СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование читательской грамотности на уроках английского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Читательская грамотность является одним из важных направлений формирования функциональной грамотности, под которой понимается способность понимать и использовать тексты, размышлять о них, читать, чтобы достигать своих целей, расширять знания и возможности, участвовать в жизни общества. Большое разнообразие текстов в учебниках английского языка дают возможность учителю формировать читательскую грамотность на уроках, используя для этого разные приемы работы с текстовым материалом.

Формирование читательской грамотности на уроках иностранного языка предполагает работу над развитием следующих умений у учащихся:

1.Умение находить и извлекать необходимую информацию из текста;

2.Умение интегрировать и интерпретировать информацию;

3.Умение, направленное на осмысление и оценку прочитанного в тексте.

Формирование и развитие читательской грамотности на уроках иностранного языка предполагает работу с текстовым материалом. За основу берется учебный текст.

Для формирования читательской грамотности на уроках иностранного языка можно использовать следующие упражнения, построенные на работе с разными форматами текстов:

-Деление текста на абзацы

-Предвосхищение содержания текста

-Найди ошибки, сходства/различия

-Объедини части текста

-Волшебное дерево

Применяя задания на формирование читательской грамотности, учитель способствует повышению мотивации учащихся, расширяет их кругозор, развивает творческие способности, помогает осознать ценности современного мира – всё это необходимо для гармоничного развития личности и дальнейшего взаимодействия с обществом.

На уроках иностранного языка я стараюсь активно работать над формированием вышеизложенных умений у моих обучающихся, начиная уже со 2 класса.

Ни для кого не секрет, что довольно часто учащиеся работают с текстами, содержание которых выходит за рамки их интересов и потребностей. Это приводит не только к снижению мотивации учения, но и к потере смысла самого чтения как вида речевой деятельности. И здесь важно правильно выбрать стратегию работы над текстом, определить методы и приемы работы.

При работе с любым текстом можно выделить три этапа:

Предтекстовый (Pre-reading)

Текстовый (While-reading)

Послетекстовый (Post-reading)

1. Предтекстовый этап:

Этот этап направлен на устранение смысловых и языковых трудностей его понимания и одновременно на формирование навыков и умений чтения, выработку «стратегии понимания».

Цель этапа — пробуждение и стимулирование мотивации к работе с текстом.

На данном этапе работы с текстом будут эффективными следующие приёмы, которые используются мной на уроках немецкого и английского языков.

«Отгадай по иллюстрации».

Цель — актуализация предшествующих знаний и опыта, имеющих отношения к теме текста.

Для примера предлагаю рассмотреть задание из учебника Spotlight 5 класс, стр. 66, упр. 3.

1.Look at the pictures. What animals can you see? What can you expect in the reading?

Перед началом чтения текста учащимся предлагается познакомиться с иллюстрациями и предположить, о чем идет здесь речь. Дан ряд картинок. Учащиеся должны отгадать по рисунку, о чем или о ком может идти в тексте речь и ответить на вопрос. Определить перед чтением по заголовку и (или) по рисункам, сопровождающим текст, о чем или о ком может идти в нем речь.

Можно предложить описать картинки перед чтением или прослушиванием, называя знакомые слова.

2. Before reading the text look at these words. They are from the text. Try to guess about what it is.

После этого слушаем и читаем историю все вместе, теперь дети находят слова в тексте и закрашивают их цветными карандашами или хайлайтерами. Моим подобная «охота» на слова очень нравится.

2. Текстовый этап:

Цель этапа:

проконтролировать степень сформированности различных языковых навыков и речевых умений;

Текстовый этап включает в себя задания, которые учащиеся выполняют непосредственно во время чтения. На этом этапе развиваются коммуникативные умения чтения, он самый продолжительный по времени и может включать несколько заданий, позволяющих провести проверку прочитанного.

На данном этапе работы с текстом будут эффективными следующие приёмы, которые используются на моих уроках. При помощи данных приемов дети развивают коммуникативные умения, учатся строить предложения на основе знания лексических и грамматических единиц.

  1. Read the text. Read aloud. Students are put in groups and go to the front. They read the passage, sentence by sentence or word by word

2. Find and write down ten adjectives.

3. Put down all irregular verbs that you will find.

4. Crazy Synonyms. Find the adjectives and replace them with synonyms or something funny.

5. Make up sentences using the following words:

national, funny, water, dangerous, head, beautiful

Послетекстовый этап:

  • Цели:
  • — использовать ситуацию текста в качестве языковой, речевой, содержательной опоры для развития умений в устной и письменной речи;
  • — использовать содержания текста для развития умений школьников выражать свои мысли в устной и письменной речи.
  • Упражнения:
  • С целью развития речи учащиеся отвечают на предложенные вопросы и передают содержание текста.
  • Для слабых детей — рассказ с опорой.
  • Составить план текста, выделив его основные мысли.
  • Пересказать/кратко изложить содержание текста, возможно и письменно.

Такое многообразие упражнений позволит, в зависимости от цели урока, вида выбранного текста и этапа работа, подобрать те из них, которые наилучшим образом помогут сформировать необходимые читательские умения у младших школьников.

1.After reading the text make a word cluster. There is a key word in the center of it. Look at the example.

2. Make some questions with the following words

  • What?
  • Where?
  • Why?

3. Design a poster using pictures or photos of Indian animals.

Spotlight 4, p.76, ex. 7

Pre-reading activities 1. Look at the pictures. What can you see? What is this story about?

2. Read the title of the text, please. What do you expect will happen from reading the title? Make predictions. 4. Read the end and predict the beginning.

5. Look through the text and try to find the adjectives.

6. Find the words that start from letter “c”.

7. Read the key words:

Androcles, lion, slave, thorn, master, the Emperor, thorny bush

While-reading activities

1. Read aloud. Let’s break into groups and go to the front. Read the passage, sentence by sentence or word by word. Можно предложить читать по ролям разными голосами или с разнообразными эмоциями. Это очень весело и вовлекает даже тех, кто читать не любит.

2. Complete the sentences. Pictures will help you.

«Текст с пропущенными словами».Учащимся предлагаются карточки, на которых написан текст с пропущенными ключевыми словами. Учащиеся работают в парах и заполняют карандашом пропуски. Предложения также можно расположить не в хронологическом порядке. Их необходимо выстроить правильно, поставив номер предложен.

3.Try to find some mistakes.

4. Stop before the end! Stop and discuss what the possible ending will be.

Post-reading activities.

2. Rewrite sentences in the correct order.

3. Who said that?

4. Find passages (sentences) and arrange them correctly.

5. Correct the mistakes

6. Relate it to Real-life.

Share similar situations from your life. Or you can compare it to another story or movie, what are the differences and similarities?

7. Create a new character of the story.

8. Retell the story.

9. Interview a character from the story.

10. Write New Dialogue. Create and act out some new dialogue between characters, this can be very funny.

11. Design poster. Design, draw or describe a poster for the story as if it was made into a movie.

12. Проработав историю, очень забавно озвучить мультик, включив его без звука (все записи есть в мультироме), или разыграть сценку.

Мы все прекрасно понимаем, что чтение интересных правильно подобранных текстов на английском языке является самым эффективным способом пополнения словарного запаса. Я подобрала серию коротких рассказов и художественных книг, благодаря которым они смогут закрепить не только лексические, но и грамматические навыки.

ВО ВРЕМЯ ЧТЕНИЯ КНИГИ все части занятия построены на основе диалога с ребёнком. Даже когда педагог читает книгу, наши дети не превращаются в пассивных слушателей, а активно вовлекаются в разговор. Перед началом чтения (примерный диалог с ребёнком) What are we going to do? - We are going to read this book? Is this book big or small? - This book is big Look at the cover. What can you see? - I can see a lion and a tiger What color is the cover? - The cover is red and green Are you ready to read this book? - Yes, I'm ready to read this book Can you count the pages? - Yes, I can count the pages В процессе чтения (варианты вопросов к ребёнку) Can you find ______? Can you count_____? What color is the _______? What is ________ doing? What is _________wearing? What sound does a ______ make? How does __________feel? В конце чтения (варианты вопросов к ребёнку) Did you like this book? Who are you in this book?

Для первого самостоятельного чтения я использую книги Джулии Дональдсон. Она написала целую серию книг специально для детей, только начинающих осваивать навык чтения. Songbird Phonics (Oxford Reading Tree) - 6-ти ступенчатая серия, состоящая из коротеньких историй с очень интересными сюжетами и потрясающими (как и в более "взрослых" книгах Дональдсон) иллюстрациями. К каждой серии прилагается Activity book.

Формат книг этой серии очень удобен для распечатывания на бумаге стандартного (А4) формата и дальнейшей брошюровки, или склейки.

Ресурс для чтения на английском вместе с детьми. Отличные бесплатные онлайн-книжки для детей от 3 до 11 лет с веселыми иллюстрациями и аудио сопровождением https://www.oxfordowl.co.uk/for-home/reading-owl/find. Секрет: нужно регистрироваться как родитель, чтобы иметь возможность пользоваться ресурсом бесплатно

Lit2Go - этот сайт будет полезен для таких компонентов занятий, как Reading или Story Time, на нем собраны книги и рассказы самых разных жанров. С сайта можно скачать книги в формате pdf или аудио

Чтобы повысить у детей мотивацию к изучению английского языка, к чтению книг на английском, я часто на своих занятиях использую различные игры

Завершить я хотела бы словами К. Д. Ушинского «Читать - это еще ничего не значит; что читать и как понимать прочитанное –вот в чем главное дело».

14.12.2023 19:03


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!