-obrazovaniya-2/

4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс] // Официальный сайт. URL:https://fgos.ru/

5. Примерная основная образовательная программа основного общего образования [Электронный ресурс] // Официальный сайт. URL: http://fgosreestr.ru/registry/primernayaosnovnayaobrazovatelnaya-programma-osnovnogo-obshhego-brazovaniya-3

6. PISA 2018 Draft Analytical Framework [Электронныйресурс] // ОфициальныйсайтОЭСР. URL: http://www.oecd.org/pisa/data/PISA-2018-draft-frameworks.pdf

7.https://nkz-gimn-10.kuz-edu.ru/files/Nkz-gimn-10/doc/Образование/Методические%20разработки/Типология%20уроков%20по%20ФГОС%20ООО.pdf

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

Шенер М.Е., учитель математики БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа №30»

Авдеева И.А., учитель математики БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа №30»

Репях Г.Н., учитель математики БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа №30»

Категория: Математика
02.06.2022 08:42


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!