СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Девиантное поведение у детей и подростков

Нажмите, чтобы узнать подробности

Введение

Актуальность темы обусловлена нарастающим интересом к проблеме девиантного поведения несовершеннолетних. Это связано с тем, что все большее количество подростков подвержено девиантному поведению, проявляющемуся в различных формах именно негативной направленности. Зная глубину и обоснованность социальной работы с подростками, особенность проблемных ситуаций, возникающих в этом возрасте, можно предотвратить многие проблемы, проявляющиеся впоследствии в обществе.

Проявление негативного отклонения поведения разнообразны. Их общая черта – вред, ущерб, нанесённый обществу, социальной группе, другим людям, а также личности допускаемые негативные отклонения.

Целью работы является изучение проблемы девиантного поведения и освещение их в обществе, а также определение сущности негативного поведения и принципов по социально-профилактической работе по предупреждению негативного поведения детей и подростков.

Объектом является наше общество, а в первую очередь дети и подростки.

Предмет исследования – девиантное поведение и причины его возникновения

Исходя из поставленной цели, можно выделить следующие задачи:

1. Изучить теоретический материал по данному вопросу.

2. Рассмотреть проблемы девиантного поведения в подростковом возрасте с целью определения мер по предупреждению социально негативных отклонений детей и подростков.

3. Разъяснить полученные результаты и сформулировать выводы,

Гипотеза - для предотвращения формирования и проявления девиантного поведения у детей и подростков важно знание их личностных особенностей. В каждом конкретном случае необходим строго индивидуальной подход, основанный на осознании подростком доверия и заботы взрослых в сочетании с их требовательностью

Методы исследования: сбор и систематизация информации, описательный метод, статистический анализ, обобщение.

Глава 1. Характерные черты и формы проявления девиантного поведения в подростковом возрасте как социальная проблема

    1. Определение термина «Девиантное поведение»

Девиантным поведением в широком смысле называются любые действия, которые не соответствуют сложившимся в обществе социальным нормам и стереотипам. Поэтому принято различать позитивную и негативную девиацию.

Отклоняющееся от нормы поведение, воспринимающееся как необоснованное, неосознанное, но в то же время, не вызывающее порицания, называется позитивной девиацией. Это могут быть героические поступки, самопожертвование, сверхпреданность чему-либо или кому-либо, чрезмерное усердие, обостренное чувство жалости или сочувствия и т. д.

Негативная девиация, напротив, представляет те поведенческие отклонения, которые вызывают у большинства людей реакцию неодобрения или осуждения. Сюда можно отнести терроризм, вандализм, воровство, предательство, жестокое обращение с животными и т. д.

Негативные формы девиации являются патологией: пьянство и алкоголизм, токсикомания и наркомания, проституция, суицид, правонарушения и преступность. Они приводят к нарушению общественного порядка и наносят значительный ущерб, в первую очередь, личности самого подростка.

В связи с этим может быть значительно расширен количественный и качественный состав групп социально неадаптированной молодежи, в их числе: молодые люди из различных культурно-этнических сред (мигранты, этнические группы, цыгане) и социально благополучных/ неблагополучных семей (инвалиды, оставшиеся без родительской поддержки и места жительства, группы риска, одаренные).

Многочисленны группы детей, подростков, юношей из благополучных и неблагополучных семей с выраженными симптомами социальной дезаптации, среди них: так называемые группы риска (молодежь девиантного поведения); сироты, оставшиеся без родительской поддержки, опеки; брошенные дети при живых родителях; бомжи без определенного места жительства. Особого внимания заслуживают вынужденные переселенцы из Чечни, дети иммигрантов из стран ближнего Зарубежья.

Следует также обратить внимание на одарённых детей из общего числа с нарушениями социальной адаптации и инвалидов. Предрасположенные к спонтанности и творчеству, молодежные группы могут социализироваться как с позитивными, так и отрицательными установками. Среди обычных детей предстоит произвести отбор детей с задатками-склонностями к техническому творчеству, к трудовой деятельности, нацеленных на приобретение рабочих специальностей. Многочисленна группа ребят, имеющих коммуникативные навыки и педагогические способности.

1.2. Формы проявления девиантного поведения у подростков

Наркомания особенно в подростковом возрасте имеет социальные причины и последствия. Для преступных элементов это самый легкий путь добывания денег. Злоупотребление наркотиками ведет к росту смертности, особенно среди молодежи, и развитию целого «букета» психических заболеваний. Моральным устоям общества наносится материальный и морально-нравственный ущерб. Приобретение наркотиков становится причиной совершения преступлений против личности: воровства, грабежа, разбоя. Наркоман по мере развития болезни деградирует как личность, так как рабская зависимость от наркотиков заставляет его совершать аморальные поступки.

Путь молодых людей к наркомании начинается с безнадзорности со стороны семьи и общества, когда подросток попадает под влияние так называемого авторитета неформальной группы. Предложение попробовать «травку» следует, как правило, после психологической обработки новичка. Привыкание зависит от индивидуальных особенностей организма той или иной личности, но происходит относительно быстро. Физическая зависимость проявляется в том, что если наркотик не вводится, то наступает абстинентный синдром — «ломка», т. е. организм уже требует новой порции отравы. Человек попадает в рабскую зависимость от «наркоты», и деградация личности завершается.

Между понятиями «пьянство» и «алкоголизм» существуют различия. Алкоголизм - это патологическое влечение к спиртному и последующая социально-нравственная деградация личности. Пьянство — это неумеренное потребление алкоголя, которое наряду с угрозой здоровью личности нарушает ее социальную адаптацию.

По данным различных обследований, в России более 500 тыс. подростков-алкоголиков, 80—85% из них школьники и учащиеся ПТУ, в том числе 3,8% пьют систематически, 18% — умеренно, 27% — эпизодически.

Употребление подростками алкогольных напитков запрещено законом. Однако результаты некоторых обследований свидетельствуют, что 7 из 10 опрошенных впервые употребили алкогольные напитки в возрасте 10—11 лет. По мнению медиков, четвертая часть юношей и шестая часть девушек, употребляющих алкоголь, потенциальные алкоголики.

Сложность ситуации в том, что если к наркотикам подростки в большинстве случаев приобщаются через друзей и знакомых, то к алкоголю — через членов семьи. Они же, по мнению некоторых исследователей, — основные поставщики алкоголя для подростков. В семьях, где традиционное употребление спиртного по праздникам и дням рождения еще не перешло в пьянство, дети воспринимают алкогольное застолье как естественное и даже обязательное явление.

На формирование алкоголизма влияет несколько факторов, среди которых главные — наследственность, характер, индивидуальные свойства личности и особенности окружающей среды.

К факторам, способствующим алкоголизации, можно отнести низкий уровень материального положения и образования. Влияет и обычай непременного угощения со спиртным. Одним словом, программирование предпочтительного отношения к алкоголю как обязательному элементу любого праздничного застолья начинается с самого раннего возраста.

Вторая причина пьянства подростков — усиленные притязания на взрослость. Потребление алкоголя представляется символом самостоятельности, мужества, средством самоутверждения.

Пример сверстников – вот ещё одна причина подросткового алкоголизма. У детей и подростков из неблагополучных (особенно неполных) семей, как правило, культура общения не развита. Отсутствие душевной близости с родителями, контактов с детьми из семей благополучных, некоммуникабельность приводят к поиску «уличной», «дворовой» компании, в которой обязательным элементом общения и времяпрепровождения является выпивка. В такой компании, часто неоднородной по возрасту, пьющие подростки имеют реальные возможности для самоутверждения, проникаются самоуважением, чего не в состоянии получить ни в семье, ни в школе.

В последние годы выявлена еще одна причина влечения подростков к алкоголю. Наблюдается она у детей, о благополучии которых чрезмерно заботятся близкие. Попытки оградить свое чадо от неизбежных забот и обязанностей приводят к формированию у подростка комплекса

таких черт характера, как безволие, зависимость, безответственность, неподготовленность к жизни. Внешне это благополучные, тихие, смирные, легко подчиняющиеся воле взрослых дети и подростки. У них как бы «соглашательский» тип характера, аморфный, без яркой индивидуальности. Нежелание преодолевать возникающие в жизни трудности приводит к поиску легких путей решения проблем, к несопротивлению дурным влияниям. Потребление спиртного для молодых людей такого склада является наиболее простым и доступным (благодаря материальной обеспеченности родителей), хотя и иллюзорным выходом из грудных ситуаций. Они — продукт среды. В здоровом коллективе они могут стать хорошими людьми, учениками, работниками, а в компании антисоциальных подростков легко спиваются. Их будущее зависит от окружения, в котором им придется жить и работать.

1.3. Причины проявления девиантного поведения у подростков

Проявление негативного отклонения поведения разнообразны. Их общая черта – вред, ущерб, нанесённый обществу, социальной группе, другим людям, а также личности допускаемые негативные отклонения.

Причины проявления девиантного поведения:

  1. Плохое социальное окружение
  2. Воспитание в неполной семье.
  3. Недостаточное воспитание(участие) в жизни ребёнка одного из родителей.
  4. Воспитание ребёнка в условиях сильного подчинения.
  5. Частые ссоры в семье.
  6. Неправильная работа педагогов.
  7. Наличие психологических проблем.
  8. Резкое изменение гормонального фона

Глава 2. Профилактика и социальный контроль девиантного поведения среди подростков средствами социальной работы

Для того, чтобы выработать систему мер по преодолению социально-негативных форм девиантного поведения было принято решение взять интервью и узнать экспертное мнение по разрешению данной проблемы. Респондетами в данном случае выступили работник детского дома №2 города Сахалинска Чалая Наталья Александровна и родительница, взявшая опеку над ребёнком, Заборова Надежда Васильевна.

Респондентам было задано по 3 вопроса:

  1. Почему дети проявляют девиантное поведение?
  2. Что способствует этому(мотивация)?
  3. Как относятся к проявлениям девиантного поведения родители и что нужно делать им, чтобы ребёнок не сформировал в себе эту модель поведения?

Вопросы, подготовленные для интервью, помогли в полной мере достичь поставленной цели – сформировать пути разрешения освещённой проблемы проявляющегося девиантного поведения у детей и подростков.

Заключение

В работе была изучена проблема формирования негативного девиантного поведения у детей и подростков. Главным результатом и итогом исследования стало выделение основных направлений деятельности по профилактике и преодолению социально-негативных форм девиантного поведения детей и подростков:

  1. Повышение роли семьи в профилактике социально-отклоняющегося поведения у детей.
  2. Создание благоприятной нравственной обстановки в семье и во внутрисемейных взаимоотношениях.
  3. Предупреждение ошибок в семейном воспитании, формирование у ребенка твердых нравственных ориентиров, нравственной позиции.
  4. Воспитание с раннего детства волевых качеств и чувства собственного достоинства, что позволит сформировать у человека нравственно-волевые качества.
  5. Недопущение насилия над ребенком, подавляющего волю, либо, наоборот, формирующего культ силы, стимулирующего воспитание агрессивности к слабым, немощным.
  6. Побуждение ребенка к самовоспитанию и обучение его методике работы над собой.
  7. Повышение воспитательной роли образовательных учреждений в предупреждении и преодолении девиантного поведения детей и подростков.

В школе работают специально подготовленные педагоги. Этим специалистам вверяются дети и подростки для их дальнейшего обучения и воспитания. Ошибки и упущения в педагогической деятельности преподавателя дорого обходятся их воспитанникам.

Из всего вышесказанного следует, что разрешение проблемы формирующегося и проявляющегося негативного девиантного поведения у детей и подростков кроется в построении грамотного воспитательного и образовательного процесса.

Список литературы

Научные издания:

  1. Рудакова И.А., Ситникова О.С., Фальчевская Н.Ю. Девиантное поведение. РостовнаДону. 2005.
  2. Дивицина Н.Ф. Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками. Ростов-на-Дону. 2005.

Сайты:

  1. https://www.krasotaimedicina.ru/diseases/children/adolescent-deviant-behavior
  2. https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2018/09/24/issledovatelskiy-proekt-na-temu-prichiny-deviatnogo-povedeniya
  3. https://glpni.ru/fobii/deviantnoe-povedenie-detej-pochemu-voznikaet-i-kak-lechitsya.html
11.10.2021 19:00


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей