СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на заседании всероссийского педагогического совета

Нажмите, чтобы узнать подробности

ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

СТУДЕНТОВ ВУЗОВ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ РЕФЕРАТОВ

Доклад на заседании

Всероссийского дистанционного педагогического совета

«Системно-деятельностный подход в образовании»

Академии образования и воспитания г. Челябинска

Лазарев Арсений Иннокентьевич,

бакалавр педагогики и психологии,

библиотекарь Уральского филиала

Финансового университета

Уважаемые коллеги!

Современный этап развития отечественной педагогической мысли, а также богатый опыт образовательной практики высших учебных заведений подчеркивает важность и значимую роль самостоятельной работы студентов в структуре учебной деятельности. Именно от владения навыками и технологией самостоятельной работы во многом зависит развитие у личности студента профессиональных компетенций, а также успешность обучения. Данный тезис неоднократно был описан исследователями в научной и методической литературе.

Самостоятельная работа обучающихся в вузе студентов включает целый ряд организационно-педагогических условий. Многообразны и её формы: чтение и конспектирование учебной литературы, поиск источников в каталогах и базах данных вузовской библиотеки, подготовка домашних заданий, проектов, творческих и лабораторных работ, к семинарам, мероприятиям промежуточной и итоговой аттестации.

В данном контексте мне бы хотелось обозначить роль подготовки и оформления реферата как одной из наиболее распространенных форм научно-исследовательской работы. Технология подготовки рефератов общеизвестна и раскрыта во многих литературных источниках. Мне же представляется важным раскрыть те сущностные новообразования в процессе познавательной деятельности, которые приобретает каждый студент в процессе подготовки реферативных работ.

Во-первых, у студента формируется навык работы с текстом отраслевой тематики, он учится понимать, анализировать и компилировать информационные массивы на смысловой основе. Это очень важное умение для дальнейшей работы по подготовке курсовой, а затем и выпускной квалификационной работы. Способность работать с научным и отраслевым текстом крайне необходима людям всех профессий, живущих в эпоху информационного общества.

Во-вторых, навыки по редактированию текста работы, имеющей обязательные реквизиты, оформленной без орфографических и пунктуационных ошибок, развивает информационную культуру будущего специалиста, а также способствует развитию механизмов самоконтроля и саморегуляции – крайне ценных качеств любого работника.

В-третьих, при подготовке реферата студент осваивает азы прикладной библиографии и источниковедения, учится цитировать авторов, оформлять ссылки на исследования, систематизировать список литературы, что также положительно влияет на качество письменных работ.

Таким образом, практика подготовки студентами рефератов может стать одной из ступеней к формированию системного мышления личности. Она дает возможность субъекту образовательной, а затем и трудовой деятельности, совершенствовать процессы своего мышления и познания бытия современного общества.

Благодарю за внимание!

Категория: Всем учителям
18.11.2023 00:37


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!