СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Для учителей, прошедших уровневые курсы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Парная беседа в целях развития критического мышления.

Основы критического мышления могут быть развиты и в работе с младшими школьниками, начиная с очень ранней стадии их обучения, в целях развития необходимых навыков. На уроке русского языка в 4 классе по теме: «Правописание собственных имён существительных» учащимся была предложена парная беседа (взаимоопрос) в целях развития критического мышления. Учащиеся делились друг с другом идеями по пройденной накануне теме «Имя существительное» и должны были ответить на ряд ключевых вопросов: «Что такое имя существительное? Что обозначает эта часть речи? На какие вопросы отвечает имя существительное? Приведи свои примеры имён существительных партнёру. Можешь ли ты разделить существительные на группы? Какие? Докажи. Справедливо ли утверждение, что имя существительное в предложении выполняет только одну роль – роль подлежащего? Докажи» На данную работу было отведено десять минут. После выполнения задания учащиеся отметили, что в ключевых вопросах содержится не вся информация о существительных. Детям было предложено повторно обсудить вопросы в парах и определить, что именно они хотели бы добавить, какую важную информацию нужно донести до всех учащихся класса. Данную информацию было предложено сформулировать в виде одного записанного на листочке вопроса. Учащимися были предложены следующие дополнения: «Как изменяется имя существительное? Какие оно имеет постоянные признаки? Какая часть речи согласуется с существительным в роде, числе и падеже?»

Осуществляя рефлексию по итогам урока, дети отметили, что в парах работать было комфортно, многие дети отметили, что к их мнению прислушался не только партнёр, но и целый класс. Менее уверенные учащиеся, являющиеся по натуре стеснительными, такие как Р. отметили, что такая работа, а именно диалог помогает им стать более уверенными в своих силах. Но не все дети предложили свои идеи и приняли участие в обсуждении. К. пришёл в школу в подавленном настроении (после урока выяснилось, что дома были неприятности) и не захотел участвовать в беседе.

Поразило, на сколько много информации высказала учащаяся А. (слабо мотивированная ученица, часто болеющая). Девочка добросовестно приготовилась в взаимоопросу и внесла ценное предложение – подумать о том, что было бы, если все имена существительные исчезли бы? Учащиеся активно включились в обсуждение этого вопроса и в результате пришли к выводу, что без существительных не возможно функционирование современного русского языка.

Прослушивание ответов других учеников помогло многим детям при формировании собственных идей на уроке. Все ребята старались использовать научную терминологию при обосновании своих ответов Учащийся Д.: «Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? или что? В зависимости от вопросов имена существительные можно разделить на две группы: одушевлённые (кто?) и неодушевлённые (что?). Имя существительное не всегда выполняет роль подлежащего. В некоторых предложениях оно может выполнять роль дополнения или обстоятельства, например: У дороги растёт красивое дерево (у дороги – обстоятельство). Дорога вьётся между гор (дорога – подлежащее). Прямой дорогой отряд геологов вышел к реке (дорогой – дополнение)»

Не все учащиеся продемонстрировали на уроке наличие у них критического мышления. Многие из них не имеют ещё достаточно развитых навыков анализа, вывода и интерпретации. Им по силам пока только наблюдение и сбор информации. Развитие критического мышления младших школьников возможно под руководством и с помощью учителя.

29.06.2015 10:22


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!