СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эффективные методы и приемы обучения чтению в начальных классах

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эффективные методы и приемы обучения чтению

Во-первых, в наш век научно-технического прогресса, где господствуют телевидение, компьютеры и видеоигры, дети потеряли интерес к чтению.

Но не только дети не читают, не читают и взрослые.

Во-вторых, в классах много так называемых «детей риска».

Экологическая, социальная напряженность, снижение показателей социальной защищенности и здоровья детей ведут к увеличению в составе населения доли детей риска. По данным исследователей, количество детей риска составляет сегодня 35-45% от общего состава детей.

А так же: В.А.Сухомлинский, когда исследовал причины умственной отсталости школьников, правильно подметил: «Если в начальной школе дети мало читали, мало мыслили, у них складывалась структура мало деятельного мозга».

Чтобы помочь детям стать читателями, в процессе обучения чтению заложена реализация следующих задач:

  • Формирование устойчивого желания читать литературу (мотивационная сторона читательской деятельности).
  • Совершенствование у учащихся навыка чтения: созидательности, правильности, беглости, выразительности (техническая основа процесса чтения).
  • Формирование способности к полноценному (адекватному и всестороннему) восприятию текста (содержательная сторона чтения: непосредственный эмоциональный отклик, обдумывающее восприятие, постижение текста, авторского замысла и собственного отношения к тому, что и как написано).
  • Освоение различных способов творческой интерпретации художественного текста.
  • Обучение практическим умениям преобразования текста: определению главного и второстепенного, нахождению опорных слов, озаглавливанию и др.

Дети в начальной школе должны уметь читать целыми словами.

  • выявлять в тексте слова и выражения, значение которых непонятно, и осознавать потребность в выяснение их смысла;
  • пользоваться сносками и школьным толковым словарём;
  • определять эмоциональный характер текста;
  • выделять опорные ( наиболее важные для понимания читаемого) слова;
  • определять мотивы поведения героев путём выбора правильного ответа из ряда предложенных;
  • осознавать авторское и собственное отношение к персонажам;
  • формулировать тему текста;
  • находить главную мысль, сформулированную в тексте;
  • чтение по ролям;
  • уметь использовать такие средства интонационной выразительности, как логическое ударение, сила и эмоциональная окраска голоса, темпо-ритм, логические и психологические паузы;
  • уметь делать подробную характеристику персонажей и их взаимоотношений, ссылаясь на текст;
  • уметь пересказать подробно, частично, выборочно, творчески (от другого лица и по изменённому плану);
  • иллюстрирование графическое и словесное, овладение приёмом словесного рисования не только сюжетного фрагмента текста

О некоторых приёмах обучения навыкам чтения в начальной школе.

Как показывает опыт, быстро читают те учащиеся, которые читают много. В процессе чтения совершенствуется оперативная память и устойчивость внимания. От этих двух показателей в свою очередь зависит умственная работоспособность. Вслух долго читать невозможно, так как громкое чтение как средство извлечения информации нерационально. При чтении «про себя» скорость чтения намного возрастает. При этом учёные и практики сходятся во мнении, что большинству учащихся вполне доступна скорость чтения 120 слов в минуту. Тогда возникает вопрос: как выйти на этот уровень? Как же научить ребёнка осознанно и правильно читать, сформировать навык работы с разными видами текстов, определить уровень понимания прочитанного? Как привести учащихся вообще к пониманию смысла текста? Как сделать урок чтения и сам процесс чтения радостью для учащихся? Наверно, каждый учитель задумывался над этим вопросом и каждый старается решить проблему совершенствования навыков чтения.

Мы знаем, сформированный навык чтения включает в себя, как минимум, два основных компонента:

  • технику чтения (правильное и быстрое восприятие и озвучивание слов);
  • понимание текста.

Хорошо известно, что оба компонента тесно взаимосвязаны. При этом на первых этапах формирования навыка чтения большое значение придаётся его технике, на последующих- пониманию текста.

По усовершенствованию навыков чтения можно использовать некоторые приемы по методике, предложенной Заикой, Зайцевым, и использовать пособие «Помогайка» автора Джажалей. Что представляет собой эта методика?

  • Это карточки для каждого ребёнка.
  • Приёмы чтения.
  1. Чтение строчек наоборот.

Написанное прочитывается справа налево так, что каждое слово, начиная с последнего, озвучивается по буквам в обратном порядке. Это упражнение развивает способность строгого побуквенного анализа каждого слова.Например: шар-раш.

  1. Поочерёдное чтение слов нормально и наоборот.

Первое слово читается как обычно; второе - справа налево; третье - как обычно; четвёртое - справа налево и т. д.

  1. Чтение только второй половины слов.

Это упражнение приводит к уменьшению исключительно распространённых ошибок, когда правильно прочитывается лишь начало слова, а конец его либо домысливается, либо читается с искажениями. Например: -ние, -лько, -рой.

  1. Чтение «зашумлённых слов»

Это упражнение закрепляет в памяти ребёнка целостные зрительные образы букв и их сочетание.

  1. Чтение строчек с прикрытой верхней половины.
  2. Отделение слов от псевдослов.

Даётся 20-30 карточек: на одних из них написаны слова, на других - псевдослова, т.е. бессмысленные буквосочетания. Предлагается карточки со словами сложить в одну группу, а псевдослова - в другую.

Это упражнение развивает способность быстро выделять смысл прочитанного.

  1. Чтение перевёрнутого текста.
  2. Чтение предложений снизу вверх.
  3. «Игра в прятки».

Ведущий начинает читать не сначала, а где попало, называя только страничку, остальные должны найти и подстроиться под чтение ведущего. Дети очень радуются, когда первыми успевают найти абзац, который читает ведущий.

  1. «Мнимое слово».

Учитель в ходе чтения произносит неправильно слово, дети прерывают чтение и прочитывают слово с исправлениями. Этот вид чтения привлекателен для детей тем, что они имеют возможность поправить самого учителя, что поднимает их собственный авторитет и придает уверенность в своих силах.

  1. «Чтение за диктором».

Диктором может быть их учитель, и хорошо читающий ученик.

  1. «Чтение хором».

Здесь уже на равных работают все учащиеся: как быстро читающие, так и читающие медленно.

Работа по карточкам включает в себя индивидуальную работу каждого ребёнка на уроках чтения. Эта работа очень эффективна в букварный период, когда дети начинают только читать. Карточка состоит из набора слов, но в процессе обучения слова усложняются, и задание к каждой карточки тоже усложняются.

Упражнения по развитию навыков чтения

  1. «Начни с той же буквы».

Известная игра, в которой несколько человек по очереди называют слова, начинающиеся с одной буквы, например «М». Эта игра обогащает и пополняет словарный запас ребёнка.

  1. «Какой? Какая? Какие?»

Это упражнение развивает образное мышление, способствует обогащению речи ребёнка. Учитель называет существительное женского, мужского или среднего рода, а ребёнок подбирает к слову эпитеты. Например: «трава». Зелёная - мягкая - высокая и т. д.

  1. «Отгадай букву».

Учитель произвольно выбирает букву и предлагает ученикам найти её. Разрешается называть слова, состоящие не менее чем из пяти букв. В ответ на каждое слово учитель отвечает «есть» или «нет» в зависимости от того есть ли в названном слове задуманная буква.

Например, задуманная буква «Т». Фрагмент возможного диалога:

-Цапля? -Нет. -Автобус? -Есть.

Желательно, чтобы дети нашли заданную букву, предложив как можно меньше вариантов.

  1. «Пятёрка слов».

Дети заранее выбирают какое-нибудь слово. Затем каждый из играющих подбирает по 5 слов, начинающихся поочерёдно с каждой из букв, составляющих исходное слово. Например, выбрали слова «роза». Пятёрка слов может быть такой:

  • радио, рекорд, рак, ракета, рана;
  • орех, осень, окно, отметка, отец;
  • зима, звено, змея, зрение, замок;
  • аптека, аллея, армия, астра, арка.
  1. «Лесенка».

Дети заранее выбирают букву, с которой будет начинаться слова. Игра заключается в том, чтобы за определённое время написать «лесенку» слов, начинающихся с этой буквы. Первое слово должно быть двухбуквенным, второе - трёхбуквенным и т. д.

Например:

  • Як
  • Яма
  • Яйцо
  • Ягода

Роль этих упражнений в интеллектуальном развитии ребёнка очень велика.

  1. «Чтение-поворот».

Выбрать предложение в 1,5-2 строчки. Прочитать первое слово, затем прочитать его ещё раз. Быстро повторить первое слово, прочитать второе, повторить первые два- третье и т. д. Например: «У одного…»; « У одного крестьянина…»; «У одного крестьянина был…» и т. д. Такое упражнение позволит ребёнку перейти от чтения по слогам к чтению словами и понимать значительно лучше содержание текста.

  1. «Учимся вспоминать слова».

Предложить детям за одну минуту вспомнить как можно больше различных существительных. Дети произносят вслух существительное и ставят палочку на бумаге. По окончании одной минуты подсчитывается слова.

Например:

  • ////
  • //////

То же самое упражнение, но используя глаголы.

  1. «Составление предложений».

Придумать смысловой ряд, состоящих из двух существительных и глагола.

Например:

  • Котёнок пьёт молоко.
  • Ручкой пишут на бумаге.
  • Машина едет по дороге.
  1. «Учимся фантазировать».

Взять одно слово, например, «кнопка». По очереди предлагать варианты где и для чего можно применить этот предмет.

Например:

  • (Учитель: для прикрепления бумаги к доске).
  • (Ученик: провести окружность; положить на стул и т. д.)
  1. «Снежный ком».

Возьмём любое существительное. Например слово «кот». Мы добавляем слово «лист»-ученик повторяет: «кот», «лист». Предлагаем ещё одно слово: «груша», и ученик вспоминает: «кот», «лист», «груша» и т. д.

  1. «Угадай слова».

Построить смысловой ряд и догадаться каким будет четвёртое слово.

Например: карандаш-бумага; мел-…(доска).

  • гвоздь-молоток; шуруп-…
  • дом-крыша; книга-…
  • птица-яйцо; растение-…
  • квадрат-куб; круг-…
  • хорошо-лучше; медленно-…
  • огонь-пожар; вода-…
  • зерно-амбар; деньги-…
  • человек-ребёнок; собака-…
  • день-ночь; зима-…

Для усовершенствования навыков чтения очень хорошо использовать на уроках чтения речевые разминки. Во время разминке включать упражнения на правильное произнесение звуков, на отработку дикции, на развитие голосового аппарата (произносим тихо, громко, шепотом), темпа речи (произносим быстро, умеренно, медленно). Сложность разминки зависит от возраста и подготовленности детей.

Хороший эффект в работе над артикуляцией приносит упражнения со скороговорками, загадками, считалками, пословицами, игры со словами: «Дочитай слово», «Слог потерялся», «Угадай, какая буква пропущена», «Курочка с цыплятами».

Для того чтобы повысить технику и сознательность чтения, используется нетрадиционный метод обучения чтению - метод динамического чтения. Динамическое чтение-это когда читаются не буквы, слоги или слова, а целые группы слов, блоки: это чтение только глазами.

Поэтому начинать работу над скорочтением нужно с развития зрительной памяти, внимания.

Этому способствует так называемое «фотографирование»: различного рода картинок, карточек, предметов. Учащиеся должны за одну секунду запомнить всё, что изображено на картинке, т. е. «сфотографировать». Например, показывается иллюстрация к сказке. Дети должны за секунду запомнить всё, что на ней изображено, и сказать, как называется сказка. Перед показом картинке необходимо предупредить детей, что они должны смотреть очень внимательно. Затем даётся команда: «Приготовиться! Внимание! Фотографируем!»

Работая над текстом на уроках чтения, используются следующие упражнения: чтение "эхо", чтение "канон", чтение "спринт", чтение "разведка", чтение со счетом слов. Чтение "эхо" (на первом этапе обучения грамоте): по одному слову из предложения начинает читать хорошо читающий ученик, а слабо читающий прочитывает следом это же слово. Цель: сильный чувствует себя ответственным, а слабый более уверен в себе, ведь он уже услышал слово. На более позднем этапе чтения сильный и слабый меняются ролями. Цель: сильный ученик отдает все силы выразительному чтению, а у слабого остается время на прочтение следующего слова. Он опять более уверен в себе.

Чтение "канон": один ученик начинает читать один абзац текста, другой читает этот же абзац вместе с первым, но опаздывает от него на три-четыре слова (как при пении канона). Цель: держать определенный темп чтения, стараться читать выразительно, без ошибок.

Чтение "спринт": небольшие отрывки текста несколько учащихся начинают читать одновременно - на скорость. кроме быстроты чтения, им надо следить за выразительностью, безошибочностью.

Все эти упражнения проводятся с привлечением незнакомого текста, затем текст прочитывается вслух и идёт обычная работа над выразительностью, пересказом и т. д.

Выполнение каждого из этих упражнений занимает 5-7 минут. Ценность этих упражнений в том, что после первого самостоятельного знакомства с текстом дети читают его в слух выразительно, уверенно пользуясь антиципацией.

Если на каждом уроке использовать следующие приёмы и методы как:

  • чтение за диктором;
  • чтение в парах;
  • чтение с убыстрением темпа;
  • жужжащее чтение;
  • пятиминутки;
  • самозамер скорости чтения,

то это лучший фундамент для усовершенствования техники чтения.

30.10.2022 13:05


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!