СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Детям с нарушением интеллекта трудно самостоятельно отделить плохое от хорошего, составить себе шкалу нравственных ценностей. Экологическое воспитание - составная часть нравственного воспитания. Поэтому под экологическим воспитанием следует понимать единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. Для того чтобы детям легче было соориентироваться в вопросе экологии, обрести гармонию с природой и нужны мы - взрослые.
Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на ребенка, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие качества. Через игру дети теснее соприкасаются с природой. Они учатся ее любить, бережно к ней относиться.
Игра, как известно, один из наиболее доступных видов деятельности для детей и в частности для детей с нарушением интеллекта. Экологические игры для младших школьников с нарушением интеллекта (умеренной и тяжёлой умственной отсталостью) основаны на ознакомлении с окружающим.
В данном блоге мне бы хотелось привести примеры нескольких игр, которые помогут родителям занять своих детей летом, так же могут пригодится педагогам, работающими с детьми с нарушением интеллекта младшего школьного возраста (умеренной и тяжёлой умственной отсталостью). Игры разделены на два блока : с природным материалом и с карточками. Играть в такие игры можно как дома (когда на улице дождик), так и на отдыхе на даче, на море, в парке и т.д.
Игры с природным материалом:
1. "Шустрые зайчата":
Цель игры: закрепить числовой ряд в пределах 10, развивать внимание, закрепить знания об овощах (если ребёнок говорящий), изучить свойства песка.
Ход игры: если вы на природе и рядом с вами есть песок, то играть можно прям в песочнице или на пляже, а, если вы дома, то можно насыпать песок в небольшой контейнер. Нужно ещё вырезать 10 морковок (нарисовать на них цифры) и 2 зайчика. Воткните морковки в песок вместе с ребёнком. Каждый держит в руках своего зайчика.Возьмите игровой кубик, бросайте по очереди с ребёнком кубик и какое количество точек выпало, такую же цифру нужно найти на морковке и взять себе. Если выпадает цифра, которую уже забрали, пропускаете ход. Можно играть и по-другому: заготовить побольше морковок и забирать такое количество морковок, сколько выпало на кубике. Перед тем как начать играть в морковки нужно рассмотреть песок, поиграть с ним, порыхлить грабельками, показать ребёнку, что когда песок сухой - он рассыпается, как только намокнет - он слипается (для этого возьмите бутылочку с водой). Вспомните с ребёнком, что морковка - это овощ, если ребёнок говорящий, спросите какие овощи он ещё знает.
2. "Камешки":
Цель: развитие зрительного гнозиса и конструктивного прасксиса.
Ход игры: положите ребёнку на дно маленького надувного бассейна или таза камешки, налейте воду. Рядом с бассейном или тазиком выложите несложную фигуру (круг, цветочек), предложите ребёнку, чтобы он выловил сачком (руками, лопаткой) камешки и выложил рядом с вашей фигурой такую же.
3. "Рыбалка":
Цель: развитие зрительного гнозиса, закрепление цвета, привитие любви к природе.
Ход игры: В надувной бассейн или тазик или ведерко налейте воду, положите разноцветные рыбки. Если ребёнок говорящий, то можно спросить ребёнка где живут рыбки, а, если ребёнок неговорящий, можно рассказать самим о местах обитания рыб. Дайте ребёнку удочку или сачок. Если ребёнок говорящий, вы называете цвет, а ребёнок ловит рыбку соответствующего цвета. Если ребёнок неговорящий, заготовьте заранее цветные карточки, и во время игры показывайте их ребёнку. В конце игры ребёнку можно прочитать стихотворение:
Рыбка, словно мотылек,
Над водой взлетела.
Глазик – темный уголек,
И как льдинка тело,
Плавнички дрожат, трепещут,
Спинка выгнулась дугой,
Чешуинки так и блещут
У красавицы такой.
Я собрался на рыбалку,
Только вот рыбешку жалко.
Надо предложить ребёнку отпустить всех рыбок обратно в воду, объяснив, что рыбки без водички жить не могут.
Рыбок можно изготовить самим, если нет готовых в наличии. Для этого вырежьте из цветного двустороннего картона рыбок и обмотайте скотчем, приклейте магнит, если будете ловить рыбок удочкой, а на конец удочки прикрепите небольшой металлический предмет (скрепку).
Игры с карточками:
1. "Разноцветное лото":
Цель: закрепить знания о цвете, насекомых.
Ход игры: нужны карточки с изображением зелёного кузнечика, красной божьей коровкой, синей бабочки, а так же карточки с изображением цветочков соответствующих цветов. Ребёнку даётся инструкция: "Посади кузнечика (бабочку, божью коровку) на цветочек такого же цвета" или "Найди домик для кузнечика (бабочки, божьей коровки)". При этом взрослый может немного рассказать о каждом насекомом и о том, что насекомых ловить нельзя, но за ними можно наблюдать. Обязательно понаблюдайте за муравьями в лесу, расскажите какие они трудолюбивые и о том, как они помогают лесу.
2. "Найди деревце"
Цель: дать новые знания о деревьях или закрепить уже имеющиеся знания о деревьях
Ход игры: данная игра может стать первым знакомством с темой деревья, а если на улице вы уже показывали деревья, рассматривали их листочки, то эта игра сможет закрепить уже имеющиеся знания. Нужно распечатать картинки с несколькими деревьями (береза, дуб, клён) и распечатать карточки с изображением листочков данных деревьев. Ребёнку необходимо положить картинку с изображением листочка на картинку с изображением соответствующего дерева.
3. "Что растёт в лесу?"
Цель: закрепить знания о том, что растёт в лесу, прививать любовь к природе.
Ход игры: Нужно распечатать картинку с изображением леса и заготовить карточки с изображением цветов, грибов, ягод, деревьев, а так же карточки с изображением растений, которые не растут в лесу (колосок пшеницы, кувшинка и др.) Ребёнку нужно выбрать только те карточки, на которых изображено то, что растёт в лесу.
Подобные игры : "Кто живёт в лесу/пруду?", "Что растёт в поле/огороде?".
Используемые источники:
1. http://u4isna5.ru/pedagogika/28-pedagogikadoshkolnoeobrazovanie/578-2012-03-04-13-43-05
2. http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/11/30/igry-s-prirodnym-materialom
3. http://revolution.allbest.ru/pedagogics/00773345_0.html
4. http://womanadvice.ru/ekologicheskie-igry-dlya-doshkolnikov
5. http://mekonst.ru/master-klass-po-ekologicheskomu-vospitaniyu-v-dou/
© 2017, Одерова Ирина Алексеевна 1280