СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эссе на тему "Проектная деятельность в ДОУ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эссе на тему:

«Проектная деятельность в детском саду»

Свои рассуждения  на тему: «Проектная деятельность в детском саду» я хотела бы начать   со слов советского педагога и психолога,  академика и вице-президента Российской академии образования, доктора психологических наук, профессора  Василия Васильевича Давыдова: 

 «Воспитание служит необходимой

и всеобщей формой развития ребенка.

Воспитание достигает своих целей,

если умеет направить собственную

деятельность ребенка».

За последний  период в образовании, и в частности дошкольном образовании, произошло много изменений:

2009 г.  - утверждены Федеральные государственные требования; 

2012 г.- выходит новый закон «Об образовании в Российской Федерации»;

2013 г- утверждается  «Порядок организации и осуществления  образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;

2014 г- внедрение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

С вступлением в силу новых законов и нормативных актов воспитателю дошкольного образования приходится перестраивать свои подходы к организации непосредственной образовательной деятельности в детском саду.

С целью формирования общей культуры детей, развития их физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирования предпосылок учебной деятельности, сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста, воспитателю ДОУ приходится решать следующие задачи:

  • создавать условия для разностороннего развития детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей;
  • работать  над достижением детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности.

 

Для достижения данной цели и реализации поставленных задач необходимо менять подходы к организации непосредственной образовательной  деятельности (НОД)   по ряду причин:

во-первых, ребенок должен как можно раньше получить позитивный социальный опыт реализации собственных замыслов;

во-вторых, развитие современного общества, требует поиска новых, нестандартных действий в самых разных обстоятельствах;

в-третьих,   перспектива социального развития  предполагает умение проявлять продуктивную инициативу.

            Подобные умения необходимо воспитывать с детства.    Ребенок, проявляющий инициативу, должен ориентироваться в окружающей его действительности, понимаемой как определенная культура, имеющая свою историю.  Разрешить эту проблему поможет проектная деятельность. Дошкольники могут успешно выполнять данный вид деятельности. При этом наблюдаются отчетливые позитивные изменения в познавательном развитии детей, наблюдается личностный рост дошкольников, который выражается в стремлении к выполнению оригинальных творческих работ. Существенно изменяются межличностные отношения дошкольников, дети приобретают опыт продуктивного взаимодействия, умение слышать другого и выражать свое отношение к различным сторонам реальности. Наблюдаются изменения в отношениях между детьми и родителями.

В ходе проектной деятельности дошкольник исследует различные варианты решения поставленной задачи, по определенным критериям выбирает оптимальный способ решения.

При организации проектной деятельности необходимо учитывать тот факт, что в дошкольном возрасте замысел ребенка, как правило, намного опережает его возможности. В связи с этим взрослые, в первую очередь  воспитатели и родители должны оказывать помощь дошкольнику при реализации замысла.

            Но могут возникнуть  следующие проблемы:

  • несоответствие между традиционной формой организации образовательного процесса и характером проектной деятельности. Проектная деятельность, как отмечалось выше, осуществляется в пространстве возможностей, где нет четких заданных норм. В этом случае и педагог, и ребенок попадают в ситуацию неопределенности;
  • большинство педагогов ДОУ очень чутко относятся к детям и поддерживают их эмоционально. Однако эта эмоциональная поддержка может выливаться в готовность выполнить творческое задание за ребенка, будь то формулировка творческого замысла или поиск возможных способов решения.

Во избежание данных проблем организовывать  НОД только в традиционной форме просто недопустимо.

Педагог должен сориентировать ребенка на исследование как можно большего числа заложенных в ситуации возможностей, а не на прохождение заранее заданного (и известного педагогу) пути, в то же время педагог должен организовать проблемную ситуацию для детей, но не должен предлагать свои варианты решения задачи. Иначе ребенок окажется в объективной позиции.

Высказывание В. В. Давыдова  полностью это подтверждает. В ходе творческой проектной деятельности, когда организовывается собственная деятельность ребенка, создается новый творческий продукт,  который чаще всего осуществляется коллективно или совместно с родителями.

Проектная деятельность предполагает   показать ребенку значимость его усилий для окружающих, а показать это можно только тем, что ребенок создает самостоятельно. Если же подобного  не будет, то результаты деятельности дошкольников не войдут в культуру детского сада, а значит, существенно не повлияют на социальный статус ребенка, а следовательно, и на развитие его личности. Поэтому внедрение проектной деятельности   является неотъемлемой частью организации  непосредственной образовательной деятельности  с детьми дошкольного возраста на современном этапе развития образования.

08.01.2015 10:38


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!