СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроке немецкого языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

1.1. Понятие универсальных учебных действий в педагогике

«Универсальные учебные действия» или УУД в широком понимании означают умение учиться или способность человека к самостоятельному развитию и совершенствованию с помощью осознанного и активного приобретения нового социального опыта.

В узком понимании УУД определяются как способы действия ученика, обеспечивающие его способность к самостоятельному овладению новыми знаниями и умениями, и к организации данного процесса.

УУД отличаются своим метапредметным характером. Ученик, владеющий УУД общекультурно, личностно и познавательно развит, ему присущ высокий уровень самообразования.

1.2. Коммуникативные универсальные учебные действия.

Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий выпускник приобретает умения учитывать позицию собеседника, организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты.

2.1. Типовые задачи по формированию коммуникативных универсальных учебных действий

Для формирования коммуникативных универсальных учебных действий можно рассматривать следующие виды заданий:

- выписывать из текста слова, словосочетания и предложения (в зависимости от задания);

- писать по образцу поздравление с праздником, короткое личное письмо, используя изученные языковые средства и навыки пользования ими;

- вести этикетные диалоги в типичных ситуациях бытового, учебно-трудового и межкультурного общения;

- вести диалог-расспрос и обмен мнениями;

- составить задание/вопросы партнёру или классу;

- восприятие на слух речи собеседника;

- групповая работа по составлению кроссворда, коллажа, изготовление презентации малыми группами по изучаемой теме;

- высказывания по теме;

- аргументация по поставленной проблеме – «pro» und «contra»;

- рассказ-загадка «Отгадай, о ком/о чем говорим», например, «Von welchem bеkannten Dichter ist die Rede?» (задание из серии «Rate(t) mal!» );

- рассказать…, устно описать …, объяснить, почему…, охарактеризовать и т. д. (например, в 5 классе - Beschreibe den Verkehr auf deiner Straße);

- реакция на услышанное, увиденное на картинке в предложениях типа: Ich habe gehört, dass…, Ich habe erfahren, dass…, ich weiß jetzt genau, dass…, ich habe nicht gewusst, dass…);

- составление сюжетных рассказов по предложенной серии картинок, опираясь на так называемые W- Fragen:WieistdasThemadesBildes? Was/wer ist/sind auf dem Bild? Wo spielt die Handlung? Wann spielt die Handlung? Wie sind die handelenden Personen/Gegenstände? Was ist im Vordergrund/im Hintergrund? Welche Assoziationen ruft das Bild hervor?;

- инсценировки диалогов и составление их по данному образцу;

- ролевые игры типа: Ich „bin Interviewer, du bist ein bekannter Fußballspieler» и инсценировки сказок, разыгрывание диалогов и ситуаций на разные темы, соответствующие возрасту учащихся;

- диалоги, темы которых обязательно приближены к реальным, например, «На улице», «На перроне», «В магазине», «У билетной кассы» «В отеле» «В кафе».

Коммуникативные учебные действия учат учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Технология проектной деятельности также способствует формированию коммуникативных УУД. Совместная творческая деятельность учащихся при работе над проектами в группе и необходимый завершающий этап работы над любым проектом – презентация (защита) проекта – способствуют формированию метапредметных коммуникативных умений:

– организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.),

– предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений,

– оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ,при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами.

ИКТ является важным инструментом для формирования коммуникативных универсальных учебных действий. Для этого используются:

— обмен презентациями;

— выступление с аудиовизуальной поддержкой;

— фиксация хода коллективной/личной коммуникации;

— общение в цифровой среде.

— планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Результаты формирования коммуникативных универсальных учебных действий у школьника:

1) адекватное использование коммуникативных, речевых средств для решения коммуникативных задач, построение монологических высказываний, овладение диалогической формой общения;

2) допуск возможности существования у сверстников и взрослых разнообразных точек зрения по какому-либо вопросу, в том числе не совпадающих с личной точкой зрения школьника; ориентация на позицию партнера в общении;

3) учет разнообразных мнений собеседников;

4) формулирование собственного мнения и позиции;

5) умение договариваться и находить ультиматум в общении в ситуации столкновения интересов;

6) построение понятных партнеру высказываний, учитывающих знания партнера;

7) верная постановка вопросов;

8) контроль действий партнера;

9) использование речи для регуляции личного действия.

Таким образом, коммуникативные УУД обеспечивают участие школьника в коллективном решении возникших трудностей, строительство эффективного сотрудничества и взаимодействия со сверстниками и взрослыми, интеграцию в школьный коллектив.

18.11.2020 10:30


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!