СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ФГОС по русскому языку и литературе

Нажмите, чтобы узнать подробности

ФГОС по русскому языку и литературе Современная жизнь предъявляет нашим выпускникам различные требования, которые кратко можно охарактеризовать так: сегодня мало быть просто знающим, мало иметь в своем багаже хорошие оценки по предметам – нужно научиться применять свои знания, умения и навыки не только в сфере узкой специальности, но и в семейной, общественной, политической жизни. В этой связи очень актуальными становятся те универсальные учебные действия (УУД), которые вводятся ФГОС. а) Личностные: – формирование основ гражданской идентичности; – правосознание, межличностные отношения; – выбор профильного образования и готовность к дальнейшему самообразованию. б) Регулятивные – способность ставить цели и задачи, уметь контролировать свои действия, планировать будущий результат. в) Коммуникативные: – умение работать в группе, согласовывать свои действия, договариваться и поддерживать контакты; – речевая деятельность. г) Познавательные: – смысловое чтение и осознанная работа с информацией; – проектно-исследовательская работа; – изучение различных действий и операций и умение применять их на практике. «В основе развития УУД лежит системно-деятельностный подход. Активность обучающегося признается основой достижения развивающихся целей образования – знания не передаются в готовом виде, а добываются самими обучающимися в процессе познавательной деятельности». Предметными результатами обучения по предметной области русского языка в данном контексте становятся: «1) совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма), обеспечивающих эффективное овладение разными учебными предметами и взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения; 2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, в процессе образования и самообразования; 3) использование коммуникативно-эстетических возможностей русского языка; 4) расширение и систематизация научных знаний о языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий языка; 5) формирование навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения; 6) обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речиграмматических средств для свободного выражения мыслей и чувств адекватно ситуации и стилю общения; 7) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка, основными нормами литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устныхи письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию; 8) формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность». Все вышеперечисленные требования ФГОС нашли свое отражение в методике преподавания русского языка. Реализовать деятельностный подход в обучении призваны современные образовательные технологии, среди которых модульная технология обучения,технология внутриклассной (внутрипредметной) дифференциации, или комбинированная система обучения (по Н. П. Гузику),технология коллективного способа обучении - КСО (авторы А. Г. Ривин,В. К. Дьяченко) и другие. Большое место в обучении орфографии занимают диктанты различных видов. Виды диктантов по русскому языку По структуре текстов Словарный. – Диктант по вариантам трудности одной орфограммы. – Диктант на сопоставление нескольких орфографических правил. – Диктант на основе тематической группы слов или на основе лексико-грамматической группы слов. По связному тексту По характеру записи диктуемого 1) Без изменения диктуемого. 2) С изменением диктуемого: – выборочный. – распределительный. – восстановленный. 3) С графическим изображением диктуемого: – в виде схемы. – в виде условных изображений. 4) Цифровой. По времени объяснения диктуемого Комментируемый (комментированное письмо). Объяснительный. По степени изменения текста 1) Творческий (с грамматическим заданием). 2) Свободный. 3) С продолжением. По способу восприятия текста 1) Зрительный. 2) Слуховой. 3) По памяти. По своему назначению и роли все названные выше диктанты могут рассматриваться как обучающие. При проведении всех видов обучающих диктантов важно, чтобы учащиеся устно объясняли изученное. Проблемы будут решаться при грамотном подходе руководителей ОУ к совершенствованию образовательного пространства, при должном материально – техническом оснащении кабинетов. Но самая главная фигура – учитель, который должен быть в постоянном профессиональном поиске, открытым ко всему новому. Основные содержательные линии ? • содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции; • содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций; • содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции Результаты изучения предмета « Русский (родной) язык » ? 1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования ; 2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию; 3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. Предметные результаты освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку : ? 1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества; 2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом; 3) усвоение основ научных знаний о родном языке ; понимание взаимосвязи его уровней и единиц; 4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы ; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи; (продолжение) ? 5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литерат урного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний; 6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения; 7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка; 8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике; 9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы. Главные цели изучения предмета «Литература»: ? • формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; • развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся; • постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ; • поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст; • овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного; • овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями; Результаты изучения предмета « Литература » Личностные: • совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов; • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.). Метапредметные: • умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно- следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы; • умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов; • умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. Предметные результаты: ? 1) в познавательной сфере: 2) в ценностно-ориентационной сфере: 3) в коммуникативной сфере: 4) в эстетической сфере: Место курса « Литература » в базисном учебном (образовательном) плане ? Федеральный базисный учебный образовательный план для образовательных учреждений Российской Федерации (вариант № 1) предусматривает обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования в объеме 455 ч, в том числе: в 5 классе — 105 ч, в 6 классе — 105 ч, в 7 классе — 70 ч, в 8 классе — 70 ч, в 9 классе — 105 ч.

Категория: Русский язык
23.03.2016 12:41


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей