СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование внутренней мотивации учащихся 2 класса на уроках немецкогоязыкана основе технологии развития критического мышления

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сегодня учитель не может только давать готовые знания, а ученик только слушать и делать по образцу. Современный человек должен уметь работать с различной информацией, что требует от него гибкости и подвижности мышления, умения быстро и ответственно принимать взвешенные решения, а также высоких коммуникативных навыков, умения вести конструктивный диалог, толерантности по отношению к чужому мнению.

Процесс учения сегодня это не просто усвоение системы знаний, формирование умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося.

Главная задача, стоящая перед современной школой и каждым учителем, - создание условий, инициирующих развитие личности, духовно-нравственного потенциала и социальной компетентности каждого ребенка. Ученик должен теперь не просто «Знать… Уметь… », но и применять полученные знания в практической деятельности, самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебно-познавательном процессе; самостоятельно планировать пути достижения целей (в том числе альтернативные); осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения проблем и задач; соотносить свои действия с планируемыми результатами; осуществлять самоконтроль, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований; корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи (собственные возможности её решения); организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе (т.е. находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов); формулировать и аргументировать своё мнение; осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планировать и регулировать свою деятельность; владеть всеми видами речевой деятельности.

Овладение учащимися универсальными учебными действиями (УУД) выступает как способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. УУД (личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные) создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться.

Для достижения новых образовательных результатов ФГОС рекомендует к использованию различные технологии и инновационные формы и приемы работы.

В своей школьной практике я активно использую такой прием, как синквейн —дидактическое стихотворение из пяти строк, которое строится по определенным правилам. Тема синквейна должна быть интересной детям, будоражить их воображение и способствовать созданию соответствующего эмоционального настроя. Работая с синквейном, каждый ребенок может реализовать свой творческий потенциал и проявить себя как успешную личность, что в соответствии с ФГОС является одним из требований, предъявляемых к современному уроку.

С помощью этого небольшого стихотворения можно выразить суть темы и даже расширить словарный запас.

Алгоритм построения синквейна следующий:

1.В первой строке называется тема (обычно это существительное).

2.Вторая строка – это описание темы в двух словах (прилагательные).

3.Третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя глаголами.

4.Четвертая строка - это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.

5.Последняя строка - это синоним из одного слова, который повторяет суть темы и может служить темой следующего синквейна.

Любые жизненные впечатления рождают переживания, поэтому любое лирическое произведение, в том числе и синквейн, есть рефлексия. Поэтому этот прием я,чаще всего, использую на стадии рефлексии.

Данный прием можно успешно применять на любом этапе обучения иностранному языку, в том числе и в качестве одного из приемов активизации мышления и систематизации уже изученного материала на стадии вызова.

Прием сиквейн позволяет не только активизировать лексические единицы в речи учащихся, но и употребить их в связном высказывании, добавив недостающие члены предложения.

На уроках немецкого языка во 2 классе учащиеся знакомятся с такими темами как «Семья», «Времена года», «День рождения», «Дни недели», «Учёба». Каждое название параграфа может служить темой синквейна, но к сожалению, словарный запас учащихся 2 класса не даёт им возможности произнести и написать то, что они хотят выразить. На помощь приходит рисунок, который «оживит» синквейн и заменит незнакомое слово. Эту работу можно выполнить как в классе, так и дома. Таким образом, происходит пополнение лексического минимума.

Например:

1. Familie 1. Schule

2. gut, freundlich 2. hell, groß

3. basteln, reisen, lesen 3. lernen, rechnen, schreiben

4. Ich liebe meine Familie. 4. Ich gehe in die Schule.

5. Glück 5. Freunde

Последующие высказывания:

1. Ich habe eine Familie. 1. Unsere Schule liegt in Samara.

2. Meine Familie ist gut und freundlich. 2. Unsere Schule ist hell und groß.

3. Am Abend basteln wir und lesen. 3. In der Schule lernen, rechnen und

4. Am Wochenende reisen wir. schreiben wir.

5. Ich liebe meine Familie. 4. Ich gehe in die Schule gern

5. In der Schule habe ich viele

Freunde.

Прием «Кластер»

«Кластер» - графический приём систематизации материала. Мысли при этом не громоздятся, а “гроздятся”, т. е. располагаются в определённом порядке. Я применяю «Кластеры» как на стадии вызова (для стимулирования мыслительной деятельности), так и на стадии осмысления (для структурирования материала) и рефлексии (при подведении итогов урока).

Суть этого приема заключается в том, что информация, касающаяся какого – либо понятия, явления, события, описанного в тексте, систематизируется в виде гроздьев, отражающих логику взаимосвязи. В центре листа пишется ключевое слово (тема, проблема). Далее вокруг этого слова записываются слова или предложения, которые приходят на ум в связи с этой темой. Последующие ассоциации обучающиеся логически связывают с ключевым понятием. В результате получается подобие опорного конспекта по изучаемой теме. Во время составления кластера учащиеся свободно и открыто думают по поводу какой-либо темы.

Прием «Кластер» позволяет не только активизировать лексические единицы в речи учащихся и ввести новые, но и, объединив их в связное высказывание, тренироваться в употреблении различных грамматических структур в зависимости от поставленной цели.

Например:

Тема « Die Familie»

1. Die Eltern: die Mutter, der Vater; der Mann, die Frau

2. Die Kinder: der Sohn, die Tochter; der Bruder, die Schwester; die Geschwister

3. Die Großeltern: der Großvater, die Großmutter

Сначала мы пишем ключевое слово, вокруг которого записываем ассоциативные слова. Каждое новое слово образует новое ядро, которое вызывает дальнейшие ассоциации. Таким образом, создаются ассоциативные цепочки, что является важным моментом в процессе формирования ассоциативно-вербальных связей, отвечающих за формирование иноязычного словаря ребенка.

На последующих этапах изучения темы можно возвращаться к созданным кластерам и дополнять их новой информацией. Создание кластера в начальных классах вносит в учебу элементы игры. В средних и старших классах кластер незаменим при работе с лексикой. Можно использовать этот прием и при введении нового материала, активизации употребления лексики в речи. Дети составляют кластеры по различным темам, используют их в презентациях.

Для закрепления и систематизации лексического материала я использую кластеры, изготовленные из цветной бумаги. 2 – 3 человека вызываю к доске, остальные делают в тетради, затем проверяем.

В старших классах кластер необходим при систематизации материала по словообразованию.

Например, можно дать задание сгруппировать слова в кластере соответственно суффиксу или образовать новые слова. Кластеры по страноведению позволяют систематизировать лексику по теме, служат опорой для составления монологического высказывания по теме. Универсальность кластера заключается в том, что с ним можно работать на доске, в презентации, в тетради; индивидуально, в парах, в группах.

Прием «Инсерт» (авторы Воган и Эстес).

Этот прием является средством, позволяющим отслеживать понимание прочитанного текста и сделать процесс чтения осмысленным. Я раздаю учащимся составленный мною про семью Кобальдов текст. Героев этого текста Тима, Мими, Ули, папу Тимулли и маму Отилли ребята знают, но в текст я добавляю новых героев и новую информацию о них: бабушку Мутилли и дедушку Фатилли. Этим заданием я ставлю задачу расширить познавательную сферу учащихся. Перед прочтением текста я знакомлю учащихся с рядом маркировочных знаков и предлагаю, по мере чтения ставить эти знаки карандашом на полях распечатанного текста. Помечать следует отдельные абзацы или предложения в тексте. Знаком «галочка» (v) отмечается в тексте информация, которая уже известна ученику. Он ранее с ней познакомился. Знаком «плюс» (+) отмечается новое знание, новая информация. Ученик ставит этот знак только в том случае, если он впервые встречается с прочитанным текстом. Знаком «минус» (-) отмечается то, что идет вразрез с имеющимися у ученика представлениями, о чем он думал иначе. Знаком «вопрос» (?) отмечается то, что осталось непонятным ученику и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее. После прочтения отрывка, учащиеся кратко заносят в таблицу сведения из текста. Знаки «+ - ? » становятся заголовками граф таблицы.

Инсерт требует от ученика не привычного пассивного чтения, а активного и внимательного. Использование маркировочных знаков позволяет соотносить новую информацию с имеющимися представлениями и структурировать изучаемый материал. Использование этого приема требует от учителя:

во-первых, с учетом дидактических требований определить текст или его фрагмент для чтения с пометками;

во-вторых, объяснить или напомнить ученикам правила расстановки маркировочных знаков;

в-третьих, четко обозначить время, отведенное на эту работу и следить за регламентом. И, наконец, найти форму проверки и оценки проделанной работы.

На мой взгляд, наиболее приемлемым вариантом завершения данной работы с текстом является устное обсуждение. Не следует оставлять без внимания в этом приеме знак «вопрос». Учащиеся не всегда умеют задавать вопросы, а со временем у них вообще появляется боязнь их задавать. А ведь известно, что в заданном вопросе содержится уже половина ответа. Именно поэтому знак «вопрос» весьма важен во всех отношениях.

В результате использования ТРКМ ученики стали лучше усваивать учебный материал. Улучшились такие показатели как умение конструировать текст и умения ставить вопросы к тексту; качество знаний учащихся по предмету во 2 классе составляет 100%; повысился познавательный интерес к предмету; повышается активность учащихся во внеурочной деятельности. Результаты исследования, хотя еще пока и незначительные, показывают, что использование технологии развития критического мышления развивает мыслительную деятельность учащихся начальной школы; формирует умение аргументировано высказываться, задавать разумные вопросы, делать логические умозаключения.

Категория: Немецкий язык
04.03.2015 19:25


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!