СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эссе «Моя педагогическая философия»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эссе «Моя педагогическая философия»

«Любите и уважайте великое искусство музыки. Оно откроет вам целый мир великих чувств, страстей, мыслей. Оно сделает вас духовно богаче, чище, совершеннее. Благодаря музыке вы найдете в себе новые, неведомые прежде силы. Вы увидите жизнь в новых тонах и красках. Музыка еще больше приблизит вас к идеалу совершенного человека».

Д. Шостакович.

Июнь 1995 года. Педагогический колледж. Студенты выпускного курса музыкального отделения получают диплом об окончании. Среди студентов – я. Каждый задумчив и серьезен. Это чувство подбирается и ко мне. Возможно, они думают: - «А что дальше? Нужно ли мне это?» Но для меня было ясно давно уже: мой идеал – музыкант в детском саду, стремление стать музыкальным педагогом - усиливается. Я подошла к той ступени, когда начиналась моя самостоятельная творческая жизнь. Большой радостью для меня было то, что моя мечта с трехлетнего возраста, стать музыкантом, осуществилась.

С 1996 года я тружусь в Сокулукском ясли саде №1 каждый день и час работы для меня – праздник! У меня хорошее настроение, которым я стараюсь «заразить» своих воспитанников и коллектив!

Анализируя прошедшие годы, размышляя о том, каким должен быть педагог, я, естественно, вспоминаю своих коллег, наставников, воспитанников и их родителей, всех тех, с кем мне пришлось встретиться на своем педагогическом пути.

Вспоминаю, как страшно было от неизвестности, от неумения, от того, что многого не понимала. Однако главное, что было осознано, - это требование порядочности, трудолюбия, доброжелательности и терпения.

Когда речь идет о детях, педагогу надо самым добросовестным образом относиться к делу. Праздность в работе немыслима. Все до единой минуты должны быть посвящены нуждам подопечных, пониманию их интересов.

В своей профессии я придерживаюсь мнения, чтобы, прежде всего детский сад давал побольше радости – чтобы с воспоминаниями о нем у ребят связывалось представление о чем-то светлом.

Музыкант в детском саду – это дело очень ответственное. Вот как мне представляется работа такого человека: должен быть близким человеком для детей, должен слиться с их жизнью, войти в их интересы, связать с жизнью свою работу…. В идеальном детском саду большую роль будут играть занятия искусством. Искусство будет тесно связано с жизнью ребенка, с его свободными душевными переживаниями. Музыка должна идти навстречу естественным потребностям ребенка, содействовать его свободному гармоническому развитию и вести к наибольшему развитию его творческих сил.

Основное назначение музыкального воспитания, с мой точки зрения, не формирование навыков копирования и механического воспроизведения, а развитие творческих сил ребенка. Поэтому, надо опираться на свободную активность детей, исходить из природы ребенка, смотреть на него как «на маленького художника». В музыкальной работе должно быть 2 этапа:

Первый – воспринимающая деятельность, когда малышу поют, играют на инструменте, а он слушает;

Второй же строится на методе «освобождения творческих сил», благодаря этому ребенок творит в музыке, импровизируя мелодии голосом или на музыкальном инструменте.

«Музыка должна быть!» Необходимо учитывать следующее; музыкальная жизнь должна быть организована в соответствии с возрастом и потребностями детей, опираться на личный опыт ребенка, должны быть созданы условия для развития музыкального слуха, музыкального языка, творческого восприятия. Важно систематически обследовать степень музыкального развития детей, выявляя при этом их потребности и интерес к музыке, творческие способности, а также уровень музыкальных знаний. Только благодаря такому подходу можно создать необходимую музыкальную атмосферу на концертах, вечерах, специальных занятиях.

Моей целью является «не воспитание музыкантов, а людей». Без музыкального воспитания не может быть полноценного развития ребенка, музыкальное воспитание – основа культуры человека. Главнейшим условием, чтобы музыка стала неотъемлемой частью жизни детей, я считаю природу. Природа – это фон, благодаря которому ребенок чувствует красоту музыки, это средство реальных музыкальных впечатлений. Такие впечатления дети могут получить не только на природе, но и в комнате сказок, уголке мечты, в музыкальной комнате. Вся обстановка должна помогать детям слушать, слышать и понимать музыку. Но никакое слушание не может обойтись без «психологической установки», которая способствует выработке умения эмоционально относиться к музыке. Это может быть реализовано с помощью подбора музыкальных произведений для слушания детям с яркими, понятными им образами окружающего мира (образы природы и сказочные мелодии). Любое музыкальное произведение должно слушаться в течение месяца, чтобы, с одной стороны, не притуплялась новизна восприятия, а с другой – дети мыслили музыкальными образами, выражали свои чувства и настроения. А так же нужно как можно больше беседовать с детьми о музыке, ведь именно беседа, перемежающаяся с прогулками на природу, создает у ребенка потребность слушать музыку и получать наслаждение от нее. Общение ребенка с музыкой поднимает его на «такую ступеньку культуры, которая не может быть достигнута никакими другими средствами».

Вся система музыкального воспитания направлена на нравственно - эстетическое развитие ребенка, его духовного благородства, доброты, сердечности и на этой основе на утверждение прекрасного в самом себе.

Музыка – воображение- фантазия, - сказка – творчество - такова дорожка, идя по которой ребенок развивает свои духовные силы. Красота имеет своим источником красоту окружающего мира.

Сегодня актуальны вопросы нравственного воспитания детей. Каждый ребенок рождается добрым и для доброй жизни. В том, что он постепенно теряет запас доброты, виноваты и детский сад, и школа, и ПТУ, и конечно, семья, из которой ушли шутка, юмор, игра.

В нашем детском саду нравственному воспитанию детей уделяется большое внимание. В этом участвует весь коллектив, создавая атмосферу доброты, терпимости, душевного комфорта. Обязательно уважение личности каждого ребенка. Необходимым условием работы является также тесное сотрудничество с родителями.

Невозможно переоценить роль музыки в нравственном воспитании дошкольников. На музыкальных занятиях, праздниках, развлечениях формируются такие качества, как коллективизм, любовь к своему дому, бережное отношение к природе. Дети учатся сопереживать, упражняются в хороших поступках, сами не замечая этого. «Музыка - необходимый атрибут человеческого существования. Дело искусства – сохранять душу».

Жизнь в среде детей научила меня понимать их потребности, налаживать контакты с их родителями, вдумчиво относиться ко всему, что окружает, стойко переносить невзгоды беспокойной педагогической жизни. Я хочу, чтобы мои раздумья, сомненья, ошибки, творческие находки послужили уроком молодой смене.

Начав работать, я вскоре убедилась, что знаний, полученных в учебном заведении, мало, нужно самой много читать, наблюдать, сопоставлять, всматриваться, анализировать свои ошибки. Да и наши поступки – это результат наших взглядов, следствие широты кругозора, показатель интеллекта. Интеллект я считаю непременным условием авторитета музыканта, ибо убедилась, что только тогда, когда собеседник поймет, что имеет дело с педагогом – мастером, эрудированным и все понимающим, умеющим общаться на равных с людьми любой социальной категории, он доверится педагогу и проявит максимум уважения к нему.

Не последнюю роль в приобретении авторитета играет доброжелательность и умение расположить к себе окружающих. Доброта и милосердие должны быть присущи любому человеку, а тем более педагогу. Без этих качеств работать с детьми невозможно. Доброта педагога, я считаю, заключается в том, чтобы с готовностью помогать ребенку осваивать мир, а семье – гармонично воспитывать его.

Авторитет педагога зависит от его отношения к делу, к труду вообще. Сколькими знаниями и умениями должен обладать педагог, музыкант, воспитатель!

Я знаю одно: чем больше дошкольный работник знает и умеет, тем легче и интереснее ему работать с детьми.

Во время работы я всегда стараюсь создать хорошее настроение себе, детям, коллегам – кому советом, кому шуткой, кому примером. Но наряду с этим лучшим качеством педагога я считаю исполнительность и заинтересованность в деле.

Творчество в работе педагогу крайне необходимо, но это не значит, что он может не считаться с требованиями программы. Программные задачи должны выполняться. Однако рекомендуемая методика требует иногда корректировки, поскольку каждая группа, каждый ребенок индивидуальны. Недаром К.Д. Ушинский назвал педагогику не наукой, а искусством, которое всегда без штата. Много внимания я уделяла добросовестной подготовке детей к выпуску из детского сада. Их выступления, эмоциональный подъем, знания – это и оценка моей работы! Кроме того выпускной бал – экзамен на звание музыкального педагога, именно здесь выявляется его авторитет, его мастерство. Я стремлюсь к тому, чтобы выпускники вспоминали о днях, проведенных в детском саду, как о самой счастливой поре их жизни.

Антон Семенович Макаренко писал, что если от человека не требовать многого, то много от него и не получишь. Читая «Педагогическую поэму», я обратила внимание на то, что великий педагог в своих исканиях шел, «осторожно ступая», отбрасывая то, что не действовало, и, применяя другое, способствующее воспитательному эффекту. У А.С. Макаренко училась я проявлению настойчивости в вопросах воспитания.

Вдохновленным примером преданности детям стала для меня жизнь Януша Корчака. Я очень ценю педагогическое наследие Л.Н. Толстого, Н.И. Пирогова, К.Д. Ушинского. А идеи Н.К. Крупской помогали мне вдумчиво относиться к организации детского коллектива, к работе с родителями, к воспитанию у них чувства ответственности за детей, с одной стороны, а с другой – к формированию умения ценить труд педагога, прислушиваться к его советам, преодолевать педагогические трудности.

Профессиональный портрет педагога «рисуют» его дела: умело организованные занятия, интересно проведенные праздники, зрелища, развлечения, творческие деловые контакты с родителями и, конечно, улыбки на лицах ребят.

Еще раз задумываюсь, что такое опыт, и прихожу к выводу, что это совокупность многих качеств, навыков и знаний, приобретенных в поиске рациональных путей распределения времени, это умение держать в поле зрения одновременно все и, тем не менее, видеть отдельные взаимосвязанные части, составляющие единое целое.

Педагог должен постоянно работать над собой. Только тогда он будет пользоваться авторитетом среди коллег, только тогда к нему будут тянуться дети.

Мысленно возвращаюсь в годы своего студенчества и понимаю, верным был «мой шаг» к воспитанию будущего поколения. Никогда в жизни я не пожалела о выбранной мною профессии, никогда «не изменю» ей.

Стимулом работать музыкантом является для меня отзывчивость и интерес к музыке моих воспитанников. Приходя на концерты в музыкальную школу, где я и получила свое первое музыкальное образование, я постоянно вижу своих воспитанников, их родителей. Чувствую, что искорку и желание связать себя с музыкой «зажгла» в них я. И это также дает мне силы жить, творить и наслаждаться великим искусством – музыкой!

Каждый день по дороге домой, я анализирую свой трудовой день. Своими впечатлениями, сомнениями, предложениями и планами я делюсь на следующий день с коллективом, заведующей, что бы действовать с ними согласованно и не повторять ошибок. Так будут идти все последующие дни и вся жизнь в детском саду.

Моя жизнь, мое творчество в процессе усовершенствования и поиска новых и лучших побед. Моя жизнь, а значит и творческий поиск, продолжаются!

И в заключение…

Искусство быть педагогом так же многогранно и сложно, как всякое искусство.

Педагог должен любить детей, жить для детей – без этого его работа не имеет смысла. Кроме того, ему всегда надо помнить о своем долге: ведь государство возложило на него большую ответственность - вырастить из ребенка достойного члена общества.

На память приходят слова великого русского писателя Л.Н. Толстого «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель». Эти слова в полной мере можно отнести и к педагогу детского сада.

В работе каждого педагога бывают ошибки, особенно от них не застрахованы люди творческие, ищущие, не останавливающиеся, только лишь на выполнении программных требований и указаний вышестоящих должностных лиц. Ошибки встречались и в моей трудовой биографии. Но главное – вовремя их исправить, не допускать впредь, помнить о том, что имеешь дело с доверчивыми, ранимыми существами, в душах которых ты сеешь зерна (какими, же они взойдут?).

Постоянно расти, работать над собой, совершенствовать свое профессиональное мастерство обязан каждый педагог – и начинающий, и опытный.

13.04.2015 14:41


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!