СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
1.1. Понятие универсальных учебных действий в педагогике
«Универсальные учебные действия» или УУД в широком понимании означают умение учиться или способность человека к самостоятельному развитию и совершенствованию с помощью осознанного и активного приобретения нового социального опыта.
В узком понимании УУД определяются как способы действия ученика, обеспечивающие его способность к самостоятельному овладению новыми знаниями и умениями, и к организации данного процесса.
УУД отличаются своим метапредметным характером. Ученик, владеющий УУД общекультурно, личностно и познавательно развит, ему присущ высокий уровень самообразования.
1.2. Коммуникативные универсальные учебные действия.
Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий выпускник приобретает умения учитывать позицию собеседника, организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты.
2.1. Типовые задачи по формированию коммуникативных универсальных учебных действий
Для формирования коммуникативных универсальных учебных действий можно рассматривать следующие виды заданий:
- выписывать из текста слова, словосочетания и предложения (в зависимости от задания);
- писать по образцу поздравление с праздником, короткое личное письмо, используя изученные языковые средства и навыки пользования ими;
- вести этикетные диалоги в типичных ситуациях бытового, учебно-трудового и межкультурного общения;
- вести диалог-расспрос и обмен мнениями;
- составить задание/вопросы партнёру или классу;
- восприятие на слух речи собеседника;
- групповая работа по составлению кроссворда, коллажа, изготовление презентации малыми группами по изучаемой теме;
- высказывания по теме;
- аргументация по поставленной проблеме – «pro» und «contra»;
- рассказ-загадка «Отгадай, о ком/о чем говорим», например, «Von welchem bеkannten Dichter ist die Rede?» (задание из серии «Rate(t) mal!» );
- рассказать…, устно описать …, объяснить, почему…, охарактеризовать и т. д. (например, в 5 классе - Beschreibe den Verkehr auf deiner Straße);
- реакция на услышанное, увиденное на картинке в предложениях типа: Ich habe gehört, dass…, Ich habe erfahren, dass…, ich weiß jetzt genau, dass…, ich habe nicht gewusst, dass…);
- составление сюжетных рассказов по предложенной серии картинок, опираясь на так называемые W- Fragen:WieistdasThemadesBildes? Was/wer ist/sind auf dem Bild? Wo spielt die Handlung? Wann spielt die Handlung? Wie sind die handelenden Personen/Gegenstände? Was ist im Vordergrund/im Hintergrund? Welche Assoziationen ruft das Bild hervor?;
- инсценировки диалогов и составление их по данному образцу;
- ролевые игры типа: Ich „bin Interviewer, du bist ein bekannter Fußballspieler» и инсценировки сказок, разыгрывание диалогов и ситуаций на разные темы, соответствующие возрасту учащихся;
- диалоги, темы которых обязательно приближены к реальным, например, «На улице», «На перроне», «В магазине», «У билетной кассы» «В отеле» «В кафе».
Коммуникативные учебные действия учат учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
Технология проектной деятельности также способствует формированию коммуникативных УУД. Совместная творческая деятельность учащихся при работе над проектами в группе и необходимый завершающий этап работы над любым проектом – презентация (защита) проекта – способствуют формированию метапредметных коммуникативных умений:
– организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.),
– предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений,
– оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ,при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами.
ИКТ является важным инструментом для формирования коммуникативных универсальных учебных действий. Для этого используются:
— обмен презентациями;
— выступление с аудиовизуальной поддержкой;
— фиксация хода коллективной/личной коммуникации;
— общение в цифровой среде.
— планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Результаты формирования коммуникативных универсальных учебных действий у школьника:
1) адекватное использование коммуникативных, речевых средств для решения коммуникативных задач, построение монологических высказываний, овладение диалогической формой общения;
2) допуск возможности существования у сверстников и взрослых разнообразных точек зрения по какому-либо вопросу, в том числе не совпадающих с личной точкой зрения школьника; ориентация на позицию партнера в общении;
3) учет разнообразных мнений собеседников;
4) формулирование собственного мнения и позиции;
5) умение договариваться и находить ультиматум в общении в ситуации столкновения интересов;
6) построение понятных партнеру высказываний, учитывающих знания партнера;
7) верная постановка вопросов;
8) контроль действий партнера;
9) использование речи для регуляции личного действия.
Таким образом, коммуникативные УУД обеспечивают участие школьника в коллективном решении возникших трудностей, строительство эффективного сотрудничества и взаимодействия со сверстниками и взрослыми, интеграцию в школьный коллектив.
© 2020, Крутикова Татьяна Вилльевна 142