СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эссе "Моя педагогическая философия"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Моя педагогическая философия.

Помню свои первые литературные опыты. Это было давно, в 6 или 7 классе. Первые детские стихи о погоде, о школе, о сверстниках. С тех пор прошло много лет, но любовь к слову осталась. Я сохранила её как частичку своего внутреннего «я». Когда встал вопрос о том, на какой факультет педагогического института поступать, сомнений не было- историко-филологический.

И вот я учитель. Как донести до ребят всю красоту, всю звучность, всю возвышенность и трагичность русской поэзии и прозы? Как научить вдумчиво читать, разбираться в сложном хитросплетении судеб, выразить свою точку зрения, усовершенствовать речь? И как, в конце концов, стать настоящим читателем?

У Марины Цветаевой есть такие слова: «Книга должна быть исполнена, как соната. Знаки – ноты. И воля читателя – осуществить или исказить.». Художественные произведения – это диалог с читателем, а чтение – это общение с писателем, с героями произведения.

Для меня каждое соприкосновение с литературой, с книгами всегда связано с чувством утоления духовых потребностей. Это чувство всегда положительное. Когда бывает особенно трудно, я читаю про себя наизусть стихи Есенина, Блока, Ахматовой, Пушкина. Поэзия успокаивает душу, всё расставляет на свои места. И здесь уже важно быть не только вдумчивым читателем, но и чувственной натурой. И.С. Тургенев в статье, посвященной поэзии Ф.И. Тютчева, писал: «Для того, чтобы вполне оценить Тютчева, надо самому читателю быть одарённым некоторою тонкостью понимания, некоторою гибкостью мысли. Фиалка своим запахом не радует на двадцать шагов кругом: надо приблизиться к ней, чтобы почувствовать её благовония». Эти слова в полной мере можно отнести к лучшим произведениям русских писателей – классиков. Только читатель, наделенный «чувством языка», читатель, который не позволяет «душе лениться», умный, мыслящий читатель, «одаренный тонкостью понимания», «гибкость мысли» способен « вполне оценить» творения Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Тургенева, Некрасова, Толстого, Достоевского, Чехова.

Трудно и интересно работать сейчас учителю литературы. Трудно потому, что дети, увлеченные компьютером и «боевиками», перестают читать. Трудно потому, что на педагога обрушился поток «методической» литературы, которая обещает сразу делать всех грамотными и образованными. Учителю предстоит нелегкая задача: разобраться в этом «потоке» информации и заинтересовать, а иногда и просто уговорить ребенка взять в руки книгу.

Интересно потому, что мы уходим от жестких рамок построения урока, от обязательного внедрения тех или иных методов. Интересно еще и потому, что мы открываем для детей тех художников слова, которые ранее не изучались и не были известны широкому читателю.

Как писал Л.И. Скворцов, «наше эстетическое и стилевое «невоспитание» открылось нам в последние годы в «неосвоенности» таких русских писателей, отторженных на целые десятилетия от отечественной культуры, как А. Алданов, В. Набоков, В. Ходосевич и многие другие».

Стали чаще звучать на уроках имена наших земляков: тех, кто пишет сейчас, и тех, кто писал раньше.

Все это радует, побуждает к действию, к творчеству. Да и сам урок литературы должен нести в себе возвышенный, духовный настрой, удивление и восхищение красотой, светом, «любование» и миром, и тем, как этот мир запечатлевают «великие писатели земли русской».

Конечно, не всегда удается соблюсти все эти условия, но если урок удался, то наш маленький читатель уже никогда не сможет забыть те чувства, ощущение, которые он испытал. Важно помочь ребенку задуматься над вопросами, интересными для него и одновременно важными для становления личности.

Основным средством воспитательного воздействия на школьника было и остается слово. Слово учителя, слово писателя. Не нужно забывать об этом. И если мой предмет не вошел в число «любимых», но дал ребенку то, что должен был дать, это ли не успех?

Иногда на уроке я просто читаю своим ребятам то или иное произведение, а потом прошу написать отзыв или сочинение. Как много интересных, красивых слов встречаю я в их работах! Душа радуется! Пусть не все смогли, не у всех получилось, но даже маленький результат – это уже результат! Мне доставляют большое удовольствие работы моих учеников, написанные по «свежим» впечатлениям, где есть желание осмыслить мир по-своему, где пробивается детская самостоятельность. Не многие сидящие за партами станут впоследствии писателями. Но пусть они будут просто хорошими людьми, добрыми, кормящими зимой голодных птиц, умеющими замирать перед картинами Шишкина, любующиеся закатами и рассветами, ценящими дружбу. Пусть не проходит с годами детское умение видеть цветок в пыли у дороги. Пусть они остаются такими же чистыми и искренними и дальше – в большой сложной жизни.

Все начинается с детства. С первой сказки, с первой книги, с первого стихотворения. Нужно воспитывать вдумчивого читателя – хорошего человека, достойного гражданина. Наверное, это и есть моя задача.

12.01.2017 17:51


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!